Ребенок ворует. Советы родителям дошкольников

01 января 2014 г. в 07:32

Редактор статьи: Н.И. Козлов (по материалам разных специалистов)

Специалисты, работающие с детьми, знают: практически каждый ребенок хоть раз в жизни взял чужое. При этом подавляющее большинство взрослых реагирует на случаи детского воровства очень остро. Растерянность («Как это могло произойти с моим ребенком?»), паника («Что подумают окружающие?», «Я плохой воспитатель…»), желание «наказать так, чтоб неповадно было».

Важно, как мы отнесемся к ситуации, если это произошло с ребенком в первый раз (или мы заметили это в первый раз). Конечно, наша реакция будет зависеть и от возраста ребенка.

Малыши

Как правило, родители понимают: если такое случилось с ребенком, которому не исполнилось еще и четырех лет, его поступок трудно назвать настоящей кражей. Малыш еще не в состоянии различать «моя вещь» - «не моя». Ребенок постарше (четыре - шесть лет) способен усвоить границы собственности. Но ему пока трудно сдерживать свою естественную импульсивность: захотелось, знаю, что не мое, все равно взял, причем цена вещи при этом для него роли не играет.

Взрослые обычно бывают очень шокированы произошедшим, если взятая вещь дорогая, и гораздо менее остро реагируют, если это какая-нибудь мелочь - пластмассовая игрушка, например. Уважаемые взрослые, будьте последовательны: или поднимайте шум по поводу пластмассовой игрушки, если вас волнует собственно кража, или с пониманием отнеситесь к краже дорогой вещи - если понимаете, что это еще не кража, а просто импульсивное поведение маленького ребенка.

Как себя вести с дошкольником, если он принес в дом чужую вещь?

Самое главное - отнеситесь к этому спокойно: все бывает. Если вы удивляетесь нелогичности поступков дошколят «Зачем было забирать что-то, если заранее знаешь, что тебя поймают?», то вы сами от этих дошколят мало чем отличаетесь. Они не думают, когда берут чужое, а вы не думаете, когда на них сердитесь за это. И то, и другое - простые автоматизмы. Если поумнеете вы, вы не будете сердиться и удивляться: вместо этого вы будете думать, что здесь можно сделать.​

Сначала попробуйте разобраться, что же на самом деле произошло. Очень может быть, что не произошло ничего: например, малыш просто поменялся с другим ребенком. Если же игрушка эта из детского сада или из кабинета детского врача, то стандартный вариант - без всякого ругания нужно придти вместе с ребенком туда, где он взял эту игрушку, чтобы он там открыто игрушку вернул и попросил прощения, что сделал это без спроса. Прекрасно, если ребенок поймет, что если попросить, то эту игрушку ему иногда могут и подарить.

Немного другой случай, если выяснилось, что игрушка или вещь - собственность другого ребенка. Тут важно разобраться в нюансах ситуации. Например, принесена ли эта вещь в дом открыто и ребенок сам рассказал о ней? Или вы нашли ее спрятанной среди домашних игрушек? Какие отношения сложились у него с хозяином вещи? Испытывает ли он чувство вины, когда вещь обнаружена?

Если ребенок не стыдится и не жалеет о своем поступке, нужно высказаться строго и однозначно: вы осуждаете произошедшее, вещь нужно вернуть прилюдно, чтобы он сделал это лично, как бы ни было это неприятно. Да, это неприятно, но в нашей семье так не поступают, это плохой поступок.

Если же малыш понимает свою вину, акцент перенесите на переживания владельца вещи: как ему плохо, и помогите своему ребенку вернуть вещь или игрушку без излишних унижений: лучше сделать это наедине с хозяином вещи. Хорошо, если вы подскажете сделать компенсацию, а именно ребенок может предложить какую-то из своих игрушек насовсем или на время.

Что делать, если дошкольник берет дома деньги?

 

 

Снова, как обычно - вначале нужно выяснить, зачем они ему понадобились. Возможно, он покупает на них какие-то мелочи или сладости и раздает другим детям. Причина - желание привлечь симпатии сверстников, купить их расположение. Объясните ему, что этот способ приобрести друзей - вовсе не самый надежный. Если вы понимаете, что ребенок действительно испытывает проблемы в установлении контактов, помогите ему - организуйте дома детский праздник и т. д.

