Развитие памяти (Г. Лорейн, Дж. Лукас)

09 декабря 2014 г. в 21:00

Автор: Гарри Лорейн, Джерри Лукас

Аннотация

​Это простое и надежное руководство для раскрытия потенциала своей памяти, проверенное временем. После прочтения книги ваше воображение начнет развиваться, а результаты в самых разных сферах жизни улучшатся. Вы сможете легко запоминать телефонные номера и иностранные слова, читать быстрее и лучше усваивать прочитанный материал, запоминать лекции и уроки, быстрее осваивать материал при самостоятельных занятиях, легче налаживать связи, всегда помня о важных датах и другой информации, связанной с собеседником. Книга будет полезна всем, кто хотел бы развить свою память.

Глава 2. Ассоциации

Гарри Лорейн: Ты можешь представить себе древних ораторов, бродящих по улицам города и выискивающих здания, которые можно было бы использовать как локусы?

Джерри Лукас: Да, и мало того, этот поиск прибавлял им знаний, а не только помогал запомнить то, что надо было запомнить. В итоге они поняли, что любая уже упорядоченная в некоторой последовательности информация может быть использована в качестве локусов, или вещей, с которыми можно ассоциировать какие-то другие вещи.

Гарри Лорейн: Значит, однажды такой исследователь столкнулся, например, со знаками зодиака и вдруг сообразил, что очень удачно нашел целых 12 локусов (Первым воспользовался знаками зодиака греческий философ Метродор Сцеп сий — преобразовал их в 360 локусов. Прим. науч. ред.). Но для начала он должен был их выучить. Много позже некоторые люди поняли, что такие локусы можно найти в Библии, но сначала и их надо было выучить.

Джерри Лукас: Ты хочешь сказать, что это тот самый случай, когда знание порождает знание?

Всякая память — тренированная или нетренированная — зиждется на ассоциациях, хотя, конечно, это в некотором смысле упрощение. Прочитав нашу книгу, вы изучите множество систем построения ассоциаций, но в них не все так просто. Видите ли, когда люди говорят: «Я забыл», — на самом деле это не совсем так, они просто не могут вспомнить.

Как можно забыть то, чего вы не запомнили? Давайте обратим внимание на это высказывание, и мы отыщем ключ к запоминанию — если вы с самого начала что-то запомнили, то как вы смогли это забыть?

Стало быть, с самого начала надо заставить себя что-то запомнить. Как это сделать? Простая система образования ассоциаций, которой вы научитесь благодаря этой книге, сделает это за вас автоматически!

Одно из оснований тренированной памяти — то, что мы называем первоначальным осознанием (Термин «первоначальное осознание» предложен Г. Лорейном для описания того, что понимается и осознается сразу же, естественно. Допустим, если вы встретите слово «кошка», то сразу сможете представить, что за ним скрывается. Это и есть первоначальное осознание (Original Awareness). Если же вам попадутся слова «ринорея» и «нёрдл» (при условии, конечно, что вы их не знаете), то без мнемонических приемов первоначального осознания не возникнет. Прим. науч. ред.). Все, что вам было известно предварительно, до запоминания, вы просто не сможете забыть. Применение нашей системы формирования ассоциаций одновременно создаст первоначальное осознание — ибо прежде чем что бы то ни было запомнить, надо это внимательно рассмотреть. Формирование ассоциаций поможет вам и в этом.

Но вы можете спросить, как образовать ассоциацию с не осязаемыми или абстрактными вещами? Этот вопрос приводит нас к еще одному фундаментальному основанию тренированной памяти. Всегда легче запоминать то, что имеет смысл, чем то, что смысла лишено. По мере погружения в материал вы поймете, что на свете не существует неосязаемых и абсолютно абстрактных вещей, во всяком случае в том, что касается системы запоминания. Вы научитесь превращать самые что ни на есть абстрактные и эфемерные вещи в нечто вполне конкретное и осязаемое и, главное, имеющее для вас вполне определенный смысл. Когда вы овладеете этой простой техникой, запоминание и обучение на всю жизнь станут для вас простым и легким делом.

Нам хотелось бы подчеркнуть, что практически все обучение основано на запоминании. Педагоги не любят признавать эту истину, хотя и прекрасно знают, что это так.

