Автор: Н.И. Козлов

Ребенок от 1 года до 3 лет: можно ли жить без плача?

Через несколько секунд этот ребенок будет смеяться так же искренне и бодро, как сейчас несчастно плачет. И если это на родителей будет действовать - почему бы это не использовать?
скачать видео

Фильм "Университет практической психологии"

Мастерство плача - начало.
скачать видео

Фильм "Университет практической психологии"

Мастерство плача - окончание.
скачать видео

Фильм "Психология эмоций. Часть 1"

Лекция в СПбГИПСР
скачать видео

Главное, что нужно знать о детском плаче ребенка в возрасте от года до трех - это то, что эти дети свой плач могут как произвольно запускать, так и свободно, практически мгновенно его прекращать. Это удивительная картина: вот двухлетка с отчаянно несчастным плачем бежит к маме, которая единственно может ее спасти, но на ее пути стою я. Она стукается о мои ноги, поднимает голову, плач мгновенно прекращается, глаза внимательные и спокойные. Поняв, что это не мама и вообще не интересно, малышка возвращается к своим делам, огибает эти ненужные ей ноги и снова с отчаянно несчастным плачем бежит к своей маме.

Видели такое?

Об этом феномене с удивленным восхищением рассказывают очень многие родители.

Сцена в гостях. В комнате было нас трое: я, племяшка два года и другая малышка того же возраста. Племяшка чем-то зацепила подружку, та ее в ответ укусила. Племяшке больно, следствие - плач. Первое ее движение в состояние плача было в мою сторону, но я смотрел на нее спокойно, не жалел. Она постояла, видимо вспомнила, что я пару раз уже не реагировал на ее плач, тогда она бежит к маме. Мама начинает жалеть ее и дает ее вкусненькое. Плач прекращается мгновенно, ребенок с удовольствием жует колбаску...

Второе, что важно знать всем родителям: в этом возрасте дети начинают своим плачем просто развлекаться. Плач для ребенка - вовсе не всегда отражение какой-либо трагедии, это такая же энергичная форма жизнедеятельности, как смех или игра. И бодро поплакать ребенку так же нравится, как покричать или посмеяться. Поплакать - это одна из его любимых игрушек.

А третье, дети в этом возрасте начинают плакать с особой целью: плакать, чтобы их не ругали родители. Их плач - не просто способ психологической защиты, это полностью осознанный способ защиты от родителей.

Рассказ-воспоминание: «Мне года три, разбила кружку, заплакала. Хорошо помню разговор с бабушкой. Она: Что ты плачешь? Тебе жалко кружку? - Нет. - А зачем ты плачешь? - Чтобы ты меня не ругала за разбитую кружку. - А разве я тебя ругаю? - Нет. А вдруг будешь? … Я помню, что плакала качественно, со слезами. При этом я осознавала, что плачу не из-за кружки. Это был «опережающий» плач на тему: как же меня ругать, я и так плачу!

При этом самая главная функция детского плача все-таки в другом: плач для ребенка - это вполне осознанный инструмент для влияния на родителей. Ребенок пускает свой плач в ход, когда он хочет чего-то добиться. Самое простое: если попросить просто, то мама машинку не купит, а если ей заплакать - то купит. Такой плач называет инструментальным плачем, но инструментальный плач ребенка после года отличается от плача младенца двумя обстоятельствами.

Первое обстоятельство состоит в том, плач малыша этого возраста уже стал его свободным инструментом. То есть, если младенец своим плачем настаивает только на том, что ему действительно необходимо, то ребенок от 1 до 3 лет использует свой плач полностью свободно, для любых своих целей.

Расшифруем это. Начиная с года жизни (иногда и немного раньше) круг потребностей ребенка расширяется. А именно, если малыша до года все основные потребности - настоящие, честные, то теперь у ребенка появляются потребности придуманные, произвольные.

Раньше младенец плакал, если ему хотелось есть, пить и быть в сухости, то теперь малыш плачет, потому что ему хочется красный паровозик или кудрявую куколку: он без нее жить не может.

После года жизни ребенок начинает добиваться своим плачем не только того, что ему реально необходимо, а еще и того, что ему просто хочется. Плач становится чисто инструментальным, становится для ребенка свободным инструментом достижения его произвольных целей.

Рассказывает папа: У меня двойняшки, им год и три месяца. Согласен, до года мои девочки действительно плакали только по делу: мокрая, обкакалась, голодная, газики, спать, перегруз впечатлениями, зубки… А тут – плач, чтобы уделили больше внимания, чем сестре! Плач совсем без «честных» причин, чёткий инструментальный плач! Поскольку мы не «велись», плач вдруг резко оборвался и дочка совершенно спокойно переключилась на другие дела. Конечно, мы не просто игнорировали нежелательное поведение, а подкрепляли желательное: немедленно подходили, когда дочка просила об этом приемлемо. Где-то за полторы недели попытки давить на меня прекратились.

