Почему ребенка не принимают в игру
Автор: Е. Волкова-Гаспарова
Как чаÑто на детÑкой площадке, или в парке, или во дворе можно увидеть такую картину: группа оживленно играющих детей - кто-то руководит игрой, указываÑ, что кому делать; кто-то Ñам вноÑит в Ñюжет игры новый поворот; кто-то ждет раÑпорÑжений «игрового лидера» - организатора и покорно их выполнÑет; кто-то проÑто подает нужную игрушку и Ñ Ð³Ð¾Ñ‚Ð¾Ð²Ð½Ð¾Ñтью броÑаетÑÑ Ð¾Ñ‚Ñ‹Ñкивать недоÑтающий кубик (каÑтрюльку, пиÑтолет)... Родин ребенок Ñтоит невдалеке, так, чтобы было видно и Ñлышно играющих, но в то же Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ñ‡Ñ‚Ð¾Ð±Ñ‹ не привлекать их вниманиÑ. Он и не привлекает.
Он даже избегает вÑтречатьÑÑ Ñ Ð½Ð¸Ð¼Ð¸ глазами, вÑегда готов поÑторонитьÑÑ, еÑли мимо проноÑитÑÑ ÐºÑ‚Ð¾-то из разгорÑченных учаÑтников игры. РеÑли вдруг Ñлучайно к нему обратÑÑ‚ÑÑ Ñ Ð¿Ñ€Ð¾Ñьбой, отноÑÑщейÑÑ Ðº игре («Ðй, Ñ‚Ñ‹ там, подай мÑчик!»), он раÑтерÑетÑÑ, неловко выполнит проÑьбу, а затем отойдет чуть подальше, внутренне Ð¿ÐµÑ€ÐµÐ¶Ð¸Ð²Ð°Ñ Ñто редкое Ñобытие, чтобы затем Ñнова вернутьÑÑ Ð½Ð° Ñвой поÑÑ‚. И Ñнова наблюдать за игрой - чужой игрой, в которой он не учаÑтвует. Может, боитÑÑ, может, не умеет. Рможет, его не принимают.
Ð’Ñе верно: боитÑÑ, что не примут, а не принимают - потому что не умеет играть. И еÑли в три года еще вÑе дети плохо умеют играть вмеÑте, то в шеÑÑ‚ÑŒ, а тем более в Ñемь лет и Ñтарше - Ñто уже проблема, причем очень большаÑ.
Ð’ детÑком коллективе Ñвои законы - чаÑто доÑтаточно жеÑтокие. Рколлектив - Ñто не обÑзательно группа детÑкого Ñада, Ñто Ð»ÑŽÐ±Ð°Ñ ÐºÐ¾Ð¼Ð¿Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð´ÐµÑ‚ÐµÐ¹, которые чаÑто видÑÑ‚ÑÑ Ð² одном и том же меÑте. Такие компании Ñтихийно возникают в меÑтах, традиционно отведенных Ð´Ð»Ñ Ð´ÐµÑ‚Ñких прогулок: в парках, на оборудованных детÑких площадках, на дачных улицах и в городÑких дворах.
Как правило, мамы и бабушки, увлеченно беÑÐµÐ´ÑƒÑ Ð½Ð° Ñкамеечках «о Ñвоем, о женÑком», не обращают Ð²Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð½Ð° игру детей, разве что в крайнем Ñлучае - когда кто-то упал или подралÑÑ. И ребенок, которого не принимают в игру, вызывает у них только раздражение (отрывает от интереÑной беÑеды), даже некоторый Ñтыд за него (вÑе дети как дети, а Ñтот, видите ли, оÑобенный! вÑе играют вмеÑте, а вот он не как вÑе, требует индивидуального вниманиÑ). И редко-редко какаÑ-нибудь Ð´Ð¾Ð±Ñ€Ð°Ñ Ð¼Ð°Ð¼Ð° или бабушка, пытаÑÑÑŒ ему помочь... уводит его прочь от не принÑвшей его компании («Рну их! ПуÑÑ‚ÑŒ играют, они большие. Рмы вот Ñ Ñ‚Ð¾Ð±Ð¾Ð¹ цветочков наберем, потом в магазин Ñходим, а дома Ñ Ñ‚ÐµÐ±Ðµ почитаю или компьютер включим. Да и игрушек у Ð½Ð°Ñ Ð´Ð¾Ð¼Ð° полно, Ñам поиграешь...»).
