Православие

01 октября 2022 г. в 21:42

 

 

Православие, как система взглядов на природу человека, формирует в человеке определенные взгляды на жизнь, отношение к себе и к людям.

А именно, для людей с православными взглядами обычно характерна тяга к соборности (все вместе), уважение к власти, устремление к правде, приоритет духовных устремлений над желаниями тела, воспитание в себе благодарности и любви к окружающим, при этом ощущение своей грешности, негативное отношение к вере в свои силы (гордыня), негативное отношение к деньгам и богатству, склонность полагаться на волю Божью.

При этом нельзя утверждать, что православие формирует отрицательное отношения к себе. Напоминая, что человек сотворен по образу Божию (Быт.1, 26) и призван к обожению, богоуподоблению, православие провозглашает несравненное достоинство и ценность человеческой личности, предназначенной существовать не только в соединении с Богом как Источником Жизни, Блага, Истины, но и возвеличить все творение. Православие подчеркивает величие таких человеческих качеств, как бессмертие, свобода, разум, стремление к истине и добру и пр., вплоть до признания достоинств человеческого тела.

Подробнее об этом см., например у Св. Григория Паламы, Григория Нисского, Василия Великого, Максима Исповедника и многих других. Если самих Отцов найти затруднительно, можно просмотреть "Догматическое богословие" архим. Алипия и Исаии.

Кроме того, вероучительная истина в Воплощении Второго Лица Св. Троицы и соединении в Личности Иисуса Христа двух природ, - Божественной и человеческой, - еще более возвышает человека.

Что касается "отрицательного отношения", то Православие учит, что полезно отличать человека от того греха, который в нем живет, то есть мешает человеку быть человеку и может сделать его скотоподобным или демоноподобным. В православном понимании (в отличие от западного) грех есть болезненная рана, которую человек наносит своей душе. Православие предлагает исцеление и возвращение личности к своему богоподобному достоинству. См.

Православие о свободе и вершине развития личности

По взглядам православных философов, свобода не есть данность, а есть заданность, свободу ребенок приобретает в конце воспитания. Одна из задач воспитания как раз в том и состоит, чтобы развить дар свободы. Если дар свободы приобретён, то на этом задача воспитания кончается (Н.Н. Афанасьев).

Православно ориентированным философам и психологам во взгляде на задачи развития личности ближе представление не о гармонически развитой, а о иерархически развитой личности.

"В современной педагогике существует понятие о гармоничном строении личности, для достижения которого достаточно лишь равномерное развитие всех сторон личности. Однако, наряду с понятием о гармоническом строении личности, существует и другое понятие – о иерархическом строении личности, ведущее к совершенно другому построению педагогогики (Н.Н. Афанасьев)".

Православие и светская психология

Православие в некоторых позициях расходится со светской психологией. Это касается и взглядов на семейную жизнь ("жена да убоится мужа своего"), отношения к половой жизни до брака, возможность решать свои душевные проблемы с помощью позитивного отношения к себе.

С форума Синтона: "Заставлял ее делать упражнения из синтона: благодарности, достоинства, держать спинку и осанку. Она твердила, что нужно унижаться и унижать себя, что гордыня это грех". 

При этом нужно учитывать, что внутри самой светской психологии много различных направлений, и во взглядах на направленность развития личности к православию ближе всего синтон-подход, где предлагается воспитывать не гармонически развитую, а иерархически развитую личность. См.

  • Религия

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Аскетизм"
01 окт. 2022 г.
Аскетизм (от греч. askesis — упражнение, подвиг) — учение об ограничении, воздержании, подавлении органических потребностей (питание, сон и др.) и чувственных желаний для достижения нравственного совершенства (трезвость, половое воздержание), а также практическая реализация такого учения.
0Подробнее →
Картинка к "Грех"
01 окт. 2022 г.
Слово грех - перевод греческого слова αμαρτια, которое буквально означает промах или непопадание в цель. Грех и есть несоответствие человека цели своего существования, неправильное осуществление человеческой природы или противоестественная деятельность. Существует известное изречение Святого Августина, что «грех есть совершение таких поступков, о коих человеку известно, что они запрещены, и от коих он волен воздержаться».
Картинка к "Особенности российской культуры"
01 янв. 2010 г.
Об особенностях российской культуры можно говорить только конкретно, сравнивая ее с культурами известных соседей ближнего и дальнего зарубежья.
Картинка к "Православная психология"
01 окт. 2022 г.
Православная (святоотеческая) психология анализирует психологию страстей греховных, наклонности к ним, виды их проявлений, корни их и происхождение, научает пастырей быть лекарями грехов и пороков кающихся, наглядно-убедительно приводит к покаянию, которое не есть осознание наименованиями греха священнику на исповеди, но есть жительство, перерождение сердца с принесением плодов осознания греха.
Картинка к "Православное воспитание"
01 окт. 2022 г.
​Православное воспитание имеет свои особенности. Старшие дети помогают младшим, привыкая к деятельной любви и вниманию. Все у детей общее, завистники же, жадины, ябеды - менее всего в почете! Воспитание строгое, от своеволия (Мне хочется, я хочу, я не хочу!..) детей отучают: "Если обратиться к уходящему крестьянскому русскому быту или к опыту современных многодетных семей (а они, как правило, православные), то там дело воспитания поставлено лучше всего.
Картинка к "Развитая личность на пути Служения"
01 окт. 2022 г.
Развитая личность, выполняющая свои задачи перед чем-то для нее Высшим (семьей, обществом или хотя бы бизнесом, в религиозно-ориентированном подходе - перед Богом), строит себя как иерархически развитая личность. Иерархически развитая личность является идеалом развития для реалистического, социально-ориентированного подхода. Другой сильной альтернативой иерархически развитой личности является гармонически развитая личность.