Причины задержки умственного развития

01 октября 2022 г. в 21:42

Автор: В.И. Гарбузов, профессор, психоневролог-психотерапевт, врач высшей категории

​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​В большинстве случаев причинами задержки умственного развития являются неблагоприятно протекающая беременность с хроническим или длительным кислородным голоданием плода, асфиксия в родах и родовая травма, инфекционные, соматические заболевания и интоксикация в раннем возрасте, а также, естественно, погрешности воспитания. Задержка может быть вызвана, что иногда случается, драматическим перерывом в развитии ребенка, особенно в раннем возрасте, когда он по каким-то причинам на месяцы был предоставлен самому себе.

В Доме ребенка или в больнице он надолго оказался в кроватке. Его кормили, за ним ухаживали, но с ним не общались. Он целыми днями смотрел в потолок, сосал палец, ковырял пупок, молчал и лепетал, говорил, не встречая отклика. И он деградировал, поскольку в течение какого-то периода не развивался умственно и эмоционально. Называется это госпитализмом, регрессией. Достаточно всего двух таких месяцев, чтобы белый потолок палаты, комнаты, который он только и видел, как бы отпечатался бельмом в его уме.

Родители отмечают: уже понимал, уже говорил - и вдруг перестал понимать, говорить; уже просился на горшочек - и вот вновь неопрятен. Одна из матерей сказала горько, но точно: «В больницу увезли больного человека, а вернули здоровую обезьянку». Дефект в данном случае может оказаться невосполнимым. Такое, естественно, бывает редко, но мы обязаны сказать об этом, чтобы подобное не случалось никогда. Однако чаще задержка выражена более мягко, поддается исправлению, хотя на преодоление ее могут быть затрачены годы. Причин задержки умственного развития много, а путь ее устранения один - неустанная, кропотливая, требующая терпения и великой любви работа с ребенком, направленная на развитие его ума.






  • Развитие ребенка
  • Мышление ребенка

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Диагностика развития мышления у детей в возрасте от 3 до 6 лет. Задания"
01 окт. 2022 г.
В дошкольном возрасте у детей преобладает наглядно-образное мышление (оперирование образами), поэтому и задания на диагностику уровня развития мышления должны быть соответствующими. Предлагаемые задания могут также использоваться в качестве развивающих упражнений.
1Подробнее →
Картинка к "Диагностика развития мышления у дошкольников и младших школьников (от 3 до 10 лет)"
01 окт. 2022 г.
Окружающий мир, в который входит ребенок, подбрасывает с каждым годом все более сложные задачки, для решения которых недостаточно просто видеть, слышать, чувствовать, а очень важно выделять связи, отношения между явлениями. Почему из разбавленной водой глины можно лепить всевозможные поделки, а невлажная глина просто рассыпается? Почему деревянный кораблик не тонет, а железный тут же погружается в воду? Почему помещенный в морозильник фруктовый сок в формочке превращается в фигурный лед?
Картинка к "Любознательность у детей"
01 окт. 2022 г.
Любознательность у детей - это норма, даже один из признаков одаренности, поэтому очень хорошо, когда ребенок задает вопросы, и тревожно, когда не задает. В этом случае надо серьезно разобраться в причинах. На все вопросы детей надо отвечать по научному точно и доступно, как бы вы заняты ни были. Более того, нужно похвалить за хороший вопрос, за желание узнать. Но еще лучше, если вы будете, с пониманием относясь к незнанию ребенка, побуждать его самостоятельно находить ответы на вопросы в словарях, справочниках, книгах.
Картинка к "Оценка уровня умственного развития ребенка"
01 окт. 2022 г.
В оценке нормативности ребенка уровень его умственного развития занимает ведущее место. Не случайно видовое наименование человека - homo sapiens, sapiens - человек разумный, разумный! Человек разумен, если он нравствен, способен обуздать свой трудный характер, агрессивные эмоции, прийти к правильному поведению и нормально адаптироваться. Принято полагать, что высоким интеллектом обладает каждый четвертый, средняя норма его - у двух из четырех, нижняя граница, т.е. то, что еще можно оценивать как более или менее удовлетворительное, примерно у каждого шестого, и неудовлетворительный уровень интеллекта - у каждого десятого (7% детей по уровню интеллекта между нижней границей нормы и умственной отсталостью и 3% - умственно отсталые).
Картинка к "Предупреждение и преодоление задержки умственного развития"
01 окт. 2022 г.
Издревле считали умным умеющего думать. И К. Гельвеций предостерегал: «Не следует начинять голову ребенка фактами, без того, чтобы учить судить о них. В этом случае, полагал он, ребенок обнаруживает большие таланты к болтовне в детстве и полное отсутствие здравого смысла в зрелом возрасте. Сумма знаний не самоцель. Они мертвы без умения их использовать». М. Монтень указывал: «Знать наизусть вовсе не означает знать».
Картинка к "Все ли игры детей одинаково полезны"
01 окт. 2022 г.
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Именно в игре у ребенка развиваются основные психические функции (воображение, мышление, память, внимание, речь). Поэтому обучающие занятия с дошкольниками лучше всего проводить в игровой форме.