Потребитель
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Потребитель — тот, кто заботится о себе за свой счет.
Потребитель — один из способов человеческой жизни, наряду с позицией Творца, Романтика и Паразита. Потребитель — низший и одновременно самый типичный вариант Деятеля.
Потребитель живет, заботясь о себе, но о себе он заботится честно, за свой счет, не ущемляя права других. Если ему не хватает денег, он пойдет и себе заработает. На его место претендует другой? Он вступит с ним в борьбу, но борьба будет честной. Получил зарплату? — Потребитель устроит себе праздник и потратит деньги так, как хочется лично ему. А до вас ему дела нет. В ситуации опасности Потребитель спасает себя, заботясь о собственном выживании. Уровень порядочности тут определяется готовностью выживать самому за счет не просто других, а — Своих. В ситуации конкуренции за ограниченные ресурсы Потребитель — эгоист, защищающий свои интересы в честной борьбе. В ситуации благополучия и изобилия Потребитель устраивает себе и своим — Праздник. Имею право покайфовать и расслабиться — расслабимся! Но — на свои… Для Потребителя свои — те, кто приятен или полезен. С кем хорошо провести время или кто имеет деньги и связи. Мечта Потребителя — законная состоятельность. Я богат, здоров и с чистой совестью.
Конечно, потребители бывают очень разные: узко мыслящие и заботящиеся о тех, кто заботится о нем, бездумные (хакуна-матата) и думающие о своем будущем, прямолинейные и гибкие, включающими в «свое» только лично себя или заботящиеся о своих близких, как о своем продолжении.
У умного Потребителя могут быть «свои», о которых он заботится тоже. Один за всех, все за одного, и своих он не предает. Но все остальные — посторонние, которыми можно попользоваться когда удобно и получается, а в остальное время пусть не мешаются.
Суть не в том, что «задвинул» — это нормально. Дельный человек и отличается от бездельника тем, что может задвигать тех, кто сейчас в стороне от его дела, — суть в том, что среди всех людей реально живой, достойный интереса и заботы человек — только он сам.
Ему больно — это не правильно, потому что ему больно быть не должно. Больно другому — ну и что, мне-то какое дело? У него появились деньги — это хорошо, деньги появились у вас — это хорошо только в том случае, если что-то перепадет и ему. Его не интересует жизнь, точнее, интересует только в той степени, как она относится лично к нему. Его внутренний лозунг — крылатая фраза, которую оставил после себя в истории французский Король-Солнце, Людовик XIV: «После нас — хоть потоп!». Самое главное остается: такой человек заботится только о себе.
Как Потребитель относится к собственному развитию? Когда и сколько он заинтересован в развитии своей личности? — Когда лично ему выгодно и удобно — он развивать себя будет. Когда это не модно, или Потребитель устал, возраст уже не тот и диван привлекательнее — на всяком развитии Потребитель легко может забить и в развитии остановиться. Если ему более удобной окажется деградация личности, Потребитель покатится вниз. Тем не менее, если Потребителю с детства были вставлены жесткие рамки, например, хорошая религия, то он может держаться и даже развиваться благодаря этому.
Как личностная конструкция, Потребитель (особенно мужчина) легко разрушается, сваливается в алкоголизм и наркотики. Действительно, если нет внешних ориентиров и Потребитель ориентируется только на себя, то он легко может выбрать то, что лично ему просто удобно, не думая ни об окружающих, ни о собственных перспективах.