Да и любой учащийся знает, что чем больше материала он запомнит, тем более высокую оценку получит на экзамене от учителя, который на словах, возможно, и осуждает «зазубривание». Мы считаем, что для обучения важны три основополагающих навыка: 1) поиск информации; 2) запоминание информации и 3) применение заученной информации. Поиск информации зависит от преподавателей и источников знания, применение информации зависит от вас самих, мы же позаботимся о пункте 2.

Давайте начнем с ассоциаций. Во-первых, следует знать, что ассоциациями мы пользуемся всю жизнь, и проблема заключается лишь в том, что обычно они возникают подсознательно и мы не распознаем их как таковые. Это означает, что любая вещь легко и надолго запоминается, если образует отчетливую ассоциацию, пусть даже и подсознательную. Однако, поскольку ни один человек не в состоянии контролировать свое подсознание, поиск нужных ассоциаций превращается в случайный процесс — конечно, подсознательную ассоциацию можно найти, но не всегда.

Отсюда следует основное правило запоминания: можно запомнить любую новую информацию, если она ассоциативно связана с тем, что вы уже знаете или помните.

Вы помните строчки нотной линейки, скрипичный ключ и ноты ми, соль, си, ре и фа? Если учитель музыки рекомендовал вам в свое время запомнить фразу «Мы с солью съели рыжую фасоль», то вы точно их помните. Учитель следовал основному правилу запоминания, возможно, и не сознавая этого. Он помог вам запомнить новую (и абстрактную) информацию — названия нот ми, соль, си, ре и фа, связав их с тем, что вы уже знаете или по крайней мере способны понять и живо представить, — с простой фразой «Мы с солью съели рыжую фасоль». Очевидно, что этот прием работает, и работает эффективно.

Учителя начальных классов годами твердят своим ученикам, что очень легко запомнить, что после «ж» и «ш» пишется «и», если заучить простенький стишок: «Жи и ши пишем через и». Так как все второклассники знают, как писать «и», они легко связывают знакомую информацию с новой, и проблема решена. Опять-таки в данном случае учитель следует основному правилу запоминания.



Очень немногие люди способны запомнить, как выглядят на географических картах очертания России, Греции и любой другой страны, за исключением Италии. Это неопровержимый факт. Люди запоминают очертания Италии, потому что им говорили (или они сами читали), что Италия похожа на сапог. Опять мы видим здесь то же старое доброе правило — нам отлично известна форма сапога, и мы никогда не забудем форму Италии, если эта ассоциация установилась.

Я привел самые распространенные примеры образования ассоциаций — осознанных и подсознательных. Эта практика характерна для всех сфер человеческой деятельности: студенты-медики используют этот мнемонический прием для запоминания, например, латинских названий черепно-мозговых нервов: «Об орясину осел топорище точит, а факир, ведя гостей, выть акулой хочет» (Речь идет о запоминании пар черепно-мозговых нервов на латинском языке: olfactorius, opticus, oculomotorius, trochlearis, trigeminus, abducens, facialis, vestibulocochlearis, glossopharyngeus, vagus, accessorius, hypoglossus. Прим. науч. ред.). Некоторые школьники представляют себе дома (Homes) на берегах Великих озер, чтобы запомнить их названия (Huron, Ontario, Michigan, Erie, Superior). Для запоминания того факта, что гора Фудзи имеет высоту 12 365 футов, формируют ассоциацию с календарем: в году 12 месяцев и 365 дней.

Проблема с такими ассоциациями заключается в том, что они работают только в отношении каких-то сугубо специфических вещей, то есть ограничены в своем применении. Систему тренировки памяти, которой вы научитесь, прочитав эту книгу, можно приложить к чему угодно. Эта система ограничена лишь вашим желанием ею пользоваться. Суть заключается в следующем: если вы знаете, как осознанно связать то, что вы хотите запомнить, с тем, что вы уже знаете, то это означает, что у вас тренированная память. Это и в самом деле очень просто. Человек может произвольно образовывать любые ассоциации — быстро и естественно.

