Раскрепощенность

01 октября 2022 г. в 21:45

Раскрепощенность это — низкий уровень самокритики человеком своего поведения (особенно внешней его стороны), богатство арсенала выразительных свойств, общая физическая мобильность.

Раскрепощенность человека отчасти помогает судить о его характере. Как правило люди с «плохим» характером, то есть склонные очень критически, негативно и тенденциозно оценивать других людей, менее раскрепощены, потому что проецируют на других свой характер. Поскольку сам мизантроп любит «найти соринку в чужом глазу», то есть придирается к разным мелочам, поэтому сам стремится свести такие мелочи к нулю, отчаянно дозируя каждое свое внешнее проявление.

Рекомендуемые упражнения и техники

Интеллектуальное упражнение «Я, робот»

Цель упражнения

Развитие интеллектуальных способностей. Хорошо подходит для раскрепощения группы, знакомства участников между собой (для начала тренинга).

Задачи: познакомиться и немного отрефлексировать понятие интеллект. Уже в ходе выполнения этого упражнения участники могут найти ответы на свои важные вопросы, которые их до этого мучили.

Описание

Ведущий предлагает участникам тренинга познакомиться между собой:

— каждый по очереди называет себя,

— сообщает: «Если бы я внезапно очутился в теле робота, я бы хотел, чтобы мой интеллект...»

После каждого выступившего ведущий поднимает важные вопросы, касающиеся работы интеллекта: что это такое, как интеллект проявляется на практике, чем отличаются люди с разными уровнями интеллекта.

Манипулятивная игра «Марионетки»

Цель игры

Игра основана на преднамеренных манипуляциях одними игроками других. Манипулируемый знает, что им манипулируют, и все присутствующие это тоже знают, у участника за счёт этого снимается неуверенность в своих поступках, чувство стеснительности. В раскрепощении он усваивает новые, незнакомые ему ещё формы общения.

Упражнение по сути близко к ролевым играм, но в отличие от них лишает пассивного участника свободы в действиях, оставляя при этом возможность побыть в незнакомой или даже чуждой ситуации.

Развивает качества: Уверенность. Раскрепощенность. Коммуникабельность

Не рекомендуется для работы со школьниками

Описание игры

Для игры требуется четыре участника. Выбор участников зависит от характера тренинга. Если тренинг в целом посвящён развитию чувства уверенности в межличностном общении, то можно вызывать игроков сугубо добровольно (при этом оставляя возможность всем по очереди принять участие). Если ведущий видит, что несколько человек из его группы испытывают проблемы в общении, то он может вставить эту игру в процесс тренинга с прицелом на то, чтобы именно эти участники приняли участие. В этом случае ведущий должен проявить своё искусство ненавязчиво подтолкнуть этих участников к игре. Подробно См.→

Техника «Распускание панцирей»

Цель

Данная техника предназначена для раскрепощения человека, обретения чувства уверенности, развития элегантности в движениях. В основу техники положены идеи телесно-ориентированной психотерапии Вильгельма Райха. Она включает в себя тридцать мини-упражнений.

На каждое из мини-упражнений должна отводиться примерно минута. В целом на технику отводится 30 минут.

Можно использовать как в программе группового психологического тренинга, индивидуального тренинга. Можно осваивать самостоятельно.

Технику полезно использовать в программах развития самовыражения, в том числе актёрского мастерства, тренингах личностного роста, тренингах эмоциональной саморегуляции, в разного рода имиджевых тренингах.

Рекомендуется использовать технику только взрослым людям, достигшим восемнадцати лет. Подробно См.→

Упражнение «Зажим»

Цель упражнения

Снятие психофизиологических «зажимов» и формирование приемов релаксации состояния.

Участники садятся в заведомо неудобную позу. При этом в определенных мышцах или суставах возникает локальное напряжение, »зажим». Необходимо в течение нескольких минут точно выделить область зажима и снять его, расслабиться.

Участники делятся своими впечатлениями и ощущениями.

Упражнение «Тревожная скульптура»

Цель упражнения

Упражнение поможет преодолеть состояние тревоги, снять психологическую зажатость. Его можно проводить как самостоятельно, так и в процессе группового психологического тренинга.