Ребенок, которого Ñ‚Ñнут за руку, уходит, оглÑдываÑÑÑŒ, на душе у него горечь. Да, дома - игрушки, книжки, компьютер, раÑкраÑки. Дома мама - только вот нет там друзей, и никогда не будет там так веÑело, как им ÑейчаÑ, вот на Ñтой полÑне, в пыли, вÑпотевшим, радоÑтным, а главное - играющим вмеÑте.
Почему же так проиÑходит?
Почему одни легко и непринужденно входÑÑ‚ в любую компанию, а другие - вечно в Ñтороне? Причем оÑобенно Ñ‚Ñжело таким детÑм в детÑком Ñаду, где ÑоÑтав детей поÑтоÑнен и почти нет надежды, что придет кто-то новенький и будет играть не Ñо вÑеми, а именно Ñ Ñ‚Ð¾Ð±Ð¾Ð¹, «отверженным». Ð¢Ð°ÐºÐ°Ñ ÑÐ¸Ñ‚ÑƒÐ°Ñ†Ð¸Ñ Ð¾Ñ‚Ñ€Ð°Ð¶Ð°ÐµÑ‚ÑÑ Ð½Ðµ только на Ñиюминутном наÑтроении ребенка, не только на Ñтановлении его характера, но может определить в дальнейшем его жизненную позицию, а в конечном Ñчете - Ñудьбу.
Причин неÑколько.
Ðапример, ребенок может быть отвергнут ÑверÑтниками по той проÑтейшей причине, что он неприÑтен им внешне (некраÑив, грÑзен, плохо одет, не вытирает ноÑ, имеет какие-то врожденные или приобретенные дефекты - крупные родимые пÑтна, болÑчки, коÑоглазие, изуродованное лицо или руки, хромоту или другую инвалидноÑÑ‚ÑŒ). Как бы не бунтовала против Ñтого Ð³ÑƒÐ¼Ð°Ð½Ð½Ð°Ñ Ð´ÑƒÑˆÐ° педагога или родителÑ, тем не менее, объективные данные говорÑÑ‚ о том, что обычно, без Ñпециальной, длительной, организованной взроÑлыми работы, такого ребенка другие дети не принимают, и не только в игру, но и в Ñвое общеÑтво вообще. См. →
Любой «не такой» вÑегда возбуждает у обычных детей негативное чувÑтво, а гуманное отношение к таким людÑм в нашей Ñтране не привилоÑÑŒ даже в общеÑтве взроÑлых.
Однако более чаÑтой и раÑпроÑтраненной причиной ÑвлÑетÑÑ Ð½ÐµÐ·Ð½Ð°Ð½Ð¸Ðµ ребенком Ñтереотипов и неглаÑных правил ÑпецифичеÑки детÑкого общениÑ, принÑÑ‚Ñ‹Ñ… в данном ÑообщеÑтве. Дети, выроÑшие Ñреди взроÑлых и проводÑщие Ñреди них фактичеÑки вÑÑŽ жизнь, незнакомы иногда даже Ñо Ñловарем и терминологией, иÑпользуемыми ÑверÑтниками, и буквально не могут найти Ñ Ð½Ð¸Ð¼Ð¸ общий Ñзык. Рих «взроÑлаÑ» речь, ÐºÐ¾Ñ‚Ð¾Ñ€Ð°Ñ Ñ‚Ð°Ðº умилÑет родителей, - Ñ Ð±Ð¾Ð»ÑŒÑˆÐ¸Ð¼ запаÑом Ñлов, Ñложными оборотами и разнообразием тем, вызывает у ÑверÑтников в лучшем Ñлучае наÑмешки.