Система тренировки памяти, которую вы найдете в этой книге, ни в коем случае не противоестественна — она просто упорядочивает или правильно организует естественный процесс. Как часто, мучительно хрустя пальцами, вы пытаетесь на экзамене вспомнить нужные сведения, говоря:

«О, это напоминает мне…» Как правило, то, что напоминает вам вещь, которую вы хотите вспомнить, не имеет с ней абсолютно ничего общего. Где-то в темных закоулках вашего подсознания сама собой сформировалась совершенно абсурдная случайная ассоциация.

Почему, если ораторы древности могли использовать собственные дома как локусы для запоминания тезисов речи, они тем не менее искали и другие дома, чтобы заполучить в свое распоряжение больше локусов? Дело было не в том, что тот же дом или строение нельзя было использовать снова и снова — ораторы могли это делать и делали. («Локусы, — говорил один мыслитель, — подобны восковым табличкам, которые остаются готовыми к работе, после того как с их поверхности стирают написанное ранее»).

Нет, проблема заключалась в том, что «домашние» локусы становились через некоторое время слишком привычными — в конце концов, лестница есть лестница, а прихожая есть прихожая. Правда, древним ораторам так и не пришел в голову важный принцип запоминания: тезисы речи или что бы то ни было еще не обязательно надо ассоциировать с локусами — эти тезисы, то есть ключевые слова речи, можно ассоциировать друг с другом, так, чтобы одна напоминала о следующей.

Эта простая идея — основа многозвенной системы памяти. Вначале мы покажем, как пользоваться ею для того, чтобы запоминать конкретные осязаемые вещи. Правда, мы немного изменим правило, добавив в него одну важную фразу. Вот это пересмотренное правило: для того чтобы запомнить любой новый фрагмент информации, она должна быть каким-либо забавным способом связана с тем, что вы уже знаете или помните. Добавление этой простой короткой фразы позволяет достичь сразу нескольких целей: она создаст первоначальное осознание, необходимое для любого запоминания, заставит вас сконцентрироваться, с пользой употребить силу воображения и, кроме того, научит вас осознанно формировать ассоциации.

Предположим, вы хотите запомнить последовательность из следующих десяти слов: самолет, дерево, конверт, серьга, ведро, петь, мяч, салями, звезда, нос. Отлично, теперь представьте себе самолет. Пока нам нет нужды применять правила запоминания. Но теперь мы переходим к следующему предмету — к дереву.

И здесь самое время применить правило, если допустить, что вам уже известно или вы помните, что такое самолет. Новый фрагмент информации, подлежащий запоминанию, — дерево. Единственное, что вам нужно, — создать забавную картинку или мысленный образ, связывающие эти две вещи. При этом ни в коем случае не стоит пытаться связать их логически в некое осмысленное единое целое.

Пример логической картины: самолет приземляется возле дерева. Это не смешно, и хотя маловероятно, но все же возможно, а значит, эта ассоциация, скорее всего, не сработает. Картинка должна быть смешной, нелепой и изображать невозможное. Например, гигантское дерево летит по небу, как самолет; самолет растет из земли, как дерево; самолеты растут на деревьях; миллионы деревьев, как пассажиры, садятся в самолеты. Это безумные, нелепые картины. Выберите одну из этих картин или придумайте свою, такую же абсурдную, и явственно ее вообразите.

Конечно, мы не имеем в виду, что вы представите себе слова самолет и дерево. Вам надо представить себе картинку, сами эти предметы в действии, и самые забавные и смехотворные ассоциации между этими двумя предметами будут заключаться именно в действиях, как в приведенных нами примерах.

На долю секунды задержите в своем воображении эту картинку, это действие. При этом вы не делаете ничего необычного — ведь вы же всю жизнь воображаете себе какие-нибудь картины. На самом деле вы не можете даже думать, не воображая какие-либо картины. Аристотель сказал об этом много веков назад в начале одной из своих книг: "Невозможно даже думать, не представляя себе мысленных картин".

Видеть в воображении картины, представлять мысленные образы — все равно что иметь в голове киноэкран. Если вы прочтете слова муж, ребенок, машина и так далее, то не сможете думать об этих людях и предметах, не «увидев» мысленно их изображения, пусть даже на ничтожные доли секунды. Попробуйте не представлять себе зрительно слона, когда вы думаете об этом животном. Что происходит? Вы не можете не представлять себе слона, думая о нем!