Другой вариант: ребенок может отдавать взятые дома деньги во дворе детям постарше - по наивности или под угрозами. Это уже вымогательство, и его следует решительно пресекать. Ребенку же объяснить, как себя вести в случаях, если у него что-то просят или требуют: как ответить, к кому обратиться за помощью и т.д.

Не останавливайтесь на собственно проступке, поскольку то, что произошло - это подходящий момент для того, чтобы поговорить с ребенком об отношении к деньгам вообще: их могли откладывать на какую-то покупку или рассчитывали, чтобы их хватило до предстоящей зарплаты и т.д.​

С другой стороны - уберите деньги из зоны доступности. В некоторых семьях деньги (ну, пусть небольшие) просто разбросаны по разным местам квартиры, но если вы провоцируете ребенка брать мелкие суммы, вы все равно подталкиваете его к воровству. Пока поведение ребенка импульсивно - убирайте с глаз то, что будет его провоцировать.

Однако самое важное - задуматься не о том, чтобы ребенка ничего не провоцировало воровать, а начать заботиться о том, чтобы воровство для ребенка стало личностно недопустимым. Здесь первое - твердое понимание "Я - не вор! Воровать - нельзя!", полный внутренний запрет, внутренняя недопустимость воровства. А второе - развитие воли, умение сдерживать свои импульсы и желания. Ребенок может все знать и понимать, но если он не может себя сдерживать, его руки будут тянуться к деньгам как будто сами... А как развивать волю у ребенка? Тут помните главное - если ребенок не умеет и не привык слушаться вас, он не сможет слушать и себя. Воля - это твердый голос отца, который звучит в душе ребенка, и формирование воли начинается с порядка и дисциплины в семье. Как у вас с этим?

 

 

 

 

  • Воровство, ребенок
  • Автор Н.И. Козлов
  • Воспитание детей

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Кража"
01 окт. 2022 г.
Кра́жа — тайное хищение чужого имущества — признается преступлением практически во всех юрисдикциях, в России по УК РФ в статье 158. Охватывает посягательство на любую форму собственности. Важно: имущество является для похитителя чужим.
0Подробнее →
Картинка к "Почему дети воруют (М. Кравцова)"
01 мар. 2010 г.
Если составлять психологический портрет ворующего ребенка, то прежде всего обращает на себя внимание его доброжелательность по отношению к окружающим и его открытость. Такой ребенок готов очень много и откровенно рассказывать о себе (естественно, о кражах в наших разговорах речь не заходила).
Картинка к "Ребенок ворует (М. Кравцова)"
01 окт. 2022 г.
Причины или соображения, которые заставляют ребенка воздержаться от кражи, по всей вероятности, должны быть прямо противоположными тем, что побуждают его к совершению кражи. Воровать не будут, во-первых, те дети, у которых в достаточной степени развиты воля и нравственные представления. Во-вторых, те, кто умеет сдерживать свои желания. В-третьих, эмоционально благополучные дети.
Картинка к "Ребенок ворует. Советы родителям дошкольников"
01 янв. 2014 г.
Как себя вести с дошкольником, если он принес в дом чужую вещь? Самое главное - отнеситесь к этому спокойно: все бывает. Если вы удивляетесь нелогичности поступков дошколят «Зачем было забирать что-то, если заранее знаешь, что тебя поймают?», то вы сами от этих дошколят мало чем отличаетесь. Они не думают, когда берут чужое, а вы не думаете, когда на них сердитесь за это. И то, и другое - простые автоматизмы. Если поумнеете вы, вы не будете сердиться и удивляться: вместо этого вы будете думать, что здесь можно сделать.​
Картинка к "Ворует подросток"
01 окт. 2022 г.
​​​​​​Здесь мы сформулируем самые общие вещи, о которых стоит задуматься, если вы не хотите, чтобы случаи воровства возникали или продолжали повторяться.
Картинка к "Здравствуй, тетина шоколадка!"
23 нояб. 2022 г.
Маленький ребенок схватил чужое и не отдает, считает своим. Как вернуть чужое?