Еще более важной причиной ÑвлÑетÑÑ Ð´ÐµÐ·Ð¾Ñ€Ð¸ÐµÐ½Ñ‚Ð°Ñ†Ð¸Ñ Ñ€ÐµÐ±ÐµÐ½ÐºÐ° в Ñоциальных взаимоотношениÑÑ… окружающих его детей. Он не понимает ÑÐ¾Ð¾Ñ‚Ð½Ð¾ÑˆÐµÐ½Ð¸Ñ Ñоциальных ролей в коллективе, ему не ÑÑно, почему не вÑегда можно выÑказать Ñвое мнение, он не видит причин выполнÑÑ‚ÑŒ раÑпорÑÐ¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Â«Ð»Ð¸Ð´ÐµÑ€Ð°Â» и, главное, не предÑтавлÑет, чем Ñто ему грозит. И когда на него обрушиваютÑÑ Ð½Ð°Ñмешки или агреÑÑиÑ, он не улавливает ÑвÑзи между Ñвоими дейÑтвиÑми и реакцией окружающих его детей. Ðто проÑто недоÑтаток Ñоциального опыта: ведь наш ребенок, даже еÑли и умеет договариватьÑÑ Ñо взроÑлыми, Ñовершенно лишен такой возможноÑти в общеÑтве детей. Да еще большой вопроÑ, захотÑÑ‚ ли они Ñ Ð½Ð¸Ð¼ о чем-то договариватьÑÑ; гораздо легче его проÑто прогнать.
ÐедоÑтаток Ñоциального опыта в Ñочетании Ñ Ñ‚Ð°ÐºÐ¸Ð¼Ð¸ качеÑтвами характера, которые препÑÑ‚Ñтвуют его накоплению (заÑтенчивоÑÑ‚ÑŒ, например, или агреÑÑивноÑÑ‚ÑŒ), ведет к возникновению дефицита ÑпецифичеÑки игрового опыта.
Ð’ Ñтом Ñлучае ребенку трудно:
- выделить роли и принÑÑ‚ÑŒ какую-то на ÑебÑ;
- оÑтаватьÑÑ Ð² рамках Ñтой роли в течение вÑей игры;
- Ñоблюдать Ñоподчинение ролей по Ñюжету;
- понÑÑ‚ÑŒ ÑобеÑедника-партнера Ñ ÑƒÑ‡ÐµÑ‚Ð¾Ð¼ как его роли, так и его личноÑтных качеÑтв, желаний, недовольÑтв и Ñ‚.д. и Ñуметь договоритьÑÑ Ñ Ð½Ð¸Ð¼ в рамках роли и Ñюжета, не обидев при Ñтом «по жизни», как личноÑÑ‚ÑŒ.