Ну хорошо. Подберите смешную ассоциативную связь между самолетом и деревом и мысленно представьте себе картинку этой ассоциации.

Как только вы попытаетесь это сделать, перестаньте думать об ассоциации. Эта попытка крайне важна. Обычно мы говорим нашим ученикам, что если не работает наша система, то работать должны они сами! Звучит глупо, но это так. Одна лишь попытка использовать нашу систему уже улучшает память, независимо от того, сработала система или нет. Однако наша система все же работает, и работает великолепно. Она многократно улучшит качество вашей памяти.

Следующий пункт списка — конверт. Мы считаем, что вы уже знаете или помните о дереве. Теперь вам предстоит запомнить новый предмет — конверт. Снова представьте себе забавную картинку или ассоциативную связь между деревом и конвертом и нарисуйте ее перед своим мысленным взором. Возможно, вы представите себе миллионы растущих не дереве конвертов или дерево, запечатавшее гигантский конверт, или попытку запихнуть дерево в конверт. Мы можем дать вам массу самых разных советов, но вы должны выбрать одну-единственную смешную и нелепую картинку. Выберите ее и на мгновение задержите в своем воображении.

Вам не надо прикладывать никакого труда для того, чтобы увидеть картинку, — вся процедура занимает долю секунды. Очень важно отчетливо представить себе картинку. В процессе запоминания играет роль четкость изображения, а не время, в течение которого вы удерживаете картинку в своем воображении. Итак, постарайтесь увидеть отчетливую картинку в течение секунды.

Следующий подлежащий запоминанию предмет — серьга. Уже известный вам предмет — конверт. Создайте смешную ассоциацию, связывающую конверт и серьгу. Можете вообразить, что носите конверт вместо серьги или вскрываете конверт, и вам в лицо вылетают из него тысячи сережек.

Дело пойдет лучше, если вы станете придумывать свои собственные картинки. Предлагая вам картины из нашего репертуара, мы отнимаем у вас часть первоначального осознания. Мы будем и дальше давать вам свои рекомендации, но независимо от того, будете ли вы пользоваться нашими или своими ассоциациями, картинки в вашем воображении должны быть очень отчетливыми.

Выберите одну из наших ассоциативных связей между конвертом и серьгой или придумайте свою и зрительно представьте ее себе.

Ведро — это новая вещь, которую надо запомнить. Создайте ассоциацию с серьгой — например, вообразите себя с ведрами в ушах вместо сережек или ведро с ручкой, оклеенной серьгами. Нарисуйте себе один из этих образов.

Следующий шаг: вам надо запомнить слово «петь». (Это не предмет и не существительное, и мы поместили в список это слово только для того, чтобы показать, что на самом деле это совершенно не важно для построения ассоциации, в чем вы сейчас сами и убедитесь.) Ассоциируйте «петь» с вещью, которую вы уже знаете, — с ведром. Достаточно будет представить себе поющее ведро. Можно еще представить себя поющим с ведром на голове. Это, конечно, вполне возможно, но картинка получается очень смешная, и поэтому тоже годится. Единственное непременное условие: картинка должна быть отчетливой.

Следующий предмет — мяч. Ассоциируйте его со словом «петь». Представьте себе поющий мяч или человека, который поет, а у него изо рта вылетают тысячи разноцветных мячей.

Салями. Представьте себе гигантский батон салями, играющий с мячом, или баскетболиста (лучше всего Джерри Лукаса), ведущего вместо мяча кусок салями.

Звезда. Вообразите огромный, мерцающий на небосклоне кусок салями. Или порежьте звезду на ломтики, как салями! Представьте себе картинку этого захватывающего действа!

Нос. Нарисуйте в своем воображении человека со сверкающей звездой вместо носа. Или звезду с большим носом.

Нарисуйте перед мысленным взором отчетливую картинку.

Если вы попытались представить себе все картинки, то наверняка запомнили все десять предметов. Трудности с припоминанием могут коснуться только первого предмета, так как у вас нет ассоциации, которая помогла бы вам о нем вспомнить. Скоро мы покажем вам, как выйти из этого затруднительного положения. Если вы помните первый предмет — отлично, если нет, то это самолет. Попытайтесь самостоятельно вспомнить все остальные предметы, прежде чем прочтете ниже их перечисление. Итак, подумайте о самолете. О чем он вам напоминает? Конечно же, о дереве.

