Руководитель-психолог-1: «Не будешь наказывать за слова, придется наказывать за дела»

31 июля 2018 г. в 08:57
«Говорящий о невыполнимости дела не должен мешать тому, кто делает это дело»
Б. Шоу


​​​​​​​Уважаемые Руководители, предложу Вам к размышлению следующий тезис: «Не будешь наказывать за слова, придется наказывать за дела».

Иллюстрация: перед тем, как сотрудник совершит акт нарушения трудовой дисциплины или невыполнения поставленной задачи, как правило, следует вербальная проверка сотрудником своего Руководителя на потенциал наказания.

Например, фразы: «Ой, да, понятно, мы вряд ли успеем, дел так много», «Да зачем этот отчет, все равно никто не проверяет их», «Сейчас такие пробки в городе начались, все скоро начнут опаздывать на работу».

И если в этот момент Руководитель никак не отреагирует с целью проверки и корректировки картины мира сотрудника, он рискует в скором времени получить последствия в виде срыва срока задачи, опоздания сотрудника и прочее. И, что характерно, у сотрудника возникает ощущение правоты, «мол, так я же Вам говорил, пробки, дел много, да и отчеты никто не проверяет».

Вывод: за слова, несущие в себе неконструктивную составляющую, важно наказывать. Под наказанием я имею в виду, в первую очередь, вербально-невербально-моральное воздействие Руководителя на сотрудника. Например, внимательный строгий взгляд с долгой «энергетической» паузой.

Важным критерием является появление неприятных ощущений у Сотрудника в момент наказания.

Цель же наказания - обучение сотрудника, явная демонстрация некорректности допущенного высказывания. Результат - сотрудник получает корректировку картины мира «можно-нельзя», равно как и лишение права на незнание точки зрения Руководителя по данному вопросу.

Если с этим разобрались, то следующая ступень мастерства - «Не будешь наказывать за мысли, придется наказывать за слова».

А как наказывать за мысли? - скептически нахмурится внимательный читатель-руководитель.

А что есть мысли, как не выражение лица Вашего сотрудника, уважаемый читатель-руководитель?

Иллюстрация: Вы ставите задачу сотруднику, и в этот момент фиксируете на его лице тень неудовольствия. Неопытный Руководитель предпочтет игнорировать этот момент из страха получить неприятную для него реакцию сотрудника. Опытный же Руководитель обязательно начнет раскопки - «Почему такая реакция? Есть вопросы по задаче?».

Общие в​​​​​​​ыводы:

  1. Чтобы не пришлось наказывать за «Дела», обучайте сотрудников на стадии «Слова» и «Мысли».
  2. Наказание не самоцель.
  3. Наказание - обучение сотрудника через явную демонстрацию точки зрения Руководителя.
  4. Это - честность и уважение Руководителя к своему сотруднику.



  • Автор Роман Логан
  • Руководитель
  • Формат с сотрудниками
  • Умение руководить
  • Деловая сфера