Вот и получаетÑÑ, что ребенок играть не умеет, не понимает партнера, вÑе Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ Â«Ð²Ñ‹Ð»ÐµÐ·Ð°ÐµÑ‚Â» из Ñвоей роли, чтобы дать кому-нибудь полезный, Ñ ÐµÐ³Ð¾ точки зрениÑ, Ñовет, путает ролевые и реальные Ð¾Ñ‚Ð½Ð¾ÑˆÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ выÑказываниÑ, обижаетÑÑ Ð½Ð° них. ПонÑтие «понарошку», которым он худо-бедно владеет в индивидуальной игре, вдруг забываетÑÑ, и он вÑерьез воÑпринимает, например, гнев и наказание Ñо Ñтороны мальчика, иÑполнÑющего в игре роль злого папы, может иÑпугатьÑÑ Ð¸ выйти из игры, заÑвив: Â«ÐŸÐµÑ‚Ñ Ð¼ÐµÐ½Ñ Ñ€ÑƒÐ³Ð°ÐµÑ‚, не хочу Ñ Ð½Ð¸Ð¼ играть». Ðалицо Ð¸Ð³Ñ€Ð¾Ð²Ð°Ñ Ð¸ ÑÐ¾Ñ†Ð¸Ð°Ð»ÑŒÐ½Ð°Ñ Ð½ÐµÐ·Ñ€ÐµÐ»Ð¾ÑÑ‚ÑŒ, неготовноÑÑ‚ÑŒ к ÑовмеÑтной игре. Рведь оÑтальные учить его не будут, здеÑÑŒ закон проÑтой: не умеешь - иди отÑюда. Вот наш неудачник и идет, Ð³Ð»Ð¾Ñ‚Ð°Ñ Ñлезы.
Чем можно помочь такому ребенку?
Во-первых, играть вмеÑте Ñ Ð½Ð¸Ð¼ Ñ Ñамых ранних лет, учить принимать на ÑÐµÐ±Ñ Ð¾Ð¿Ñ€ÐµÐ´ÐµÐ»ÐµÐ½Ð½ÑƒÑŽ роль, дейÑтвовать в ее рамках.
Во-вторых, еÑли дети не принимают его в Ñвой коллектив - придумать какую-то другую игру, где он будет более уÑпешен, и приглаÑить оÑтальных играть вмеÑте (чаще Ñ Ñтим ÑправлÑÑŽÑ‚ÑÑ Ð¿Ð¾Ñ‡ÐµÐ¼Ñƒ-то папы). При Ñтом важно не вломитьÑÑ Ð² уже развернувшуюÑÑ Ð¸Ð³Ñ€Ñƒ, где ваш ребенок не пришелÑÑ ÐºÐ¾ двору, а именно организовать новую (может быть, Ñпортивную, Ñоревновательную, народную), главное - требующую ÑÐ¾Ð±Ð»ÑŽÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ‡ÐµÑ‚ÐºÐ¸Ñ… правил, уже знакомых вашему ребенку. Как ни Ñтранно, Ñ‡ÐµÑ‚ÐºÐ°Ñ Ð¸ ÐºÐ¾Ð½ÐºÑ€ÐµÑ‚Ð½Ð°Ñ Ð¾Ñ€Ð³Ð°Ð½Ð¸Ð·Ð°Ñ†Ð¸Ñ Ð¸Ð³Ñ€ Ñ Ð¿Ñ€Ð°Ð²Ð¸Ð»Ð°Ð¼Ð¸ помогает ребенку, не владеющему Ñюжетно-ролевой игрой, но чаÑто оказываетÑÑ Ñложной Ð´Ð»Ñ Â«Ð¸Ð³Ñ€Ð¾Ð²Ñ‹Ñ…Â» детей, привыкших именно к ней.
Разный принцип: опора на фантазию, Ñюжет, Ñоциальные и игровые Ð²Ð·Ð°Ð¸Ð¼Ð¾Ð¾Ñ‚Ð½Ð¾ÑˆÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸Ð»Ð¸ на Ñтрого утвержденный «Ñвод законов» и правил - лежит в оÑнове притÑгательноÑти и уÑпешноÑти у разных типов детей. РпоÑкольку игры Ñ Ð¿Ñ€Ð°Ð²Ð¸Ð»Ð°Ð¼Ð¸ поÑвлÑÑŽÑ‚ÑÑ Ð² детÑком ÑообщеÑтве позже, и играют в них ÑоответÑтвенно более Ñтаршие дети, то и большим уважением, авторитетом пользуютÑÑ Ñ‚Ðµ, кто ими уже овладел.