Подумайте теперь о дереве — оно напоминает вам о… конверте. Подумайте о конверте, и он напомнит вам о… серьге. Серьга живо напомнит о ведре. Какой глупостью занималось это ведро? Ах да, оно пело. Эта ассоциация напомнит вам слово «петь». Что у нас там еще пело? Мяч. Мысль о мяче немедленно напомнит вам о салями, а салями, в свою очередь, о звезде. И наконец, звезда сразу подведет вас к представлению о носе.

Ну что, получилось? Вы должны были припомнить все десять слов. Если у вас возникли проблемы с парой из них, если вы думаете, что их забыли, то, вероятно, это произошло оттого, что вы не составили ассоциации, а просто прочитали приведенные в списке слова. Вы их не забыли — вы их не запомнили. Вернитесь к списку и попробуйте создать ассоциации и — самое главное — убедитесь, что явственно представили себе нужную картинку.

Если теперь вы возьмете бумагу и карандаш и попробуете записать все предметы в нужной последовательности, то убедитесь, что можете это сделать, не пропустив ни одного из десяти слов. Попробуйте и посмотрите. Теперь попытайтесь записать всю последовательность в обратном порядке! Подумайте о носе, и он напомнит вам о звезде. Звезда напомнит о… салями. Колбаса — о… мяче. Мяч — о пении, пение — о ведре, ведро — о серьге, серьга — о конверте, конверт — о дереве, а дерево — о самолете. Составьте собственный список и попробуйте еще раз, и вы ощутите гордость за то, что смогли запомнить сколь угодно длинный список и способны воспроизвести его в прямой и обратной последовательности.

Глава 3. Связь

Гарри Лорейн: Конечно, каждый знает, что мотивация — это очень важная часть памяти. Сами мнемонические системы вызывают достаточный интерес для того, чтобы создать мотивацию.

Джерри Лукас: Без мотивации никто никогда ничего не достигнет. Однажды, когда я учился в школе, меня выбрали во всеамериканскую школьную баскетбольную команду, составленную журналом Parade.

Нас привезли в Нью-Йорк на «Шоу Стива Аллена» вместе со всеамериканской командой колледжей, членом которой был Уилт Чемберлен. Во время репетиции я стоял в фойе театра рядом с Уилтом. Над окном, очень высоко, больше чем в трех с половиной метрах от пола, висел карниз. Кто-то подошел к Уилту и сказал: «Эй, Уилт, а ты сможешь подпрыгнуть и коснуться карниза?»

Уилт ответил: «Я, наверное, уже забыл, как прыгать. Но знаешь, что я тебе скажу? Если ты сможешь забросить на карниз стодолларовую купюру, то я очень быстро вспомню, как это делается».

То, что вы узнали в предыдущей главе, — всего лишь очень небольшая часть системы связей памяти. Мы называем ее системой связи, потому что, приводя в действие память, вы всего лишь соединяете между собой разные предметы, формируя звенья цепи памяти. Один предмет неминуемо приведет вас к следующему, если вы отыщете правильную ассоциацию.

Применив систему связей, вы сможете сколь угодно долго сохранять в памяти списки любой длины. Давайте пока поговорим об этом чисто гипотетически. Если вы начнете применять связь для практических целей, то запомните список каких-то предметов для того, чтобы в дальнейшем им пользоваться. Именно практическое использование в первую очередь обеспечивает долгое сохранение и мотивацию к запоминанию. Вы убедитесь в том, что это справедливо, как только научитесь практически пользоваться этой системой.

Несмотря на то что у вас нет никаких причин для формирования мотивации к запоминанию приведенного в предыдущей главе списка, вы все же сможете сейчас его вспомнить, если захотите. Вернитесь к этому списку завтра, только мысленно, — скажем, во время еды, поездки в автомобиле или за каким-то другим занятием. Затем вернитесь к списку через три дня, потом через неделю, и вы увидите, что продолжаете помнить список в его исходной последовательности. Вы будете точно вспоминать его до тех пор, пока захотите это делать.