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Я руководитель. Как развивать в себе требовательность?"
01 сент. 2021 г.
Требовательность - основное качество, отделяющее руководителя от не-руководителя.
0Подробнее →
Картинка к "Руководитель-психолог-7: 5 «Не» у Вашего сотрудника - от плохого настроения до увольнения"
07 авг. 2018 г.
На своих (и не только) тренингах, разбирая кейсы самых сложных переговоров с сотрудниками, я в определенный момент выявил в каждой сложной ситуации некоторую закономерность, своеобразный алгоритм, по которому сотрудник последовательно двигался, например, к увольнению. То есть необходимость переговоров (уже сложных к этому моменту) возникала с ним не внезапно, а, скажем так, нарастала, иногда по экспоненте.
Картинка к "Руководитель-психолог-9: Эффект Пигмалиона-Розенталя на службе мотивации персонала"
29 авг. 2018 г.
Психологам известен Эффект Розенталя или эффект Пигмалиона — психологический феномен, заключающийся в том, что ожидания личностью реализации пророчества во многом определяют характер её действий и интерпретацию реакций окружающих, что и провоцирует самоосуществление пророчества.
Картинка к "Авторитет руководителя"
01 окт. 2022 г.
Авторитет руководителя - авторитет, основанный на поддержании руководителем своего статуса. Знаками того, что руководитель пользуется заслуженным авторитетом, является уважение к мнению руководителя, а также готовность и желание исполнить любое его требование. Авторитет руководителя - обязательная составляющая успешной работы. В зависимости от того, добился ли человек авторитета благодаря своим личным качествам или же только социальному положению, авторитет может быть формальным (уважение должности) и личным (уважение личности).
Картинка к "Эмоции в работе руководителя"
11 авг. 2017 г.
Давайте порассуждаем: нужны ли эмоции в работе руководителя? Или настоящий сильный руководитель должен быть безэмоциональным? А если нужны, то какие? Что думаете? На мой взгляд – эмоции нужны. Более того, очень важны и для работы руководителя, и для жизни. Я за то, чтобы сделать эмоции своими союзниками и применять их осознанно и по назначению.
Картинка к "Идеальный руководитель (И. Адизес)"
10 сент. 2014 г.
По мнению доктора Адизеса, менеджмент любой организации должен выполнять четыре функции: производство результатов, администрирование, предпринимательство и интеграцию. Для того чтобы осуществлять их одновременно, руководителю необходимо обладать многочисленными, порой взаимоисключающими, качествами. Адизес делает вывод: менеджмент – слишком сложный процесс, чтобы с ним мог справиться один человек. Идеального менеджера просто нет в природе.
Картинка к "Психология руководителя"
01 окт. 2022 г.
Руководитель - это не должность, а психология, образ жизни и образ мысли.
Картинка к "Разговор руководителя с программистом: игра"
01 окт. 2022 г.
Разговор руководителя с программистом - ролевая игра из тренинга "Лидерство и руководство: техники эффективного влияния".
Картинка к "Руководитель"
01 окт. 2022 г.
Руководитель — тот, кто определяет людям работу в рамках данной ему власти. 
Картинка к "Руководитель-психолог-2: В лес за «ГРИБами», или 4 типа готовности сотрудников к работе"
02 авг. 2018 г.
В большинстве книг и тренингов первым шагом взаимодействия с сотрудником считается постановка задачи/делегирование функции.
Картинка к "Руководитель-психолог-3: За что получает ЗП Руководитель?"
02 авг. 2018 г.
Свои тренинги для руководителей я часто начинаю с вопроса «А за что, коллеги, получает ЗП Руководитель?». Вариантов всегда очень много...
Картинка к "Руководитель-психолог-4: «Начальствовать» или руководить, подчиняться или сотрудничать"
06 авг. 2018 г.
Мой друг, читатель, как ты себя называешь - Руководитель или начальник? А твои люди - они подчиненные или сотрудники? Мелочи? А какие образы у тебя возникают в голове, когда ты эти слова слышишь? Пауза, прочитай их еще раз, представь.
Картинка к "Руководитель-психолог-5: 12 шагов эффективного делегирования"
07 авг. 2018 г.
Проанализировав на чужих и своих тренингах, а также в своей карьере руководителя, сотни примеров поставленных в том или ином виде задач, я выявил основные ошибки, приводящие к срыву выполнения задачи.
Картинка к "Руководитель-психолог-6: Система «5К». Технология управления + психология управления"
07 авг. 2018 г.
За свою карьеру Руководителя в бесчисленных попытках как-то систематизировать свою работу, в определенный момент я составил список всего, что делает Руководитель, и предпринял попытку этот поток сознания классифицировать.
Картинка к "Руководитель-психолог-8: «Знаю, что подчиненный вредит, а доказательств нет...»"
08 авг. 2018 г.
На тренингах участники часто меня спрашивают: «А что делать, когда вот знаю точно, шкурой, блин, чувствую, что подчиненный вредит, а доказательств нет?» Бывало у Вас такое? Есть такое понятие как имидж человека. Скажем, имидж подлеца. Мы лично не испытывали со стороны человека подлости, но «вот, так про него говорят».
Картинка к "Словарь вашей компании"
01 мая 2019 г.
«Компании-жертвы» ищут причины, чтобы что-то не делать.
Картинка к "Заповеди руководителя"
07 янв. 2017 г.
Единой науки управления - нет, каждый руководитель в зависимости от своих задач, своего окружения и своих личных особенностей подбирает под себя свою корпоративную культуру, свою политику и свой стиль руководства. Заповеди руководителя - это самые главные правила, которые, как напоминалки, подсказывают самому руководителю и тем, кто у него учится, о чем в процессе управления людьми ему нужно помнить в первую очередь.