Школьные сентябрьские деньки (Н. Лад)

31 августа 2015 г. в 05:42

Автор: Надежда Лад, учитель математики и физики

Ох, как им хочется снова в школу!

С каким нетерпением они, наши дети, ожидали начала учебного года, а августовские дни тянулись, как назло, необыкновенно долго!

Несколько раз на дню перекладывались учебники, перебирались ручки, тетради и другие письменные принадлежности, примерялась новенькая школьная форма.

С каким усердием записывалось в дневник расписание уроков, которое с удовольствием было несколько раз перепроверено.

А первого сентября они встают ни свет, ни заря и торжественно завтракают, тщательно причесываются перед зеркалом и без родительских поторапливаний выбегают из дома.

Первый урок проходит в полной тишине, на лету схватывается каждое слово учителя и с интересом выслушиваются выступления одноклассников.

Лес рук, максимум внимания, четкие аккуратные строчки и «высший пилотаж» выполнения домашнего задания.

Как же сохранить это воодушевление до конца учебного года?

Как сделать так, чтобы наших детей не настигло разочарование за долгие дни до следующих летних каникул?

Все очень просто: надо научить ребят полюбить учебный процесс. Да-да, именно научить!

Ведь придется уделять школьным предметам много времени, тратить много сил и энергии, а это, согласитесь, нелегкий труд.

И вот тут-то, сентябрь окажет неоценимую услугу для выработки мастерства легко и непринужденно преодолевать учебные нагрузки.

Отдых

Поскольку дети хорошо отдохнули, у них пока имеется предостаточно сил на важные дела. Значит, если и впредь уделять отдыху значительное внимание, то силы не иссякнут.

Вместо родительских напоминаний: «Не забудь сделать уроки», пусть звучит заботливое: «Не забудь отдохнуть». Удивлены?

Ничего нет плохого в том, чтобы школьники, включая старшеклассников, устраивали себе «тихий час». Дневной сон благотворно сказывается как на успеваемости, так и на здоровье учеников.

А посещение спортзала, хотя бы четыре раза в неделю по 40 минут – является обязательным условием бодрости духа.

И тогда меньше времени понадобится на выполнение домашнего задания и, как следствие, поход в школу не будет казаться обременительным.

После хорошего отдыха все успеется вовремя: и музыкальная школа, и факультатив по математике, и чтение книг, и домашние дела… Да мало ли других дел у подрастающего поколения?!

Но прежде, чем растрачивать силы, ими надо запастись.

Темп

Чтобы выполнение домашнего задания не затягивалось на продолжительное время, необходимо воспитать в ребенке чувство темпа.

Для начала включайте таймер на каждый предмет. Пусть этот процесс будет похож на игру, но именно эта «игра» не позволит расслабиться, отвлечься или размечтаться, и соревновательный момент «с самим собой наперегонки» очень дисциплинирует.

Пока таймер тикает, ученик с азартом вникает в учебный материал, не отвлекаясь на посторонние раздражители.

Мало того, «домашка» становиться увлекательным занятием, а не тягостной обязаловкой. Отыгранные у таймера несколько минут могут быть использованы по своему усмотрению в качестве заслуженного поощрения за хорошую работу.

Выработав у ребенка способность максимально концентрироваться при выполнении одного предмета, можно усложнить задачу и включать таймер на выполнение всех упражнений по всем заданным предметам.

Время выполнения домашнего задания не должно превышать полчаса для младших школьников, и не должно быть более двух часов (по каждому предмету) для старшеклассников.

А если постепенно сокращать это время на одну минуточку, то скорость выполнения домашнего задания будет увеличиваться, а качество усвоения и/или закрепления знаний будет улучшаться.

Увлечения

Ни для кого не секрет, что ученики любят тот предмет, который ведет его любимый учитель. И, как правило, именно этим предметам уделяется повышенное внимание и интерес. Остальные предметы, по собственному предпочтению самого ученика, отодвигаются на второй план. Причем, ученики, считают это решение вполне оправданным и не видят ничего страшно в том, что они игнорируют какие-то предметы.

И пока еще ребята находятся в приподнятом настроении, обязательно надо переубедить их.

Иногда приходиться делать то, что совсем не хочется.

Например, никто не любит горькие таблетки и больные уколы, но понимание значимости данных действий и уважительное отношение к процессу выздоровления дает положительный результат.