Система связей используется только для запоминания последовательностей, и в мире есть множество вещей, которые приходится запоминать или заучивать именно в определенной последовательности. Речь — это последовательность мыслей, формула — последовательность составляющих ее частей, любое число, состоящее из двух и более цифр, — это тоже последовательность. (Сейчас вы не сможете приложить систему связей к числам, потому что пока не знаете, как представлять себе числа; но скоро вы станете использовать систему связей для запоминания многозначных чисел).

Единственная проблема, которая может возникнуть у вас при формировании связей, — неумение сделать картинки забавными и смешными. Есть четыре простых правила, которые позволят вам с самого начала справиться с этой трудностью. Самое простое — правило замены, в соответствии с которым вы должны представить себе один предмет на месте другого. Скажем, в предыдущем примере мы посоветовали вам представить летящее дерево вместо летящего самолета, то есть прибегнуть к правилу замены.

Другое правило — нарушение пропорций. Постарайтесь увидеть предмет немыслимо большим. Недаром мы так часто употребляли в своих советах слово «гигантский» — тем самым мы как раз советовали применять метод нарушения пропорций.

Следующее — правило преувеличения. Всякий раз, употребляя слово «тысячи», мы вынуждали вас прибегать к этому правилу. Старайтесь представить себе тысячи предметов.

И наконец, вводите в свои воображаемые картинки действие. Действие всегда легко запоминается. В одном из предложений мы советовали вам увидеть тысячи сережек, вылетающих из конверта и бьющих вас по лицу. Удары по лицу — это запоминающееся действие.

Применение одного или нескольких из этих правил к любой картинке поможет вам сделать их смешными и забавными. Очень скоро вам не придется думать, применяя их, — вы станете делать это автоматически.

Конечно, для того чтобы представлять себе забавные картинки, надо призвать на помощь воображение. Как жаль, что такие «шестеренки» воображения, как наблюдательность, любопытство, восторг и так далее, которые крутились как сумасшедшие в детстве, по мере взросления начинают вращаться все медленнее и медленнее. Каким-то образом общество заставляет нас отключать воображение. У детей же никогда не бывает проблем с формированием самых глупых и смешных ассоциаций. Они делают это легко и непринужденно.

Скоро вы увидите, что наша система снова заставит вращаться шестеренки вашего воображения, хотя, конечно, поначалу они будут крутиться довольно медленно. Но не отчаивайтесь — вашему воображению просто нужна тренировка. Очень важно, что даже попытка использовать нашу систему автоматически станет для вас неплохим упражнением. Тренировка улучшит вашу способность к воображению, а также наблюдательность — по мере того как вы будете работать над собой. Довольно скоро вы обнаружите, что, думая о двух предметах, вы сразу начинаете связывать их забавными, нелогичными ассоциациями — они первыми приходят вам в голову.

Смешные картинки воспринимаются более отчетливо и надолго запечатлеваются в сознании, в то время как логически безупречная картина видится более смутной и расплывчатой. Исследование, проведенное в Оптометрическом колледже Южной Калифорнии, показало, что при рассматривании какого-то реального предмета электрические импульсы от сетчатки проходят в зрительные центры головного мозга. Кроме того, ученые открыли (точнее, открыли заново, так как древние философы говорили то же самое), что с точки зрения физиологии нет большой разницы между электрическими сигналами, активированными воображаемой картиной, и сигналами, порожденными в сетчатке глаза при восприятии реального изображения.

Поэтому не расстраивайтесь, если сначала вам придется тратить массу усилий на то, чтобы представлять себе смешные картинки. Пусть вас не смущает и то, что на первых порах это займет у вас немало времени. Это даже хорошо, что для начала от вас потребуется много труда, так как это обеспечит вас первоначальным осознанием.

Мы не сможем выразить это лучше, чем неизвестный древний мудрец, написавший в I веке до н. э. «Риторику для Геренния»:

…природа сама учит нас, что надо делать. Когда в повседневной жизни мы видим малозначительные, заурядные и банальные предметы, то не запоминаем их, потому что они не волнуют наш ум ничем новым или примечательным. Однако если мы видим или слышим нечто низменное, бесчестное, необычное, великое, невероятное или смешное, то запомним это надолго. Мы, как правило, забываем то, что происходит рядом с нами, близко от наших глаз и ушей, но зачастую наилучшим образом помним события нашего детства. Так что нет иных причин, почему обычные, заурядные вещи легко ускользают из памяти, в то время как поразительные и новые надолго в ней задерживаются.