Кроме Ñпортивных игр, Ñто могут быть любые другие виды детÑкой деÑтельноÑти, в которых ваш «неудачник» компетентен и уÑпешен. Может, он прекраÑно риÑует? Дайте ему Ñту возможноÑÑ‚ÑŒ: дома организуйте выÑтавку, а на улице Ñнабдите мелками, и вÑкоре вÑÑ ÐºÐ¾Ð¼Ð¿Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð±ÑƒÐ´ÐµÑ‚ зачарованно Ñледить за его занÑтием и униженно проÑить Ñ€Ð°Ð·Ñ€ÐµÑˆÐµÐ½Ð¸Ñ Â«Ñ‡ÑƒÑ‚ÑŒ-чуть покраÑить» (вÑпомните Тома Сойера Ñ ÐµÐ³Ð¾ забором!). Ðе может Ñам риÑовать - риÑуйте вмеÑте, но подчеркивайте вÑе Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ (и даже утрированно) ведущую роль ребенка в Ñтом процеÑÑе.
Рможет, вы Ñ Ð½Ð¸Ð¼ вмеÑте Ñклеили бумажного змеÑ? Ðто ÑÐµÐ¹Ñ‡Ð°Ñ Ð¼Ð°Ð»Ð¾ кто умеет, и проÑлавитьÑÑ, завоевать вÑеобщее уважение можно легко.
Рв крайнем Ñлучае можно проÑто вынеÑти на улицу новые игрушки или конÑтруктор - только придетÑÑ Ñледить, чтобы вашего ребенка «не затирали», а игрушки не отнимали.
ПроÑтор Ð´Ð»Ñ Ð²Ð°ÑˆÐµÐ¹ фантазии и творчеÑтва открыт. Главное - не оÑтавлÑйте ребенка, не владеющего в доÑтаточной Ñтепени навыками общениÑ, одного Ñо ÑверÑтниками, будьте Ñ€Ñдом, помогайте, защищайте, но только ненавÑзчиво. При Ñтом важно помнить, что нет необходимоÑти Ñразу же «внедрÑÑ‚ÑŒÑÑ» в толпу детей Ñо Ñвоими идеÑми, иногда (и чаÑто) вполне доÑтаточно организации контакта вашего ребенка Ñ Ð¾Ð´Ð½Ð¸Ð¼-Ð´Ð²ÑƒÐ¼Ñ ÑверÑтниками.
СущеÑтвуют разные дети, Ñ Ñ€Ð°Ð·Ð½Ð¾Ð¹ потребноÑтью в общении. Одному доÑтаточно единÑтвенного друга, Ñ ÐºÐ¾Ñ‚Ð¾Ñ€Ñ‹Ð¼ и видÑÑ‚ÑÑ-то они раз в неделю, чтобы не чувÑтвовать ÑÐµÐ±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð½Ð¾ÐºÐ¸Ð¼ и гордо Ñчитать: «У Ð¼ÐµÐ½Ñ ÐµÑÑ‚ÑŒ друг». Рдругому плохо, еÑли вокруг него не клубитÑÑ Ñ†ÐµÐ»Ð°Ñ ÐºÑ€Ð¸ÐºÐ»Ð¸Ð²Ð°Ñ ÐºÐ¾Ð¼Ð¿Ð°Ð½Ð¸Ñ, где каждый подчинÑетÑÑ ÐµÐ³Ð¾ Ñлову и даже жеÑту. ЕÑли Ñтой «Ñвиты» нет, то и «король» чувÑтвует ÑÐµÐ±Ñ ÑƒÐ¶Ðµ не у дел, ему Ñкучно, а занимать Ñам ÑÐµÐ±Ñ Ð¾Ð½ не умеет.
