Школьный психолог

01 января 2013 г. в 11:51

​Школьный психолог - психолог, работающий в школе.

Цель работы психологической службы школы: оптимизация образовательной среды с целью создания условий для гармоничного развития личности обучающихся.

Зачем в школе нужен психолог?

Психолог осуществляет психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса с целью обеспечения нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).

В функции школьного психолога входят: психологическая диагностика; коррекционная работа; консультирование родителей и учителей; психологическое просвещение; участие в педсоветах и родительских собраниях; участие в наборе первоклассников; психологическая профилактика.

Психологическая диагностика включает в себя проведение фронтальных (групповых) и индивидуальных обследований учащихся с помощью специальных методик. Диагностика проводится по предварительному запросу учителей или родителей, а также по инициативе психолога с исследовательской или профилактической целью. Психолог подбирает методику, направленную на изучение интересующих его способностей, особенностей ребенка (группы учащихся). Это могут быть методики, направленные на изучение уровня развития внимания, мышления, памяти, эмоциональной сферы, особенностей личности и взаимоотношений с окружающими. Также школьный психолог использует методики по изучению детско-родительских отношений, характера взаимодействия учителя и класса.

Полученные данные позволяют психологу строить дальнейшую работу: выделить учащихся так называемой “группы риска”, нуждающихся в коррекционных занятиях; подготовить рекомендации для учителей и родителей по взаимодействию с учащимися.

В связи с задачами диагностики одной из задач психолога является составление программы собеседования с будущими первоклассниками, проведение той части собеседования, которая касается психологических аспектов готовности ребенка к школе (уровень развития произвольности, наличие мотивации учения, уровень развития мышления). Психолог также дает рекомендации родителям будущих первоклассников.

Коррекционные занятия могут быть индивидуальными и групповыми. В ходе их психолог старается скорректировать нежелательные особенности психического развития ребенка. Эти занятия могут быть направлены как на развитие познавательных процессов (память, внимание, мышление), так и на решение проблем в эмоционально-волевой сфере, в сфере общения и проблемы самооценки учащихся. Школьный психолог использует уже существующие программы занятий, а также разрабатывает их самостоятельно, учитывая специфику каждого конкретного случая. Занятия включают в себя разнообразные упражнения: развивающие, игровые, рисуночные и другие задания - в зависимости от поставленных целей и возраста школьников.

Консультирование родителей и учителей — это работа по конкретному запросу. Психолог знакомит родителей или учителей с результатами диагностики, дает определенный прогноз, предупреждает о том, какие трудности могут в будущем возникнуть у школьника в учебе и общении; при этом совместно вырабатываются рекомендации по решению возникающих проблем и взаимодействию со школьником.

Психологическое просвещение заключается в том, чтобы знакомить учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка. Оно осуществляется в ходе консультирования, выступлений на педагогических советах и родительских собраниях.

Кроме того, на педсоветах психолог участвует в принятии решения о возможности обучения данного ребенка по конкретной программе, о переводе учащегося из класса в класс, о возможности “перешагивания” ребенка через класс (например, очень способного или подготовленного ученика могут перевести из первого класса сразу в третий).

Все перечисленные выше функции школьного психолога позволяют соблюдать в школе психологические условия, необходимые для полноценного психического развития и формирования личности ребенка, то есть служат целям психологической профилактики.

Работа школьного психолога включает в себя и методическую часть. Психолог должен постоянно работать с литературой, включая периодические издания, чтобы отслеживать новые достижения науки, углублять свои теоретические знания, знакомиться с новыми методиками. Любой диагностический прием требует умения обработки и обобщения полученных данных. Школьный психолог проверяет в практике новые методики и находит наиболее оптимальные приемы практической работы. Он старается отбирать в школьную библиотеку литературу по психологии с целью знакомства учителей, родителей и учеников с психологией. В своей повседневной работе он пользуется такими выразительными средствами поведения, речи, как интонации, позы, жесты, мимика; руководствуется правилами профессиональной этики, опытом работы своим и своих коллег.

Вопросы, по которым можно и нужно обращаться к школьному психологу:

1. Трудности в учёбе

Некоторые ребята учатся не так хорошо, как им хотелось бы. Причин тому может быть масса. Например, не очень хорошая память, рассеянное внимание или недостаток желания, а может быть, проблемы с учителем и непонимание, зачем всё это вообще нужно. На консультации мы постараемся определить, в чём причина и каким образом это исправить, другими словами, попробуем найти, что и как необходимо развивать, чтобы учиться лучше.

