Родители и любовь к ребенку

01 октября 2022 г. в 21:46

Статья в разработке

Фильм «Большие и маленькие»

Зачем мы хотим детей? Здесь я могу сказать только за себя... Для меня мои дети — это возможность создать прекрасную вселенную. Когда маленьким был я, я мог не много, но уже и тогда я хотел, чтобы жизнь была всегда светлой, большой и красивой. Она тогда и была такой, но — не всегда, и не всегда это зависело от меня. А теперь я большой и сильный, и дети — мои, совсем мои!, и теперь никто, пока отец этих детей я, никто не вмешается в их жизнь. Я мечтал, что жизнь может быть светлой, разумной и красивой — пожалуйста, я могу создать такую жизнь своим детям, я могу воспитать их так, что они будут делать такую жизнь дальше! Если вы тоже мечтали о чем-то подобном или немного о другом — не важно! — вы можете эту мечту подарить своим детям.

Но большое число людей живут совсем по другому, и дети им не нужны. Или просто мешают.

Само по себе рождение ребенка вовсе не гарантирует, что родители его будут любить. Еще в два столетия назад дети, если только это не королевские дети, нередко воспринимались как «расходный материал». Любить детей было не принято, каждая семья решала этот вопрос индивидуально. Рождение «нездорового» ребенка, а точнее его выживание было практически не реально, да и для семьи это было накладно.

Сегодня не любить детей — неприлично. Больше того, сегодня ребенок для большинства женщин становится важнее мужа, муж оказывается иногда полезной, а иногда тяжелой необходимостью, чтобы ей родить и растить ребенка. С другой стороны, сегодня любовь к детям чаще провозглашается, нежели реально происходит. Кроме того, и сама любовь бывает самого разного рода и качества: любовь отцовская отличается от любви материнской, любовь к ребенку бывает мудрой и недалекой, может быть недостаточной, а может — избыточной... Любовь родителей к детям бывает как разумной, так и ошибочной, как мудрой, так и недальновидной. Гиперопека — неудачный вариант родительской любви. А как удачнее? Смотри Модели воспитания

С другой стороны, горячая родительская любовь совсем не гарантирует, что ребенок получит достойное воспитание. Горячая родительская любовь не всегда мудра, и когда ребенок например у тревожной мамы становится суперценностью, высока вероятность, что вырастет истеричный, капризный ребенок.

Вопрос не в том, что детям не нужна любовь родителей — вопрос в том, какая любовь нужна нашим детям и что кроме любви им от нас необходимо.

Любящие родители, заботливые и ответственные, терпимые и готовые им многое простить — одновременно с этим могут быть безразличны к их интересам и потребностям, глухи к их в том числе разумным просьбам и одновременно не требовательны там, где требовательность необходима. Не единой любовью воспитывается ребенок, от родителей требуется еще и мудрость, и культура. По хорошему — и хорошее педагогическое образование.

В любом случае важно помнить: сам по себе недостаток родительской любви катастрофой не является. Как писал Талейран, в его время родительская любовь была скорее исключением, нежели правилом, но на этом историческом фоне из маленьких детей вырастали те, кто составил цвет эпохи Просвещения.

Виды любви к ребенку

Источники любви к ребенку

Чувство любви родителей к детям — не врожденное. У матерей оно, тем не менее, включается чаще и проще, основой его являются:

  • детские игры по типу «Дочки-матери», моделирующие заботу о ребенку,
  • встроенные в культуру естественно звучающие внушения: «Вот будет у тебя ребенок, будешь его любить и о нем заботится. Сколько ты хочешь детей?».
  • импринтинг (запечатление) сразу после родов. Если матери в течение нескольких часов новорожденного кладут на грудь, чувство любви к ребенку формируется практически сразу. Если ребенок попадает к маме спустя несколько дней, чувство «мой родной» у мамы формируется слабее и позже.

В чем провляется любовь родителей к детям?

Определить родительскую любовь непросто. С одной стороны, есть некоторые принятые действия, которые считаются проявлением родительской любви (радоваться при виде, скучать в отсутствии, кормить, давать деньги и учить жизни). С другой стороны, есть живая родительская душа, которая чувствами и планами устремлена к любимому ребенку. С третьей стороны, есть объективка: сколько конкретно времени родители уделяли ребенку, какого качество было между ними общение, каков результат их общения и взаимодействия. С четвертой — душа и сознание ребенка, который что-то чувствует и что-то думает по поводу собственных родителей, причем то, что он думает и чувствует, может более определяться его настроением, нежели действиями родителей...

В любом случае, в анализе родительской любви важен язык, на котором она доносится до ребенка. Какие же языки родительской любви?

  • Время — один из важных языков родительской любви.

Если мама приходит всего за час до ужина, то она уже не может этого ребенка ничему научить. Она только будет говорить: «быстрей, повернись, вот это не трогай, вот это вот давай я сама — оно горячее». И тогда вот такого милого процесса — вместе чего-нибудь поделаем, для папы вот сейчас приготовим вкусненькое — его уже не получается, т.к. нужно просто следить за временем. Если вы берете на себя вот этот проект -научить ребенка готовить или научить ребенка помогать, вы закладываете заранее эти лишние полчаса или час так что бы у вас это шло спокойно от души, и тогда вы можете быть сколько угодно доброй и можете говорить: ну разлилось — ничего страшного, бери тряпочку, все будет хорошо. Это тоже способ оставаться с детьми друзьями. И никогда не начинать раскручивать да в какие моменты мы вдруг перестаем быть друзьями или другими словами перестаем быть в хороших отношениях и каждый ноет что-то свое.