Описание

Это упражнение проводится в тех случаях, когда вас неотлучно преследует состояние тревоги, и это состояние вызывает у вас подавленность.

Приготовьте пространство. У вас должно быть хотя бы пара-тройка свободных квадратных метров.

Сосредоточьте мысли на обстоятельствах, вызывающих у вас тревогу, на ощущениях, которые вызывает это состояние.

Представьте, что вы решили заказать скульптуру, в которой будете вы сами. При этом вы желаете, чтобы в этой скульптуре была отражена нынешняя ваша тревога, негативные переживания, связанные с ней. Вы решили сделать заказ известному и хорошему скульптуру, который может малейшими нюансами подчеркнуть состояние, в котором вы находитесь. Но для этого вам надо попозировать ему.

Примите именно такую позу, в которой вы бы хотели быть запечатленным, со всеми терзаниями. Если есть возможность, то можно переодеться, использовать какие-то предметы или даже других людей. Позировать можно перед зеркалом, чтобы принять наиболее эффектную позу. Можно попросить кого-то запечатлеть вас в фотографии, если вам угодно.
Чем больше вы проявите фантазии и изобразительных способностей здесь, тем лучше.

Замрите в этой позе минут на 5-10. Попробуйте испытать эстетическое удовольствие от своей позы. Если ваше тело физически напряжено, попробуйте испытать удовольствие от этого напряжения. Представьте, что вы на самом деле стали статуей, что пришли какие-то эксперты, оценивают вас, что вас засовывают в деревянный ящик, а потом куда-то долго везут. Представьте, что вас выгружают, куда-то несут. Потом с вас снимают ящик, и вы оказываетесь во всемирно известном музее. Вокруг другие скульптуры, счастливые и несчастные, добрые и злые, грустные и веселые, умные и глупые... В зал заходят туристы, разглядывают вас, поражаются той глубине чувств, которые смог изобразить скульптор. И так проходит месяц за месяцем, год за годом, столетие за столетием. И вам приятно, что вы со своими переживаниями попали в вечность.

Упражнение разминки «Найди отличие»

Цель упражнения

Снять напряжение участников, развить у них наблюдательность друг за другом.

Описание

Между процедурами тренинга ведущий делает паузу и предлагает участникам найти что-то в его собственной внешности, что разительно отличается от внешности всех других участников. Таким отличием может быть: наличие бороды, обувь другого цвета, какой-то стиль одежды, наличие аксессуара и т.п. В дальнейшем это упражнение можно повторить, спрашивая уже про внешность кого-либо из участников.

Замечание: если кто-то из участников робок и обидчив, лучше не выбирать его.

Упражнение разминки «Спутники»

Цель упражнения

Упражнение предназначено для физической разминки, раскрепощения участников тренинга. Может применяться как в начале тренингового дня, так и в его середине.

Описание

Предварительно, по числу участников, ведущий заготавливает карточки для жеребьёвки. Для этого подойдут, например, обычные игральные карты, разрезанные пополам. Количество половинок должно совпадать с количеством участников. Если последних нечётное число, тогда ведущий добавляет себя в этот список. На одной половинке от каждой карты надо написать маркером букву «П» (Планета), на другой — «С» (Спутник).

Жеребьёвка происходит так. Каждому выдаётся по половинке игральной карты. Участнику необходимо найти вторую половинку (то есть второго участника). Когда все разобьются по парам, ведущий даёт следующую инструкцию:

— Те из вас, у кого на карточке написано «П», будут «планетами». Те, у кого написано «С», — «спутниками». Задача у «спутников» одна — вращаться вокруг «планет», не отставая от них. У «планет» несколько задач. Первая — определиться со своим названием. Желательно взять что-то из названий планет Солнечной системы (Меркурий, Венера, Земля...). Название «планеты» должно быть уникальным, не повторяться. Затем надо выбрать себе цвет. Цвет тоже не должен повторяться. Третья задача — передать какой-нибудь планете через другую планету свой комплимент.

