Помощь ребенку в приготовлении домашних заданий
Автор: У.Т. Воробьева
Какой должна быть атмоÑфера домашних уроков, и чем она должна отличатьÑÑ Ð¾Ñ‚ школьной? Прежде вÑего, занÑÑ‚Ð¸Ñ Ð´Ð¾Ð¼Ð° должны быть лишены школьной напрÑженноÑти, ребенок может вÑтать и подвигатьÑÑ, как ему хочетÑÑ. Родитель в роли ÑƒÑ‡Ð¸Ñ‚ÐµÐ»Ñ Ð½Ðµ Ñтавит оценок. Дома можно не знать, не уметь, не понимать, не уÑпевать, ошибатьÑÑ - никто не поÑтавит двойку, не Ñделает запиÑÑŒ в дневнике.
БезоценочноÑÑ‚ÑŒ рождает обÑтановку Ñвободы, ÑпокойÑтвиÑ, творчеÑтва, безопаÑноÑти, в которой можно учитьÑÑ Ð½Ð¾Ð²Ð¾Ð¼Ñƒ в Ñитуации поддержки и веры в уÑпех, а не ÑтреÑÑа. Именно в такой атмоÑфере у ребенка развиваетÑÑ Ð¸ уÑиливаетÑÑ Ð¸Ð½Ñ‚ÐµÑ€ÐµÑ Ðº новым знаниÑм и умениÑм, а не Ñтремление получить хорошую оценку любой ценой.
​​​​​​​​​​​​​​Еще один плюÑ: домашние занÑÑ‚Ð¸Ñ Ð¼Ð¾Ð³ÑƒÑ‚ организовыватьÑÑ Ñ ÑƒÑ‡ÐµÑ‚Ð¾Ð¼ индивидуальных оÑобенноÑтей работоÑпоÑобноÑти ребенка. Ð”Ð»Ñ Ð½ÐµÐºÐ¾Ñ‚Ð¾Ñ€Ñ‹Ñ… детей характерна так Ð½Ð°Ð·Ñ‹Ð²Ð°ÐµÐ¼Ð°Ñ ÑпизодичеÑÐºÐ°Ñ Ñ€Ð°Ð±Ð¾Ñ‚Ð¾ÑпоÑобноÑÑ‚ÑŒ, при которой ребенок может удерживать внимание на учебных задачах в течение 7-10 минут, а затем отвлекаетÑÑ, Ð´Ð°Ð²Ð°Ñ Ñвоей нервной ÑиÑтеме Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ð´Ð»Ñ Ð²Ð¾ÑÑтановлениÑ. ПÑтиминутный перерыв Ð´Ð»Ñ Ð¾Ñ‚Ð´Ñ‹Ñ…Ð° - и школьник готов продолжать заниматьÑÑ. Ð’ школе нет возможноÑти предуÑматривать подобные перерывы Ð´Ð»Ñ ÐºÐ°Ð¶Ð´Ð¾Ð³Ð¾ ученика, а дома родители Ð´Ð»Ñ ÑобÑтвенного ребенка могут организовать индивидуальный режим обучениÑ, учитывающий пики и Ñпады его работоÑпоÑобноÑти. ОÑобенно полезен индивидуальный подход тем детÑм, у которых трудно проходит привыкание к школе, а также гиперактивным или Ñлишком тревожным.
