Родитель и ребенок: ключи влияния друг на друга

01 октября 2022 г. в 21:46

Ключ – средство управления и контроля.

Главная задача родителя – дать ребенку ключи от мира, которые позволят ему как минимум в этом мире выживать, а в идеале – чего-то добиться, используя свои сильные стороны:

  • силу
  • ум
  • талант
  • красоту
  • и т.д.

Поначалу ребенок слаб и беспомощен. Ключами к миру для ребенка являются ключи к родителям.

Задача ребенка - получить ключи, которые помогут удовлетворить свои потребности:

  • потребность в получении эмоций и чувств.
  • потребность в свободе и самостоятельности.
  • и др.

Задача родителя - получить ключи к ребенку, которые позволят решать родительские задачи:

  • обеспечивать безопасность ребенка
  • воспитывать
  • передавать опыт
  • развивать таланты
  • и т.д.

Ребенок и родитель – оба нуждаются в ключах друг к другу. В каждой семье есть баланс влияния между родителем и ребенком. В идеале, баланс должен быть таким, чтобы и родитель, и ребенок имели все необходимые ключи влияния друг на друга, при этом не слишком мешали один другому (т.е. были удобны). Если при этом взрослый успешно справляется с главной задачей родителя, то лучшего и желать нельзя.

Но установить идеальный баланс влияния сложно, а во многих семьях практически не возможно из-за перекосов:

1. Родитель или ребенок не способны найти ключи, которые позволят удовлетворять свои основные потребности.

Результат:

  • суррогатное удовлетворение потребностей (Например, когда ребенок начинает болеть для того, чтобы получить внимание и тепло родителя. Или из-за недостатка позитивного внимания, старается получить хотя бы негативное).
  • потеря влияния друг на друга (если родители не дают того, что нужно, ребенку, тот будет искать в другом месте, даже если родителю это не по нраву).

2. Родитель и ребенок искусственно повышают плату за пользование ключами. Мол, тебе нужно, ты и плати (на самом же деле, нужно обоим!).

Результат:

  • проблемы перерастают в торг
  • манипуляции
  • семейные сцены

3. Родитель или ребенок тянут одеяло на себя, пытаясь получить ключи влияния на другого, не отдавая при этом собственных ключей.

Результат:

  • взаимное недоверие
  • протесты и бунты
  • затяжная война (кто кого сломает)

Ничего страшного, если ребенок в какой-то день получит меньше внимания, если родитель и ребенок иногда прибегают к манипуляциям и т.д. Плохо, если все это превращается в систему. Тогда на лицо перекос отношений, который, вполне возможно, приведет к перекосу в личности ребенка (а значит и к проблемам во взрослой жизни).

Выводы.

  1. Ошибкой является недооценивать роль, как задач ребенка, так и главных воспитательных задач родителя.
  2. Лучший способ отношений родителя и ребенка – близкие отношения, основанные на любви и понимании (аналог отношений мы между супругами).
  3. Взрослый не меньше ребенка заинтересован, чтобы задачи ребенка были решены (хотя, не обязательно тем способом, которым это хочет сделать ребенок).

Замечание Н.И.Козлова

В такой формулировке главным оказывается ребенок, а мир и другие люди - такой бутерброд, которым он должен научиться пользоваться. Я совсем не против того, чтобы мой ребенок питался, и даже сытно и вкусно, но я всегда думал: А зачем он питается? Чтобы в мире сделать что?

Для меня всегда важнее был мир: много-много разных людей, куда мой ребенок вливается только одной из струек. И тогда главная задача: сделать моего ребенка человеком сильным, умным, талантливым, красивым и обязательно порядочным - чтобы в результате этого произошло главное: чтобы количество добра в мире определенно увеличивалось. Чтобы мой ребенок оказался обязательно полезным для общества (то есть очень многих очень живых людей) - полезным.

  • Книга для родителей

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "21 способ избежать конфликта и наладить отношения с ребенком"
01 янв. 2010 г.
Порой родители сами поощряют плохое поведение ребенка тем, что уделяют ему при этом внимание. Внимание может быть и положительным (похвала), и негативным (критика), но иногда полное отсутствие внимания может стать решением проблемы плохого поведения ребенка. Если вы понимаете, что ваше внимание только раззадоривает ребенка, попробуйте себя сдержать. «Техника игнорирования» может быть очень эффективной, но выполнять ее следует правильно.
1Подробнее →
Картинка к "Чувство вины в жизни родителей и детей"
01 окт. 2022 г.
Вина захлёстывает родителей по любому поводу. Она отбирает силы, из-за неё вы погружаетесь с головой куда угодно: в гнев, в депрессию, в сожаление, в раскаяние, самоедство. А возвращаетесь совершенно опустошёнными и обессиленными.
Картинка к "Если ребенок проверяет вас на прочность..."
01 февр. 2015 г.
Самые послушные дети время от время обязательно проверяют, можно ли родителей — не слушаться?
Картинка к "Личный пример родителей"
01 янв. 2010 г.
Личный пример родителей дает ребенку образец перед глазами. Наши дети – наше отражение.
Картинка к "Ложь родителей против хитрости детей (Б. Адлер)"
01 окт. 2022 г.
Многие из предлагаемых нами решений, которые кажутся нам наиболее эффективными, предполагают веру ребенка в то, что в буквальном смысле не всегда является правдой. Например, ваш малыш просит дать ему на завтрак сладкий батончик. Стандартный для такого случая совет, который вы, вероятно, уже встречали в другой литературе, — предложить ребенку выбор. Вы говорите: «Могу дать на завтрак вишневые или фруктовые „спиральки“ или банан с йогуртом», надеясь, что он выберет какой‑то из этих продуктов.
Картинка к "Пять основных потребностей ребенка"
01 окт. 2022 г.
Искусством воспитания нельзя овладеть раз и навсегда. С возрастом потребности ребенка изменяются, и родителям необходимо научиться чутко реагировать на эти изменения. По моему мнению, у всех детей всех возрастов есть пять основных потребностей: потребность в уважении, потребность чувствовать собственную значимость, потребность в приятии, потребность чувствовать связь с другими людьми и потребность в безопасности.