Примеры: «Юпитер, передай синей планете, что она сегодня хорошо выглядит», «Серая планета, передай Меркурию, что у него очень весёлый спутник». Упражнение закончится, когда все задачи будут выполнены.

Упражнение разминки «Экстрасенс»

Цель упражнения

Упражнение пригодится для разминки в процессе группового тренинга, продолжающегося несколько дней (начиная с третьего, четвёртого дня). Оно позволяет настроить участников на дальнейшую работу, активизировать знания друг о друге, полученные в предыдущие дни, развить эмпатию, создать атмосферу доброжелательности и взаимной заинтересованности.

Описание

В шутливом ключе ведущий предлагает участникам «поупражняться в экстрасенсорных способностях». Для этого каждый участник по очереди должен:

а) расслабиться, откинувшись в своём кресле или на своём стуле;

б) закрыть глаза;

в) сосчитать про себя до семи;

г) во время счёта попробовать вызвать образ кого-либо из участников и угадать его состояние;

д) по окончании счёта огласить своё суждение, не называя имён и не указывая на кого-то конкретно.

Ведущий делает разъяснение, сообщая, что суждение может быть обо всём: о психическом состоянии кого-то из присутствующих, о его мыслях, настроении что-то сделать или не сделать. Ведущий первым показывает пример. Он закрывает глаза, считает про себя до семи, потом открывает глаза и говорит что-то вроде следующего:

— Мне показалось, что у кого-то из участников сейчас сильно болит зуб.

— Мне было видение, что сразу двое участников тренинга не выспались, им очень хочется зевнуть.

— Как мне кажется, кому-то сейчас очень хочется курить.

— Я думаю, у одного из нас дома осталась голодная кошка, и он об этом переживает.

Если упражнение очень понравилось участникам, его можно повторить и на следующий день.

Упражнение разминки «Я хочу больше всех»

Цель упражнения

Упражнение разминки для программы группового психологического тренинга.

Описание

Участники в свободном порядке соревнуются в своих желаниях: кто сможет загадать желание самое крутое. Оценка «крутости» — коллективная.

 
  • Поведение
  • Упражнения на раскрепощенность
  • Как развивать уверенность в себе

Комментарии (1):

Гость, 08 июня 2017 г. в 14:24

Как не старался, добиться этого состояния не получается... Самое главное, чего я боюсь? Понять не могу.

Материалы по теме:

Картинка к "«Марионетки». Игра"
01 окт. 2022 г.
​Игра основана на преднамеренных манипуляциях одними игроками других.
0Подробнее →
Картинка к "Скованность"
31 дек. 2003 г.
Скованность - отсутствие свободы, легкости в действиях, в проявлении, в выражении чего-либо (движений, мыслей). Как правило, скованность связана либо со страхами, либо с мышечными зажимами (мышечным закрепощением). Если это скованность ситуативная, то нужно разбираться с ситуацией: чаще всего это случается, когда человек не знает как действовать или боится действовать, боится совершить ошибку. Если это скованность у вашего ребенка, поговорите с ним и дайте ему простые понятные инструкции, как ему следует поступать. Покажите ему, что нужно делать, сделайте это несколько раз вместе с ним, подбодрите его - скованность будет постепенно уходить.
Картинка к "Техника «Распускание панцирей»"
01 окт. 2022 г.
Данная техника предназначена для раскрепощения человека, обретения чувства уверенности, развития элегантности в движениях. В основу техники положены идеи телесно-ориентированной психотерапии Вильгельма Райха. Она включает в себя тридцать мини-упражнений. Вильгельм Райх полагал, что каждое характерное отношение человека к чему бы то ни было имеет соответствующую ему физическую позу. Характер человека проявляется в его теле в виде мышечной ригидности или даже мускульного панциря. Расслабление такого панциря расковывает человека, делает его более уравновешенным и уверенным. Раскрепощённое тело позволяет как бы сбрасывать в окружающую среду лишнее эмоциональное напряжение.
Картинка к "Тренируйте уверенное тело"
01 окт. 2022 г.
Уверенное поведение надо просто осваивать, себя к нему приучать.
Картинка к "Уверенность в себе"
01 янв. 2013 г.
Признаки уверенности — в основном поведенческие.