ЕÑли вы решили помогать ребенку в приготовлении домашних заданий, Ñтоит запаÑтиÑÑŒ терпением и выдумкой, чтобы превратить занÑÑ‚Ð¸Ñ Ð½Ðµ в мучительную процедуру, а в увлекательный ÑпоÑоб Ð¾Ð±Ñ‰ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ познаниÑ, приноÑÑщий иÑтинное удовольÑтвие и пользу ребенку и вам. ПредÑтавьте, что вы вмеÑте отправлÑетеÑÑŒ в непроÑтое путешеÑтвие из пункта «Ðе могу, не знаю, не умею» в пункт «Могу, знаю, умею!». Причем Ð³Ð»Ð°Ð²Ð½Ð°Ñ Ñ€Ð¾Ð»ÑŒ принадлежит не вам - вы только Ñопровождаете отважного маленького путешеÑтвенника, однако наблюдать, направлÑÑ‚ÑŒ, помогать намного Ñложнее и ответÑтвеннее, чем делать Ñамому. ПоÑтому вам понадобитÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÑŒÑˆÐµ выдержки, Ñил, уверенноÑти в уÑпехе, чем ребенку. Чтобы облегчить вашу миÑÑию, ниже мы приводим оÑновные правила организации индивидуальной помощи ребенку дома, которые ÑпоÑобны принеÑти ему дейÑтвительно пользу, а не вред.
Правила ÑовмеÑтного Ð²Ñ‹Ð¿Ð¾Ð»Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð´Ð¾Ð¼Ð°ÑˆÐ½Ð¸Ñ… заданий
1. ВыполнÑйте домашние Ð·Ð°Ð´Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð²Ð¼ÐµÑте Ñ Ñ€ÐµÐ±ÐµÐ½ÐºÐ¾Ð¼, а не вмеÑто него. ОтветÑтвенноÑÑ‚ÑŒ за их выполнение в любом Ñлучае оÑтаетÑÑ Ð½Ð° ученике, а не на родителÑÑ…. ПоÑтарайтеÑÑŒ убедить ребенка в том, что доброÑовеÑтное приготовление уроков значительно облегчает выполнение клаÑÑных заданий, что дома можно выÑÑнить вÑе то, о чем он не Ñмог ÑпроÑить в школе и без ÑтеÑÐ½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ñ‚Ñ€ÐµÐ½Ð¸Ñ€Ð¾Ð²Ð°Ñ‚ÑŒÑÑ Ð² том, что пока не получаетÑÑ. Ðайдите другие, важные именно Ð´Ð»Ñ Ð²Ð°ÑˆÐµÐ³Ð¾ ребенка, аргументы - например, еÑли ему важно иметь уÑпех у одноклаÑÑников, Ñкажите, что хорошо выученный урок позволит блеÑнуть Ñвоими знаниÑми в школе.
2. ВыполнÑйте Ñ Ñ€ÐµÐ±ÐµÐ½ÐºÐ¾Ð¼ только то, что задано в школе. Ðе Ñтоит перегружать школьника дополнительными заданиÑми. Помните, ребенок находитÑÑ Ð² школе 6-7 чаÑов, а затем его «рабочий день» продолжаетÑÑ, когда он выполнÑет уроки дома. Жизнь ребенка не должна ÑоÑтоÑÑ‚ÑŒ из одной умÑтвенной деÑтельноÑти! Ребенок - целоÑтное ÑущеÑтво, и Ð´Ð»Ñ ÐµÐ³Ð¾ полноценного Ñ€Ð°Ð·Ð²Ð¸Ñ‚Ð¸Ñ Ð²Ð°Ð¶Ð½Ñ‹ движение, общение, труд и творчеÑтво.
3. Какие бы отметки ребенок ни получил, вÑе же ÑÐµÐ¹Ñ‡Ð°Ñ Ð¾Ð½ готов заниматьÑÑ - поддержите его в Ñтом Ñвоей похвалой и одобрением. Важно, чтобы ребенок поверил, что вы его продолжаете любить незавиÑимо от оценок, полученных в школе. РадуйтеÑÑŒ каждый раз, когда заметите в его глазах Ð¸Ð½Ñ‚ÐµÑ€ÐµÑ Ðº знаниÑм, пуÑÑ‚ÑŒ даже при выполнении проÑÑ‚Ñ‹Ñ… задач. Помните, человеку нравитÑÑ Ñ‚Ð¾, что у него получаетÑÑ. Задавайте ребенку Ð·Ð°Ð´Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸ вопроÑÑ‹ по Ñилам. Даже маленький уÑпех, увеличенный родительÑким вниманием и одобрением, окрылÑет, разжигает интереÑ, рождает желание решать более Ñложные учебные задачи.