Да, пусть ребенок выказывает предпочтение к какому-то отдельному предмету, но уважительное отношение ко всем наукам может сыграть немаловажную роль в будущем.

К тому же, кумиры наших детей вряд ли бы достигли «звездных» высот, если бы развивались только в одну сторону. Именно в совокупности - образованность и специфические увлечения творят судьбу человека.

Поощрения

Хвалить ребенка нужно за каждую, даже маленькую победу. Но если получена оценка ниже ожидаемой, то и в этом случае надо поддержать ребенка. Главное – не привить ученику «синдром отличника».

Подумайте вместе, как выправить ситуацию и восстановить успеваемость.

Добросердечные родители не ставят условий и не договариваются на материальное вознаграждение в случае окончания четверти на «отлично». Если ребенку нужен новый компьютер для учебы, то компьютер просто надо купить или объяснить, почему отказано в покупке оного. Никогда «недостаточная» успеваемость не может служить отказом, поскольку получается замкнутый круг: без «отличных» оценок не будет компьютера, а без компьютера не будет должных результатов. Таковы реалии современного образования и это надо понять и принять.

Наверное, Вы заметили, что летом наши дети получают гораздо меньше замечаний, нежели во время учебного года.

Сентябрь, так же, как и летние месяцы, по инерции свободен от жесткого контроля со стороны родителей и менее загружен со стороны учителей. Не скупитесь на похвалу, даже если поведение воспринимается как обыденное и должное.

Пусть сентябрьские школьные деньки станут трамплином успеха в нелегком ученическом труде.

  • Школьник
  • Школьные проблемы
  • Автор Надежда Лад
  • Психика, здоровье

Комментарии (2):

Irene, 02 сентября 2015 г. в 23:42
Мне пришлось столкнуться по поводу моего ребёнка с американскими психологами. Они дают совет, что ребёнок должен все заработать. Так как это учит ценить полученное и заставляет работать. В семьях, где дети добросовестно выполняют работу, в большинстве не встретится ребёнок наркоман.
Елена Чуевская, 10 сентября 2015 г. в 13:53
У меня два соображения по поводу рекомендации "ребенок должен всё заработать". Если под словом "всё" понимать всё сверх необходимого (развлечения, шоколадки), то скорее соглашусь. Заработать действительно "всё" ребенок не может в силу несопоставимости его возможностей с тем, что он получает от родителей. Дети полностью зависимы от нас и любой "заработок" будет достаточно условным. Может, считать, что ребенок "зарабатывает" питание, одежду, проживание и прочее своим послушанием, выполнением посильных заданий, вежливостью? Даже в этом случае я предпочитаю жить семьей, не вводя в личные отношения "правила рынка". Пусть сын получит борщ, чистую рубашку и новый телефон, потому что я люблю его и забочусь о нем, а не потому, что он "заплатил" за мои услуги "домохозяйки" хорошей учебой и вежливостью. Такой подход не является "слепой любовью" и не отменяет вежливости, благодарности и требовательности в наших отношениях.

Материалы по теме:

Картинка к "25 способов узнать у ребенка, как дела в школе, не спрашивая «Ну как дела в школе?»"
08 сент. 2014 г.
Если вы спросите у ребенка «Ну как дела в школе?», то скорее всего получите ответ: «Нормально». А если вы действительно хотите узнать, как прошел его день, то помогите своему ребенку: задайте такой вопрос, на которые можно будет ответить подробно.
1Подробнее →
Картинка к "Стань отличником и смело иди первый раз в первый класс"
12 июл. 2019 г.
Я уверена, что для наших детишек-первоклашек школа должна стать местом, где радостно и хочется учиться. А мы, родители, можем и должны им помочь. У меня есть способ, я опробовала на своем ребенке и на его друзьях – получилось хорошо. Предлагаю попробовать и вам, это совсем несложно, а детям нравится!
Картинка к "Готовность ребенка к школе"
01 окт. 2022 г.
Готов ли ваш ребенок к школе - вам не сложно определить, посмотрев навыки, которыми ребенок должен владеть. ​Проанализировав опыт ведущих в экономическом отношении стран мира в области развития социальных и эмоциональных навыков и умений детей 5 – 7 лет, Центром практической психологии образования Московской области был составлен список социальных компетенций. Перечень базовых социальных компетенций детей старшего дошкольного возраста содержит 45 навыков и умений, объединенных в 5 групп, отражающих разнообразные аспекты жизни ребенка: коммуникацию, эмоциональный интеллект, совладание с агрессией, преодоление стресса, адаптацию к образовательному учреждению.
Картинка к "Летние каникулы и трудности возвращения в школу"
10 июн. 2015 г.
1 сентября дети бегут в школу, чтобы обменяться впечатлениями после каникул, чтобы показать себя повзрослевшего и возмужавшего, да и на одноклассников подивиться. Но уже второго сентября начинаются проблемы: хочется продолжения праздника жизни... Как же вернуть ученика в ритм их деловой жизни?
Картинка к "Навыки преодоления стресса (школьники)"
31 дек. 2009 г.
Проанализировав опыт ведущих в экономическом отношении стран мира в области развития социальных и эмоциональных навыков и умений детей 5 – 7 лет, нами был составлен список социальных компетенций. Перечень базовых социальных компетенций детей старшего дошкольного возраста содержит 45 навыков и умений, объединенных в 5 групп, отражающих разнообразные аспекты жизни ребенка: коммуникацию, эмоциональный интеллект, совладание с агрессией, преодоление стресса, адаптацию к образовательному учреждению.
Картинка к "Не хочу в школу"
01 окт. 2022 г.
В школу возвращаться категорически отказывается. Очень много читает. 
Картинка к "Школа, в которую хочется"
01 окт. 2022 г.
Наступает первое сентября - время отдавать ребенка в школу. Моего ребенка, которого я пестовал и о котором заботился с самого его рождения и даже раньше. Я старался дать ему самое лучшее, я оберегал его от плохих впечатлений, я показывал ему мир и людей, и животных, и море, и большие деревья.
Картинка к "Школьные перегрузки"
01 окт. 2022 г.
Проблемой школьных перегрузок у нас в стране озабочены сейчас многие - и медики, и педагоги, и родители. По данным исследований Министерства образования РФ, «рабочий день» обычного старшеклассника иногда доходит до 10-12 часов.
Картинка к "Школьный психолог"
01 янв. 2013 г.
Школьный психолог осуществляет психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса с целью обеспечения нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте). В функции школьного психолога входят: психологическая диагностика; коррекционная работа; консультирование родителей и учителей; психологическое просвещение; участие в педсоветах и родительских собраниях; участие в наборе первоклассников; психологическая профилактика.
Картинка к "Школьный стресс"
01 окт. 2022 г.
Когда я стала учиться читать, моя жизнь полностью переменилась. Прежде мы с мамой играли в разные игры и много дурачились. Она говорила, что очень любит меня. Вечерами она обычно читала мне сказки. До чего же мне это нравилось!
Картинка к "Страх перед школой"
01 окт. 2022 г.
​Существует термин "школьная фобия", что подразумевает навязчиво преследующий некоторых детей страх перед посещением школы. Нередко речь идет не столько о страхе школы, сколько о страхе ухода из дома, разлуки с родителями, к которым тревожно привязан ребенок, к тому же часто болеющий и находящийся в условиях гиперопеки. Иногда родители боятся школы и непроизвольно внушают этот страх детям или драматизируют проблемы начала обучения, выполняя вместо детей все задания, а также контролируя их по поводу каждой написанной буквы. В результате у детей появляются чувство неуверенности в своих силах, сомнения в своих знаниях, привычка надеяться на помощь по любому поводу.
Картинка к "Уроки в школе"
01 окт. 2022 г.
Опыты на себе Первый опыт: когда вызовут отвечать к доске. Отвечаем классу! Сегодня мы не просто ответим урок по химии, мы постараемся убедить весь класс, что вода действительно состоит из двух газов, водорода и кислорода, и по возможности понятно объясним два сложных понятия: анализ и синтез. Догадаемся рассказать ребятам о том, чего нет в учебнике: что анализ и синтез применяется не только в химии, но и в математике, и в истории, и в литературоведении... Всюду, где есть развитие, есть анализ и синтез!
Картинка к "Восемь школ, которые учат по-другому"
01 янв. 2014 г.
Некоторые дети заканчивают школу, так и не познав прелестей школьной формы, меловых досок, классных журналов и звонков. Вместо этого они выращивают морковку, строят дома из бамбука, летают за океан каждый семестр и дни напролет играют. Самое удивительное, что в итоге школьники получают государственные дипломы и идут в университеты. В нашей подборке — восемь старых и новых экспериментальных школ, чей опыт крайне мало схож с тем, к чему мы привыкли.