Как правило, ÑÑ‚Ñ€Ð°Ð´Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸ Ð¿ÐµÑ€ÐµÐ¶Ð¸Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð½Ð°Ñ‡Ð¸Ð½Ð°ÑŽÑ‚ÑÑ Ð² том Ñлучае, еÑли потребноÑÑ‚ÑŒ в общении и игре ограничена невозможноÑтью в Ñтой игре учаÑтвовать или еÑли признанный лидер вдруг в Ñилу непредвиденных обÑтоÑтельÑтв терÑет возможноÑÑ‚ÑŒ Ñвои «лидерÑкие замашки» реализовать (например, попал в новый коллектив, где еÑÑ‚ÑŒ вожаки и покруче).
Ð’ принципе любого ребенка надо учить Ñамому ÑÐµÐ±Ñ Ð·Ð°Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ñ‚ÑŒ, раÑширÑÑ‚ÑŒ Ñферу индивидуальной игры и внеигровых видов деÑтельноÑти и одновременно помогать ему овладеть теми общепринÑтыми Ñреди детей ÑпоÑобами Ð¾Ð±Ñ‰ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ игры, которые необходимы, чтобы не быть изгоем. И еÑли вы видите, что вашего ребенка не принимают в игры, редко звонÑÑ‚ ему по телефону, пренебрежительно здороваютÑÑ Ð¸Ð»Ð¸ вовÑе игнорируют его робкое «здраÑÑте» - то пора (и давно пора) брать дело в Ñвои руки.
РаннÑÑ Ð½ÐµÐ²Ñ€Ð¾Ñ‚Ð¸Ð·Ð°Ñ†Ð¸Ñ Ñƒ детей Ñ Ð¾Ñлабленной нервной ÑиÑтемой во многих ÑлучаÑÑ… ÑвлÑетÑÑ Ñ€ÐµÐ·ÑƒÐ»ÑŒÑ‚Ð°Ñ‚Ð¾Ð¼ их Ñоциальной изолированноÑти. И еÑли Ñам ребенок не в ÑоÑтоÑнии найти Ñебе друга (или друзей), полноправно учаÑтвовать в играх и других видах детÑкой деÑтельноÑти, то без помощи родителей положение будет только ухудшатьÑÑ. ПоÑтому необходимо обеÑпечить ребенку круг общениÑ, причем именно детÑкий. ЕÑли в Ñтарой компании, где его вÑе знают, добитьÑÑ Ð¿Ñ€Ð¸Ð·Ð½Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸ уважение бывшему «изгою» почти невозможно - значит, нужно иÑкать другую компанию. Запишите его в кружки (Ð²Ñ‹Ð±Ð¸Ñ€Ð°Ñ Ñ‚Ðµ, где ваш ребенок будет на выÑоте), гулÑйте в другом меÑте. Ð’ Ñамом крайнем Ñлучае переведите его в другую группу в детÑком Ñаду или Ñмените школу. Ðо Ñто крайнÑÑ Ð¼ÐµÑ€Ð°, поÑкольку дети дошкольного и младшего школьного возраÑта (а иногда и Ñтарше) переноÑÑÑ‚ такие перемены очень Ñ‚Ñжело, и идти на Ñто можно, только еÑли физичеÑкому и пÑихичеÑкому благополучию ребенка что-то Ñерьезно угрожает, например, его не проÑто не принимают в игры, но поÑтоÑнно бьют и унижают. ÐеÑÐ¼Ð¾Ñ‚Ñ€Ñ Ð½Ð° Ñвое незавидное положение в коллективе, Ñти дети вÑегда опаÑаютÑÑ, что в новом меÑте будет еще хуже - ведь они Ñоциально некомпетентны, обычно очень тревожны и Ñклонны к Ñ‚Ñжелым Ñмоциональным реакциÑм, что чревато уже наÑтоÑщим неврозом.