4. Ограничьте Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ð½Ð° приготовление уроков в целом и Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ ÑовмеÑтной вашей работы. ДоговоритеÑÑŒ Ñ Ñ€ÐµÐ±ÐµÐ½ÐºÐ¾Ð¼, что будете работать вмеÑте 1-1,5 чаÑа, но Ñ Ð¿Ð¾Ð»Ð½Ð¾Ð¹ отдачей. Выполнение уроков в течение двух и более чаÑов иÑтощает Ñилы ребенка, в результате умÑтвенную работу он ÑвÑзывает только Ñ Ð½ÐµÐ³Ð°Ñ‚Ð¸Ð²Ð½Ñ‹Ð¼Ð¸ ÑмоциÑми. Ограничение времени ÑовмеÑтной работы учит ребенка ценить вашу поддержку и помощь.
5. ИÑключите из Ñвоей речи негативные оценочные выÑказываниÑ. Подобные фразы никоим образом не Ñтимулируют умÑтвенную деÑтельноÑÑ‚ÑŒ ребенка, но значительно ухудшают его Ñмоциональное ÑоÑтоÑние. Как правило, они произноÑÑÑ‚ÑÑ Ð¿Ð¾Ð´ дейÑтвием накопившихÑÑ Ð·Ð° Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ð·Ð°Ð½Ñтий Ñмоций раздражениÑ, обиды, пренебрежениÑ, Ñтраха, злоÑти, а иногда и ненавиÑти. ЕÑли вы решили помочь ребенку, оÑтавьте на заранее оговоренное Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ð²Ñе Ñвои дела и заботы. Ð’ противном Ñлучае возникает ÑитуациÑ, когда перÑпектива занÑÑ‚ÑŒÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÐµÐµ привлекательным делом приводит к тому, что взроÑлому ÑтановитÑÑ Ð¶Ð°Ð»ÐºÐ¾ «тратить драгоценное времÑ» на обучение ребенка (Â«Ñ Ð±Ñ‹ уже за Ñто времÑ»), и в результате вырываютÑÑ Ð¾Ð±Ð¸Ð´Ð½Ñ‹Ðµ (и отнюдь не ÑпоÑобÑтвующие повышению умÑтвенной активноÑти) Ñлова: «Ðу неужели Ð½ÐµÐ»ÑŒÐ·Ñ Ñто было Ñделать правильно Ñ Ð¿ÐµÑ€Ð²Ð¾Ð³Ð¾ раза», «Ðто неправильно, думай еще!»
Иногда взроÑлые употреблÑÑŽÑ‚ в общении Ñ Ñ€ÐµÐ±ÐµÐ½ÐºÐ¾Ð¼ фразы, подобные Ñледующим: «Ты проÑто не хочешь думать!», «Ты очень невнимателен» или «ЕÑли будешь так ÑтаратьÑÑ, никогда не получишь ничего больше двойки!» Ðто так называемые формулы прÑмого внушениÑ, которые можно раÑпознать по чаÑто иÑпользуемым в них Ñловам: «вÑегда», «никогда», «опÑть», «вÑе времÑ», «вечно». Иногда в них ÑодержатÑÑ Ð½ÐµÐ³Ð°Ñ‚Ð¸Ð²Ð½Ñ‹Ðµ характериÑтики ребенка: «Ты невнимательный», «Ты ленишьÑÑ», «Ты нытик». Еще родители могут показывать ребенку его малопривлекательное (по причине ÑегоднÑшних неудач в учебе) будущее. Стоит ли говорить, что такие фразы нужно по возможноÑти иÑключать из родительÑкого репертуара Ð¾Ð±Ñ‰ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ Ñ€ÐµÐ±ÐµÐ½ÐºÐ¾Ð¼.
