Сделайте так, чтобы учили не вы, а обстоятельства
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
ЕÑли вы, заботÑÑÑŒ о ребенке, ему что-то запрещаете, вы Ð´Ð»Ñ Ð½ÐµÐ³Ð¾ враг. ЕÑли ребенка Ñам на что-то нарвалÑÑ, а вы его выручили или Ñ…Ð¾Ñ‚Ñ Ð±Ñ‹ пожалели — вы его друг и ÑпаÑитель, а в роли ÑƒÑ‡Ð¸Ñ‚ÐµÐ»Ñ Ð²Ñ‹Ñтупила жизнь, обÑтоÑтельÑтва. Можно ли Ñто иÑпользовать, можно ли делать так, чтобы ребенка учили как бы не вы, а обÑтоÑтельÑтва? Да, Ñто возможно, еÑли Ñти обÑтоÑтельÑтва ребенку разрешить — или уÑтроить.
ЕÑли не опекать ребенка чрезмерно, жизнь начнет учить ребенка Ñама. Как пишет об Ñтом Ж-Ж. РуÑÑо:
Я не только не ÑтаралÑÑ Ð±Ñ‹ предохранить ÐÐ¼Ð¸Ð»Ñ Ð¾Ñ‚ ушибов, но даже был бы очень недоволен, еÑли б он никогда не ушибалÑÑ Ð¸ роÑ, не Ð·Ð½Ð°Ñ Ð±Ð¾Ð»Ð¸. ЕÑли ребенок полетит на пол, он не Ñломает ноги; еÑли ударит ÑÐµÐ±Ñ Ð¿Ð°Ð»ÐºÐ¾ÑŽ, не переломит руки; еÑли Ñхватит оÑтрый нож, то Ñожмет его Ñлабо и неглубоко порежет ÑебÑ. Страдание — Ñто Ð¿ÐµÑ€Ð²Ð°Ñ Ð²ÐµÑ‰ÑŒ, которой он должен научитьÑÑ, и Ñто умение ему понадобитÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÑŒÑˆÐµ вÑего.
Свобода, предоÑтавлÑÐµÐ¼Ð°Ñ Ð¼Ð½Ð¾ÑŽ воÑпитаннику, обильно вознаграждает его за те незначительные неудобÑтва, которым Ñ ÐµÐ³Ð¾ подвергаю. Вот маленькие шалуны, играющие на Ñнегу: они поÑинели, окоченели, едва в ÑоÑтоÑнии шевелить пальцами. От них завиÑит пойти и обогретьÑÑ, но они не делают Ñтого; еÑли их принудить к Ñтому, то жеÑтокоÑÑ‚ÑŒ Ð¿Ñ€Ð¸Ð½ÑƒÐ¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾Ð½Ð¸ почувÑтвуют во Ñто раз Ñильнее жеÑтокоÑти холода.
То, что ранее было Ð´Ð»Ñ Ð½ÐµÐ³Ð¾ игрой или мелочью, можно превратить в неприÑтноÑÑ‚ÑŒ, а то и крупную неприÑтноÑÑ‚ÑŒ. То, что ему в фантазиÑÑ… казалоÑÑŒ прикольным, можно Ñделать избегаемой реальноÑтью.
Он Ñ‚ÑнетÑÑ Ðº плÑшущему огню — пуÑÑ‚ÑŒ обожжетÑÑ Ð¿Ð¾Ð´ вашим приÑмотром. Ð’Ñ‹ его утешите, а второй раз полезть к огню он уже не захочет.
Можно разрешить ребенку то, что он так хочет — еÑли Ð²Ð°Ñ Ñто не отÑготит, а ему будет уроком.
Ребенок хочет идти гулÑÑ‚ÑŒ без варежек? — Ð’Ñ‹ предупредили его, что руки от Ñнега замерзнут, а он хочет вÑе равно? СоглаÑитеÑÑŒ Ñ ÐµÐ³Ð¾ решением и идите Ñ Ð½Ð¸Ð¼ гулÑÑ‚ÑŒ подальше, а потом начните Ñ Ð½Ð¸Ð¼ играть в Ñнежки. Снежки доÑтавÑÑ‚ вам удовольÑтвие обоим, но на обратном пути рукам ребенка будет холодно. Другой раз варежки он оденет без трудных разговоров.
Когда ребенок любит наÑтаивать на Ñвоих желаниÑÑ…, но за Ñти его Ð¶ÐµÐ»Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¿Ñ€Ð¸Ñ…Ð¾Ð´Ð¸Ñ‚ÑÑ Ð¿Ð»Ð°Ñ‚Ð¸Ñ‚ÑŒ вам — нужно проÑто Ñделать так, чтобы за Ñвои Ð¶ÐµÐ»Ð°Ð½Ð¸Ñ Ñ€Ð°ÑплачивалÑÑ Ñам ребенок.
ИÑÑ‚Ð¾Ñ€Ð¸Ñ Ð¾Ñ‚ Ð.Ð.: ВоÑпитывала Ñ Ñ‡ÑƒÐ´ÐµÑную пÑтилетнюю оÑобу КÑюху. СобираемÑÑ Ð³ÑƒÐ»ÑÑ‚ÑŒ — далеко на озеро. КÑюша намереваетÑÑ Ð²Ð·ÑÑ‚ÑŒ Ñ Ñобой на прогулку любимый чемоданчик «Ð´Ð»Ñ рыбалки»: вещь Ð´Ð»Ñ Ð¿Ñтилетнего ребенка Ð³Ñ€Ð¾Ð¼Ð¾Ð·Ð´ÐºÐ°Ñ Ð¸ неÑколько Ñ‚ÑжелаÑ. ОбъÑÑнÑÑŽ, что ей будет Ñ‚Ñжело. КÑюша наÑтаивает. Отлично. Я разрешаю ей взÑÑ‚ÑŒ Ñ Ñобой чемоданчик, заметив, что тащить она его будет только ÑамоÑтоÑтельно. Как она ныла и краÑочно пыхтела на обратном пути! Ð’ Ñледующие разы мы замечательно гулÑли без чемоданчика. Без вообще каких либо вопроÑах о чемоданчиках.
Так проиÑходит обучение Ñ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾Ñ‰ÑŒÑŽ негативного опыта: опыта еÑтеÑтвенного либо Ñоздаваемого Ñпециально, в воÑпитательных целÑÑ…, как ответÑтвенноÑÑ‚ÑŒ за поÑледÑтвиÑ.