Рассказ: Внучке 3 года, я зимой повел ее кататься на санках с горки. Внучка скатилась с горки, санки перевернулись. Вижу - упала, лежит, барахтается в снегу, не плачет. Спускаюсь с горки, подхожу к ней. Она на меня спокойно смотрит, перестает барахтаться и начинает плакать. Как так? Не плакала же!. Получается, что сама по себе внучка готова была справляться с ситуацией, как могла. Но поскольку подошел дед – она решила, что надо сменить тактику: поплакать, чтобы ее подняли, отряхнули от снега и посадили обратно в санки.

Вторая важная особенность плача ребенка после года в открытости его намерений: в это время ребенок готов честно говорить, кому и для чего он плачет. "Я не тебе плачу, я маме плачу! - А что ты маме плачешь? - А что она с сестренкой сидит, пусть со мной поиграет!"

Ребенок от года до трех умеет уже не только мгновенно запускать и выключать свой плач, но и подбирать нужный плач под конкретного адресата. На маму может действовать одно, на бабушку другое. На папу, например, может действовать только отчаянный крик, такой, что прибежит бабушка и объяснит папе, что он за человек. Ребенок подбирает эти инструменты под конкретных родителей, а подобрав, играет на них как по нотам. Вы замечали, что у детей обычно разный характер: с мамой один, с бабушкой другой, с папой – третий. Характер ребенка - это его способ влияния лично на вас. Дети умные и сообразительные, они методично подбирают то, что работает лично под вас.

Рассказ папы: Машеньке 2 года, сидит, что-то бормочет про себя. Прислушался - она конструирует будущий диалог, говорит и за себя, и за маму: "Мама, пить! Мама, очень хочу пить!" - "На, Машенька, попей!" - "Не хочу, эта вода противная!" Она репетирует то, что будет ей радость и проблема родителям...

Это время, когда ребенок осваивает уже не просто плач, а настоящие истерики. Обычно дети начинают истерики, подглядев как это делается у других детей, после чего пробуют истерику на своих родителях. Если родители по факту истерику разрешают и своими действиями ее подкрепляют, ребенок начинает истерику активно использовать. Этим, собственно, и знаменуется известный всем кризис трех лет.

И что же делать с плачем в этом возрасте?

Первое - это что не делать. Даже если вы понимаете, что ребенок вами когда-то манипулирует, не правильно на него сердиться и его в этом обвинять. "Ловкачество, манипуляции, ты вечно капризничаешь!" - все это негативные внушения. Если вы скажете: "Как ты бодро плачешь! Энергичный ты мой, дай тебя обниму!" - это будет веселее и позитивнее.

Второе - не подкреплять поведение плача. Это важный и не простой пункт, потому что большинство мам не понимают: если ребенок заплакал, то ваше сопереживание и жалость поддерживают его плач. Если ваш малыш ударился и хочет заплакать, то ваше желание пожалеть и мягкое "Миленький, ударился, или я тебя пожалею!" как раз запускают плач и жалобы. Напротив того, ваша спокойная реакция успокаивает ребенка, деятельная - переключает его внимание.

Творческие родители с удовольствием учат своих малышек на проблемы и неприятности реагировать не плачем, а смехом и радостью. Действительно, а почему бы и не да?

А третье и главное - это учить ребенка, как можно добиваться своего без плача. Учите вашего ребенка обращаться с просьбой. Это простое правило знают все разумные мамы, а именно - если ребенок бежит к вам с плачем, вы не торопитесь его жалеть, а спокойно говорите: "Когда ты плачешь, я ничего не могу понять. Ты вначале успокойся, скажи что у тебя случилось, что ты хочешь. Что у тебя случилось? Что ты хочешь".


Видео от Яны Счастье: интервью с профессором психологии Н.И. Козловым

Темы беседы: Какой женщиной нужно быть, что успешно выйти замуж? Сколько раз женятся мужчины? Почему нормальных мужчин мало? Чайлдфри. Воспитание детей. Что такое Любовь? Сказка, которой бы лучше не было. Плата за возможность быть рядом с красивой женщиной.








Статьи по теме:
Мастерство эмоций ребенка от 3 до 7 лет
Мастерство эмоций ребенка от 3 до 7 лет

Живой, бодрый ребенок любит двигаться и играть, и игра звуками, лицом и дыханием, которые взрослые н...

4
Главный секрет всех детей
Главный секрет всех детей

Эмоции - самое универсальное средство общения. Не важно, на каком языке вы говорите: язык эмоций пон...

30
Развитие эмоций и чувств в детском возрасте
Развитие эмоций и чувств в детском возрасте

Рождаясь, младенец имеет в своем арсенале только врожденные эмоции, но сюда входит уже многое. Это в...

2
Эмоции детей - способ управления родителями
Эмоции детей - способ управления родителями

Маленькому ребенку нужно много чего. Как говорил советский психолог Даниил Борисович Эльконин, перво...

1
Плачет ребенок: как к этому относиться и что с этим делать?
Плачет ребенок: как к этому относиться и что с этим делать?

Детский плач не является естественной, рефлекторной реакцией, плач - это выученное поведение. У мале...

9
Категории: