Пути достижения самоактуализации

31 декабря 2009 г. в 21:00

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

 

Абрахам Маслоу определяет самоактуализацию как "полное использование талантов, способностей, возможностей и т.п." [18, с. 150]. Самоактуализированный человек – достигший более оптимального, эффективного и здорового уровня функционирования, чем средние люди.

Отличайте самоактуализированного (самоактуализировавшегося) и самоактуализирующегося человека. Первый уже достиг, второй находится в пути и процессе. См.

Хорошо, а каким путем люди могут достигать такого высокого уровня? Наверное, пути могут быть разные. Достижение более оптимального, эффективного и здорового уровня функционирования, чем у среднего человека, может на наш взгляд произойти, как минимум, четырьмя путями.

Первое – в человеке это развили родители и педагоги. У человека была хорошая почва, но автором его успехов был скорее не он, его развили до необходимого уровня семья и школа.

Второе – человек развил это в себе сам, путем настойчивого самообразования.

Третье – человек–гений от рождения. Он изначально родился таким и стал таким без всякого обучения и образования. Уникальный естественный рост сквозь любые преграды. Такое редко, но бывает. Великая певица Има Сумак не получила музыкального образования и не знала нот, она училась пению самостоятельно, подражая пению птиц. Галина Вишневская - аналогично, это природное дарование.

Четвертое – в обычном человеке это выросло естественным образом само, при условии, и это важно, что ему расти никто не мешал и создавали благоприятные условия.

Что касается автора концепции самоактуализации, то сам Абрахам Маслоу рассматривал как возможный только четвертый из представленных вариантов. Как писал А. Маслоу: "Я представляю себе самоактуализировавшегося человека не как обычного человека, которому что-то добавлено, а как обычного человека, у которого ничто не отнято. Средний человек - это полное человеческое существо, с заглушенными и подавленными способностями и одаренностями" [13, с.91]. Как можно понять, Маслоу говорит здесь о естественном росте личности, при котором все в человеке произойдет само. Внешнее развитие (как добавка) здесь представляется как нечто лишнее, а обязательным считается лишь создание благоприятных условий, когда у человека "ничего не отнимается". Как он писал: "Учитель или культура не создают человека. Они не насаждают в нем способность любить или быть любопытным, или философствовать, создавать символы, творить. Скорее они дают возможность, благоприятствуют, побуждают, помогают тому, что существует в зародыше, стать реальным и актуальным" [17, с. 161]. Если это понимать как отрицание возможности (и необходимости) обучения и саморазвития, то с А. Маслоу согласиться трудно. По поводу тех людей, которых изучал А. Маслоу - каковы были действительные условия их развития, или, еще точнее, что было настоящей причиной такого их развития - достоверных научных данных нет, но из общих соображений можно уверенно говорить, что в их развитии их семья и окружение принимали активное участие.

Концепция «семечка», из которого растет личность сама, - красивая, но скорее всего ошибочная, неадекватная реальности. Рост и развитие личности имеет смысл представлять как экосистему, где ребенок – не само семя, из которого все заданным образом растет, а скорее почва, в которой есть различные семена, куда иногда случайно попадают еще более разные семена извне, куда садовники (родители и педагоги) сажают лучшие семена человеческой культуры. Ребенок растет не один, и очень здорово, что не один. Умные родители и педагоги не подавляют, а пробуждают в ребенке смелость и уверенность в себе, развивают как трудолюбие, так и умение дружить, умение слушать и слышать другого, пользоваться алгоритмом «Повтори-согласись-добавь»…

А тем замечательным людям, которые хотят максимально развить свои таланты, способности и возможности, предложим заняться практикой самосовершенствования. Можно заниматься самостоятельно, эффективнее работа в группе единомышленников и под руководством опытного наставника по личностному развитию. Если вам это подходит, приглашаем на Дистанцию.

  • Автор Н.И. Козлов
  • Самоактуализация по Маслоу

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Дистанция — система пошагового развития личности"
01 янв. 2016 г.
Почему «Дистанция»? Вы когда-нибудь пробегали на стадионе дистанцию? «На старт… Внимание… Марш!» — и вы полетели вперед.
12Подробнее →
Картинка к "Как работать над собой"
01 янв. 2010 г.
Людей, ВЕРЯЩИХ в то, что себя можно изменить — немного. Еще меньше людей, ГОТОВЫХ себя менять.
Картинка к "Ребенок растет не один, а в экосистеме"
01 янв. 2006 г.
Рост и развитие личности различными исследователями и психологическими школами описывается очень различно. Представление о самоактуализации от Карла Роджерса описывает рост и развитие личности через метафору почки или семени, из которого вырастает, разворачивает себя то или иное дерево.. "Как растение стремится быть здоровым растением, как семя содержит в себе стремление стать деревом, так и человек движим побуждением становиться целостным, полным, самоактуализирующимся человеком".
Картинка к "Самоактуализация как процесс и как результат"
01 янв. 2006 г.
Будем внимательны: самоактуализация в работах А. Маслоу определяется в разных местах по-разному, когда-то как процесс, а когда-то как результат. А это очень разные вещи. Слушайте внимательно: самоактуализация как процесс - разворачивание личностного потенциала, рост и развитие личности человека, происходящий вследствие естественного разворачивания в нем того, что заложено в нем природой. Самоактуализация как результат роста и развития личности - максимальная выраженность психологического здоровья личности, высокая психологическая культура, достаточная образованность и социальность.
Картинка к "Самосовершенствование"
01 янв. 2013 г.
Самосовершенствование — осознанное развитие у себя достойных (нужных по жизни и этичных) навыков и качеств.