Ребенок: прекрасный цветок или хищник

01 октября 2022 г. в 21:45

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

 

Фильм "Спирит: Душа прерий"

В одной из рассылок я сформулировал:

Ребенок - не слабенькое существо, находящееся полностью во власти родителей, нет. Это подготовленная боевая единица, маленький энергичный хищник, использующий любые промахи взрослых, легко запрыгивающий на шею родителям и захватывающий над ними власть. Арсенал влияния у ребенка существенно беднее, чем у взрослого, но у ребенка больше энергии, фантазии и настойчивости.

Одна из читательниц отреагировала на это следующим заботливым письмом:

Давно увлекаюсь психологией, а особенно сейчас, когда у меня появился малыш. Ему 3,5 года, и это, можно так сказать, мой первый проект. Так вот, прочитав Вашу статью, я стала в ряд "совсем против".

Говорят, строя какую-то теорию, нужно выбрать правильное суждение, а слово "маленький, хорошо вооруженный хищник" никак не подходит к ребенку. Ребенок - это чистое зеркало, правда, живое. У него, как и у всех живых существ, есть потребность в физическом контакте (желательно, положительно эмоционально окрашенном), в пище, чистоте и гармоничной окружающей среде (именно в таком порядке), и он этого обоснованно ожидает. А то как он эти ожидания выражает, полностью зависит от окружающих его людей.

Если, скажем, мама первоначально его слышит, учится понимать и удовлетворяет его потребности, то он, как всякое живое существо, выражает благодарность, ведя себя соответственно окружающей его обстановке, либо улыбаясь, либо спокойно, в общем отражая наше, взрослое чувство благодарности.

И если малыша изначально воспринимать, как положительное чистое существо, и аккуратно, заботясь о каждом своем проявлении эмоции, накладывать на него, как на холст краски, эмоциональные оттенки, то вырастает не манипулятор, а актуализатор, который всегда рад помочь, прийти к конструктиву и выразить много положительных эмоций, так как он видит, что другим это приносит радость.

Конфигуратор

Истина, как всегда, не посередине, а в объемном видении.

Разрешите метафору. В любом крупном универмаге есть и отдел продаж, и служба безопасности. Отдел продаж учит продавцов доброжелательности, учит искренним улыбкам, умению понять потребности покупателей и видеть в них заинтересованных в покупках людей. Служба безопасности в тех же покупателях видит потенциальных воров и террористов, устанавливает камеры слежения и поднимает тревогу, когда в отдел игрушек приходит мама с бодрым ребенком от трех до пяти.

Потому что это действительно стихийное бедствие. Еще не видели?

А самое главное, что обе эти службы в универмагах нужны и отражают - каждая - одну из сторон правды. Глупо спорить, кем на самом деле являются покупатели, долгожданными гостями или ворами, мудрее вспомнить испытанный принцип: будь готов к худшему, ориентируйся на лучшее. Легче всего улыбаться покупателям и любить их тогда, когда знаешь, что рядом хорошо подготовленная служба безопасности.

Так же и с ребенком: конечно, все дети цветы жизни и солнышки. В это обязаны верить все родители, этим любящим внушением должен быть пропитан каждый контакт с ребенком, только в этом случае из ребенка может вырасти любящий, открытый, светлый человек. А чтобы ребенок не устраивал кошмарных истерик в универмаге, важно всегда помнить, что каждый ребенок одновременно с этим бывает очень бодрым, активным и энергичным хищником, и служба безопасности (например, в лице папы) тут очень способствует душевному здоровью мамы.

Изначально здоровый ребенок - конечно, хищник, еще не знающий, что такое совесть, доброта и забота, что такое чужая собственность и усталость родителей. Откуда он это знает? Этому еще предстоит его научить, это и есть задача семьи и школы, задача родителей. Но в педагогическом видении, для целей воспитания, ребенок всегда носитель положительного потенциала, источник света и добра, и только когда мы будем верить в это искренне и глубоко, дети станут нашей радостью и солнышками.

Хорошо, когда у детей есть и папы, и мамы!

  • Педагогический подход
  • Автор Н.И. Козлов

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Что такое маленький ребенок"
01 янв. 2010 г.
Маленькие дети с 9 месяцев до 9 лет имеют общие, по крайней мере похожие черты и особенности. Какие?
4Подробнее →