Рисуем будущее с подростком

30 декабря 2015 г. в 11:36

Автор: Екатерина Незаметдинова,
Университет практической психологии

Я – мама подростка. Моей дочери Алене 13 лет. Последние 3 года я регулярно спрашивала ее, кем она хочет стать, когда вырастет. Но всё было бесполезно: Алена от вопросов уходила, поскольку не могла сказать ничего конкретного. Я долго думала, как помочь Алене сформулировать своё будущее, свои цели на взрослую жизнь, и вот однажды попробовала сделать так…

Я посадила ее перед собой и сказала: «Алена, устраивайся поудобнее. Хорошо. А теперь закрой глаза и представь, что прошло 10 лет… Расскажи мне, где ты находишься? Чем ты там занимаешься? Что вокруг тебя?». Алена (с моей помощью) расслабилась и стала фантазировать, постепенно мы переключились на то, где она теперь учится, потом – где она после этого стала работать. Это Алену увлекло, и вот она уже начала рассказывать, что в будущем она представляет себя в зале суда, где произносит речь, которая доказывает невиновность человека. Чем больше она рассказывала, чем больше деталей она добавляла, тем увереннее звучал ее голос. «Отлично!», сказала я, и мы вернулись в день сегодняшний. «А теперь скажи мне, что нужно сделать сегодня, чтобы получить такое будущее?» И тогда Алена начала думать…

Для того, чтобы Алена представила свою цель и шаги к ее достижению более наглядно, я попросила ее нарисовать это на бумаге. При этом я ее попросила не стараться сделать правильно, а писать все, что приходит ей в голову.

У Алены получилась вот такая картинка:

Когда Алена закончила свой рисунок, она посмотрела на него и воскликнула: «Мама! Получается, что я уже сейчас могу многое делать, чтобы достичь того, чего хочу!». Для нее этого было открытие! Конечно, я и до этого постоянно говорила ей, что уже сейчас она может строить свое будущее, для раньше для Алены это были пустые слова. А теперь картинка-схема, нарисованная ею собственноручно, оказалась готовым планом её действий с понятными шагами. Это был уже ее собственный проект, и он не вызывал у неё протеста. У Алёны появился проект своей жизни!

На следующий день Алена перенесла свою карту на большой лист ватмана и повесила над своим письменным столом. «Зачем?» - спросила я её. Она сказала: «Хочу, чтобы мой план всегда был у меня перед глазами!».

Её жизнь начала быстро меняться. Раньше, когда я обращала ее внимание, что она тратит время впустую, она фыркала, а сейчас на мои дружеские (только дружеские!) вопросы: «А просмотр этого сериала ведет тебя к твоей цели?», «А с какой целью ты сидишь ВКонтакте?», «Под какую задачу ты играешь в эту игру?», Алена задумывается… Да, она много времени проводит ВКонтакте, но теперь ищет там полезные ей обучающие ролики, статьи по саморазвитию и видеоуроки. Её самооценка сильно повысилась: «Я не бездельничаю! Я иду к своей цели!» А самое главное, я уверена: через некоторое время мой голос превратится в ее внутренний голос, и она сама уже будет задавать себе такие вопросы: «Зачем?», «Под какую задачу?». Алена уже заговорила о том, что плакат нужно доработать: я вижу, что моя дочь думает, планирует, делает!


Во многих семьях существует традиция загадывать желания на Новый год. Я хочу предложить вам, чтобы в этом году ваш ребенок не просто загадал желание, а поставил цели и прописал реальные шаги к этой цели, так, как это сделали мы с Аленой.

Пусть наши дети становятся Авторами своей жизни!

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Подростковый возраст: что делать родителям?"
13 мар. 2019 г.
Подростковый возраст… Чтобы его пройти, приходится изрядно попотеть и родителям, и детям – тем более что они уже не любят, когда их считают детьми. Основное, что нужно понять – ваши дети не перестали вас любить и не стали хуже, просто у них идет гормональная перестройка, от которой меняются и настроения, и желания. А иногда и мозги на некоторое время отключаются…
0Подробнее →
Картинка к "Стань отличником и смело иди первый раз в первый класс"
12 июл. 2019 г.
Я уверена, что для наших детишек-первоклашек школа должна стать местом, где радостно и хочется учиться. А мы, родители, можем и должны им помочь. У меня есть способ, я опробовала на своем ребенке и на его друзьях – получилось хорошо. Предлагаю попробовать и вам, это совсем несложно, а детям нравится!
Картинка к "Биологической основы у кризиса подросткового возраста — нет"
08 апр. 2004 г.
М. Мид, которая изучала подростков острова Самоа, доказала несостоятельность представления о неизбежности кризиса и конфликтов в подростковом возрасте и показала их социальную, а не биологическую обусловленность. 
Картинка к "Игнорирование указаний родителя (подросток)"
01 окт. 2022 г.
В сравнении с детьми, с подростками договариваться труднее, потому что они уже сильные и во многих случаях могут обойтись без вас. С другой стороны, договориться с ними проще: они умнее и понимают больше.
Картинка к "Как наладить отношения с подростком (А. Пономаренко)"
26 нояб. 2014 г.
У вас есть ребенок, и даже не один? Вы боитесь подросткового возраста, потому что слышали много «страшилок» о том, как меняется поведение ребенка в этом возрасте? Боитесь, что не справитесь? Тогда эта книга для вас. На ее страницах описаны основные проблемы, с которыми сталкиваются почти все родители подростков. А также предложены пути их эффективного решения.
Картинка к "Прогулы школы: как мотивировать ребёнка"
01 апр. 2017 г.
Причины пропуска уроков могут быть разными, например, конфликт с одноклассниками или учителем, трудности в усвоении программы. В этой статье я рассматриваю только одну причину - неосознанность. Мне много лет в школе и в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних приходилось работать с «трудными» подростками, которые регулярно прогуливали или постоянно не посещали школьные занятия. А в это время гуляли, употребляли наркотики, воровали, грабили, совершали разбой.
Картинка к "Тайм-менеджмент для детей (М. Лукашенко)"
27 авг. 2014 г.
Чем раньше ваш ребенок научится грамотно организовывать свое время, тем более спокойно, бесстрессово и эффективно пройдут его школьные годы, и тем более радостную, насыщенную и наполненную событиями жизнь он проживет. Книга Марианны Лукашенко обобщает многолетний опыт «детского» тайм-менеджмента и дает технологии, с помощью которых родители смогут сами освоить с детьми весь инструментарий организации времени, наведения порядка, поддержания дисциплины, постановки и достижения целей.
Картинка к "Забавные выходки родителей, или «Анархия» для подростков"
01 янв. 2006 г.
Вообразите, что на протяжении многих лет вы жили в группе каторжников, закованных в кандалы и скованных одной цепью. В этой группе вы так долго выполняли одно и то же, что теперь уже даже не можете воспринимать ситуацию, свои обязанности, других заключенных, справедливость или несправедливость происходящего, но просто функционируете, выполняя с тупым упорством автомата те задачи, которые, как вы думаете, вы должны выполнять. Теперь представьте, что вас внезапно освободили. Физически вы находитесь все еще в той же самой ситуации, но теперь свободны, вольны остаться в ней или же выйти из нее, выполнять одни и те же привычные действия или же заняться чем-то новым — словом, как свободный человек, вы вольны пересмотреть всю свою ситуацию. Посмотрите теперь на свою жизнь как такой свободный человек и начните снова и снова обращаться к самому себе со следующими словами...