Задача родителей - обеÑпечить ребенку уверенноÑÑ‚ÑŒ и Ñмоциональный комфорт в разных видах деÑтельноÑти, Ñ Ñ€Ð°Ð·Ð½Ñ‹Ð¼Ð¸ по возраÑту детьми (очень чаÑто таким детÑм гораздо легче подружитьÑÑ Ñ Ð±Ð¾Ð»ÐµÐµ младшими и почувÑтвовать в Ñебе Ñилу и уверенноÑÑ‚ÑŒ Ñ…Ð¾Ñ‚Ñ Ð±Ñ‹ на их фоне). Рглавное - помните, Ñта задача разрешима, и чем раньше начать ее решать, тем легче она окажетÑÑ.
Как Ñделать ребенка популÑрным
Многие родители, когда их дети жалуютÑÑ Ð½Ð° Ñоциальное отвержение, говорÑÑ‚, что быть популÑрным вовÑе не так уж и важно. Ðо еÑли бы они на Ñекунду задумалиÑÑŒ и вÑпомнили ÑобÑтвенное детÑтво, то понÑли бы, наÑколько глубоко заблуждаютÑÑ. ПопулÑрным быть необходимо, и, возможно, Ñто одна из Ñамых важных выÑот, которых ÑпоÑобны доÑтичь дети. См. →
Дети-изгои: пÑихологичеÑÐºÐ°Ñ Ñ€Ð°Ð±Ð¾Ñ‚Ð° Ñ Ð¿Ñ€Ð¾Ð±Ð»ÐµÐ¼Ð¾Ð¹
​​​​​​​В каждом детÑком коллективе еÑÑ‚ÑŒ популÑрные дети и не очень. ЕÑÑ‚ÑŒ дети активные, общительные, а еÑÑ‚ÑŒ тихие, одиночки. Одних уÑтраивает второÑÑ‚ÐµÐ¿ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ñ€Ð¾Ð»ÑŒ в клаÑÑе, другие Ñтрадают от такого положениÑ, но не знают и не умеют его изменить. Ðекоторые дети так ÑтремÑÑ‚ÑÑ Ð¾ÐºÐ°Ð·Ð°Ñ‚ÑŒÑÑ Ð² центре Ð²Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¾Ð´Ð½Ð¾ÐºÐ»Ð°ÑÑников, занÑÑ‚ÑŒ лидерÑкую позицию, не ÑƒÐ¼ÐµÑ Ð¿Ñ€Ð¸ Ñтом веÑти ÑÐµÐ±Ñ Ð² ÑоответÑтвии Ñо Ñвоими притÑзаниÑми, Ð²Ñ‹Ð±Ð¸Ñ€Ð°Ñ Ð½ÐµÐ°Ð´ÐµÐºÐ²Ð°Ñ‚Ð½Ñ‹Ðµ ÑпоÑобы поведениÑ, что добиваютÑÑ Ð²Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ñ Â«Ñо знаком минуÑ» - ÑтановÑÑ‚ÑÑ Ð¾Ð±ÑŠÐµÐºÑ‚Ð¾Ð¼ наÑмешек и презрениÑ. И вот Ñти активно отвергаемые ÑверÑтниками ребÑта - Ñвление, к Ñожалению, чаÑтое и трудноиÑправимое. См. →
Как научить ребенка заводить знакомÑтва
Ð’Ñ€Ñд ли вы когда-нибудь видели ребенка, который при знакомÑтве Ñ Ð½Ð¾Ð²Ñ‹Ð¼Ð¸ людьми предÑтавлÑетÑÑ ÐºÐ°Ðº взроÑлый и пожимает другим руки. Дети знакомÑÑ‚ÑÑ, приÑоединÑÑÑÑŒ к группе играющих детей. Ðекоторые дети не знают, как Ñто делаетÑÑ, поÑтому предпочитают играть одни. Другие предпринимают попытки вÑтупить в игру, но делают Ñто таким ÑпоÑобом, что быÑтро начинают раздражать оÑтальных детей. Ð’ Ñтой Ñтатье вы найдете рекомендации, как помочь ребенку научитьÑÑ Ð·Ð½Ð°ÐºÐ¾Ð¼Ð¸Ñ‚ÑŒÑÑ. См. →