Надо подчеркнуть, что эта идея отнюдь не нова — просто ею пренебрегали. Так что старайтесь делать свои ассоциации смешными и запоминающимися. Снова цитата из «Риторики для Геренния»: «Искусство дополнит природу». Именно это и происходит в нашем случае. Когда что-то сильно трогает наши чувства необычностью, величием, несообразностью или смехотворностью, это «что-то» возмущает ум и запоминается без всяких усилий. Нам трудно запомнить какие-то заурядные, привычные вещи. Придавая ассоциациям смешной вид, мы делаем их выдающимися, необычными, новыми или удивительными. Искусство (или тренированная память) дополняет природу — все наши системы запоминания основаны на этом факте.

Если вы сможете применить метод формирования связей для того, чтобы запомнить десять предметов, то сможете применить его и для запоминания 20 и 30. Конечно, для запоминания 30 предметов вам потребуется больше времени, чем для запоминания десяти. Но больше времени у вас уйдет в любом случае — станете вы применять метод связей или нет. Нет предела числу предметов, которое можно запомнить, используя этот метод.

Мы настоятельно рекомендуем вам, прежде чем переходить к следующей главе, самостоятельно потренироваться в использовании метода формирования связей. Пусть кто-нибудь даст вам список из 15 предметов, а вы составьте для них цепочку ассоциаций. Можете сделать это и самостоятельно: составьте список предметов и свяжите их между собой ассоциациями.

Вволю попрактиковавшись, продемонстрируйте свои способности другу. Пусть он вслух назовет последовательность из 15 или 16 предметов — сколько вы сможете уверенно запомнить. А затем пусть он произносит названия предметов, записывая их на листе бумаги. Если он этого не сделает, то не сможет проверить, правильно ли вы воспроизвели список (если, конечно, он не читал эту книгу). Кроме того, записывание последовательности предметов дает вам время на образование ассоциаций. Попросите друга не называть неосязаемые, абстрактные вещи — в список должны попасть только конкретные вещи: существительные и инфинитивы.

После того как он произнесет вслух список, вы повторите его в той же последовательности. Не беда, если вы пропустите один или два предмета. Попросите друга повторить их, подправьте ассоциации и повторите список в обратной последовательности!

Но как вам запомнить первый из названных предметов? Когда вы начнете применять систему формирования связей для практических целей, это перестанет быть проблемой. Предмет, который вы заучиваете, начинает цепь ассоциаций. Но и теперь, в случае с другом, проблема кажется вполне разрешимой. Подумайте о каком-либо предмете, находящемся недалеко от начала списка, и разверните цепь ассоциаций назад — вы неминуемо упретесь в первый пункт.

Впрочем, можно поступить и по-другому: когда ваш друг произнесет название первого предмета, свяжите его с самим другом. Возьмем для примера список из предыдущей главы. Если ваш друг произносит первым слово «самолет», просто представьте себе своего приятеля с самолетом на голове. Вот и весь фокус. Дальше образуется цепь ассоциаций до конца списка.

Когда вы будете готовы воспроизвести список, просто посмотрите на друга — вы тотчас увидите у него на голове самолет, и эта ассоциация сама поведет вас дальше — до конца списка.

Снова рекомендуем вам испытать себя на нескольких пробных цепях ассоциаций, прежде чем продолжить чтение. Можете продемонстрировать свои способности друзьям или проверьте себя, самостоятельно составив нужный список. Мы советуем демонстрировать успехи другим, так как знаем, что это придает уверенности в своих силах — вы убеждаетесь, что система работает!



  • Как работать над собой
  • Как развивать память

Комментарии (2):

ВИТАЛИЙ ДАУБ, 08 августа 2015 г. в 12:03
Помогите мне в выборе целей и желаний в моей сегодняшней жизни. Пожалуйста спасибо вам.
галина, 13 февраля 2016 г. в 13:45
Оценила.