  • Любовь к ребенку на языке поведения

Пишет Татьяна Розова:

На Дистанции, когда обсуждали Любовь, прозвучала такая фраза: «Когда ты смотришь на ребенка, ты видишь в нем будущего человека». Я задумалась (не в первый раз), а что же я понимаю под словом «Любовь»? И как я смотрю на своих детей?

Кто же она такая и с чем ее едят?

Мне ближе всего определение, которое я видела у Марины Цветаевой: «Любить — это значит смотреть на человека, и видеть его таким, каким его создал Бог, но не осуществили родители». Определение очень красивое. Но я долго не могла понять — чего же мне в нем не хватает? И, кажется, поняла. Это определение влюбленности. А чтобы оно стало определением любви, в него нужно добавить действие. Действие, которое начинается с вопроса: «А могу ли я что-то сделать для этого человека, чтобы приблизить его к этому совершенному образу?»

Время от времени я так стараюсь смотреть на своих детей. Это не легко. Но это очень помогает снять заслонку материнской всеобъемлющей, всепрощающей, всеохватывающей и чрезмерно заботливой любви, которая не всегда идет исключительно на пользу любимым чадам.

Если папа и мама могут взять на себя обязательства перед ребенком, даже еще перед не родившимся, и эти обязательства выполнять — они ребенка любят. Если не готовы взять обязательства, все остается на уровне слов и переменчивых чувств, тут о любви говорить труднее. См.

Двадцать проявлений любви к дочери

Родительская любовь глазами детей

Что дети считают родительской любовью? Мы проводили пилотажное исследование: большинство детей в возрасте от 5 до 10 лет на вопрос «В чем для тебя проявляется любовь родителей? Когда ты чувствуешь, что родители тебя любят?» после того, как понимают вопрос (это бывает не всегда просто) отвечают: «Когда родители мне покупают то что я хочу» и «Когда родители мне разрешают то, что я хочу».

Некоторые дети любят обвинять родителей, что те их не любят, любят неправильно или недостаточно. Как относиться к подобным обвинениям? См.

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Любовь и дисциплина — Как совмещать?"
28 дек. 2021 г.
Эта книга — образец практического пособия, собравшего более 70 упражнений, повышающих родительскую компетентность.
0Подробнее →
Картинка к "Фри ли чайльд, или «Зачем» многодетного папы"
01 окт. 2022 г.
Вопрос от 17-летнего сына: «Зачем люди вообще заводят детей?». Ответ: «По-разному. Традиция, «пенсионная книжка», — наверное, чаще так».
Картинка к "Как к детям относились в прошлом: история детства"
01 окт. 2022 г.
История детства - это кошмар, от которого мы только недавно стали пробуждаться. Чем глубже в историю - тем меньше заботы о детях и тем больше у ребенка вероятность быть убитым, брошенным, избитым, терроризированным и сексуально оскорбленным. В истории человечества отношение к детям, к детству, в целом отношения родителей и детей менялись очень разительно, и чтобы понять сегодняшний этап нашей жизни, полезно знать, как дела обстояли в прошлом.
Картинка к "Обязательства перед ребенком"
01 окт. 2022 г.
​Будущая мама по предложению Н.И. Козлова взяла на себя следующие обязательства перед ребенком. 1. Любить ребенка. 2. Быть счастливой. Только у счастливой мамы могут быть счастливые дети. 3. Любить себя, уважать свои желания и потребности, прощать себе ошибки и разрешать себе быть слабой, хвалить себя и ценить. 4. Любить и быть любимой, строить гармоничные отношения с мужчиной, дать ребенку пример счастливой семьи. 5. Быть здоровой, чтобы родить здорового ребенка и иметь возможность быть долгое время ему опорой и поддержкой. А также передать ребенку принципы заботы о своем здоровье.
Картинка к "Отношение родителей к ребенку"
01 окт. 2022 г.
Отношение родителей к ребенку бывает очень разным: заинтересованное и безразличное, с любовью и страхом, мудрое и бездумное. Любопытно ознакомиться с историей вопроса. Как пишет Ллойд Демоз, "История детства - это кошмар, от которого мы только недавно стали пробуждаться. Чем глубже в историю - тем меньше заботы о детях и тем больше у ребенка вероятность быть убитым, брошенным, избитым, терроризированным и сексуально оскорбленным".
Картинка к "Родители и дети"
01 окт. 2022 г.
Ребенок в человека вырастает не сам, ребенка человеком делают родители. Ре­бе­нок рож­да­ет­ся без опы­та те­ку­щей жиз­ни, он - по­чти чи­стый но­си­тель ин­фор­ма­ции, ко­то­рый только на­чи­на­ет за­пи­сы­вать и объ­яс­нять се­бе все про­ис­хо­дя­щее во­круг. И именно ро­ди­те­ли яв­ля­ют­ся пер­вы­ми лю­дь­ми, ко­то­рых фик­си­ру­ет ма­лень­кий че­ло­век, и для большинства людей именно их родители ста­но­вят­ся и на всю жизнь оста­ют­ся наи­бо­лее важ­ны­ми лю­дь­ми для ре­бен­ка.