6. ЕÑли ребенок Ñделал ошибку, то взроÑлый должен помочь ему найти ее и иÑправить. Ваша цель - упроÑтить задачу Ð´Ð»Ñ Ñ€ÐµÐ±ÐµÐ½ÐºÐ°, поÑтроить ему такую новую мини-задачу, ÐºÐ¾Ñ‚Ð¾Ñ€Ð°Ñ Ð¾ÐºÐ°Ð¶ÐµÑ‚ÑÑ ÐµÐ¼Ñƒ по Ñилам и поможет понÑÑ‚ÑŒ причину Ñовершенной ошибки. Ðапример, еÑли ребенок при Ñложении 27 и 15 получает 32, вы его Ñпрашиваете: «РÑколько будет 17 и 15?». Получив ответ в новой задаче - 32, ребенок натыкаетÑÑ Ð½Ð° противоречие: 15 ÑкладываетÑÑ Ñ Ñ€Ð°Ð·Ð½Ñ‹Ð¼Ð¸ чиÑлами, а ответ один! Так он приводит его к обнаружению ошибки.
​​​​​​​​7. ВыполнÑÑ Ð´Ð¾Ð¼Ð°ÑˆÐ½Ð¸Ðµ Ð·Ð°Ð´Ð°Ð½Ð¸Ñ Ñ Ñ€ÐµÐ±ÐµÐ½ÐºÐ¾Ð¼, придерживайтеÑÑŒ удобного Ð´Ð»Ñ Ð½ÐµÐ³Ð¾ темпа. ЕÑли вы будете торопить и подгонÑÑ‚ÑŒ, Ñто лишь ÑоздаÑÑ‚ нервозную обÑтановку, не ÑпоÑобÑтвующую мыÑлительной работе, но врÑд ли увеличит ÑкороÑÑ‚ÑŒ выполнениÑ. Призывы: «Внимательнее», «Ðе отвлекайÑÑ!» тоже не принеÑут пользы. Ребенок отвлекаетÑÑ Ð¿Ð¾Ñ‚Ð¾Ð¼Ñƒ, что его Ð½ÐµÑ€Ð²Ð½Ð°Ñ ÑиÑтема требует времени Ð´Ð»Ñ Ð²Ð¾ÑÑтановлениÑ. ЕÑли ребенок продолжает заниматьÑÑ Ð¿Ð¾Ð´ принуждением, то он уÑтанет гораздо быÑтрее. Заметив признаки ÑƒÑ‚Ð¾Ð¼Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ (ребенок ронÑет карандаш или ручку, не будучи голодным проÑит еÑÑ‚ÑŒ или пить, задает отвлеченные вопроÑÑ‹, берет в руки поÑторонние предметы и Ñ‚. д.), предоÑтавьте ему возможноÑÑ‚ÑŒ отвлечьÑÑ Ð¾Ñ‚ занÑтий на 5-7 минут, затем вновь вовлеките в учебный процеÑÑ.
8. Ðе Ñтавьте перед ребенком неÑколько разноплановых задач одновременно. Ðапример, Ñидеть прÑмо, пиÑать краÑиво, думать быÑтро. ПоÑтоÑнное торпедирование командами-приказами: «ВыпрÑмиÑь», «Ðе дергай ногой!», «Ðе куÑай губы!», «Пиши ровно» - приводит к прÑмо противоположному результату: ребенок тут же отвлекаетÑÑ, и ему трудно вновь ÑоÑредоточитьÑÑ. Выделите Ð´Ð»Ñ ÑÐµÐ±Ñ Ñ‚Ñƒ главную задачу (прочитать и разобратьÑÑ Ñ Ñ‚ÐµÐºÑтом, понÑÑ‚ÑŒ решение задачи, грамотно перепиÑать упражнение и Ñ‚. д.), а оÑтальные отодвиньте на другое времÑ.