2. Взаимоотношения в классе

Есть люди, которые запросто находят контакт с другими, легко общаются в любой, даже незнакомой компании. А есть, и их тоже очень много, такие, которым сложно знакомиться, сложно строить хорошие взаимоотношения, сложно находить друзей и просто чувствовать себя легко и свободно в группе, например? в классе. С помощью психолога можно найти способы и личные ресурсы, изучить приёмы для построения гармоничных отношений с людьми в самых разных ситуациях.

3. Взаимоотношения с родителями

Иногда бывает так, что теряются общий язык и тёплые отношения с нашими самыми близкими людьми - с нашими родителями. Конфликты, ссоры, отсутствие взаимопонимания – такая ситуация в семье обычно приносит боль и детям, и родителям. Некоторые находят пути решения, а другим это сделать достаточно трудно. Психолог расскажет вам о том, как научиться строить новые отношения с родителями и научиться понимать их, и как сделать так, чтобы и родители понимали и принимали вас.

4. Выбор жизненного пути

Девятый, десятый и одиннадцатый класс - время, когда многие задумываются о будущей профессии и вообще о том, как бы они хотели прожить свою жизнь. Если вы не уверены? каким путём вы хотите пойти, всегда есть возможность пойти к психологу. Он поможет вам осознать свои мечты, желания и цели, оценить свои ресурсы и способности и понять (или приблизиться к пониманию), в какой сфере (сферах) жизни вы хотите реализоваться.

5. Самоуправление и саморазвитие

Наша жизнь настолько интересна и многогранна, что постоянно ставит перед нами массу задач. Многие из них требуют недюженных усилий и развития в себе самых разнообразных личностных качеств, навыков и умений. Можно развивать навыки лидерства или навыки ведения спора, логическое мышление или творческие способности. Улучшать свои память, внимание, воображение. Можно учиться управлять своей жизнью, ставить цели и эффективно достигать их. Психолог - человек, который владеет технологией развития тех или иных качеств, навыков и умений и с удовольствием поделится этой технологией с вами.

Сайты, посвященные работе школьного психолога

  1. Школьный психолог Дятлова Марина Георгиевна - подборка необходимых документов, полезных игр и упражнений.
  • Психология в школе
  • Школьные проблемы

Комментарии (8):

наталья, 04 января 2015 г. в 10:37
Хорошая статья, спасибо!
Leona, 13 января 2016 г. в 04:53
Ерунда это все. НИЧЕГО из вышеперечисленного школьные психологи НЕ делают. И более того, он(а) вас пошлет подальше, если вы к нему обратитесь. Это факты из личного опыта. А я обращалась более чем к десятку психологов. И львиная доля из них были психологами школьными. И НИ ОДИН из них даже и пальцем НЕ пошевелил, чтобы мне помочь... Когда например меня травили в том или ином классе (а эта ситуация была хронической с 1-го по 8-ой класс!). И число школ, которые я сменила из-за этого, тоже ненамного меньше 10! Поэтому, хоть я и интересуюсь психологией как наукой, психологам я НЕ верю.
3 ответа
Гость, 05 июня 2017 г. в 14:12

Вам видимо не повезло. Большая часть специалистов в любой сфере не то что и рядом не специалисты. Людей своего дела и искренне любящих и знающих работу мало. И к сожалению, учат нас именно тому, что описано. А кто что на деле реализует - это другой вопрос. Должен делать то, что перечислили, да. И даже может больше. Но к сожалению, есть и такое, о чем вы говорите. У нас в лицее тоже особо не слышали о психологе. Да и в других школах, где мне пришлось побывать.

Гость, 28 августа 2017 г. в 11:20

Если вас травили во всех 10 школах во всех классах, значит было за что. Видимо, психологи вас тоже травили. Да вы просто агрессивная жертва!

Гость, 17 июня 2018 г. в 19:55

Слушайте, я пока ещё не школьный психолог, но мне кажется или проблема в вас самой??? Измениться не пробовали в манере поведения ,общения, внешности??? сверстники просто так не травят! На себя сначала в зеркало посмотрите и задайте себе вопрос: кто я? что я сделал в этой жизни полезного?

2 ответа
Гость, 17 сентября 2018 г. в 22:16

В этом и суть работы психолога - помочь ребенку найти себя в коллективе и обучить самоанализу. Дети не могут понять, что они делают не так и как надо было правильно поступить в той или иной ситуации. А они отмахивались.

Гость, 17 октября 2018 г. в 09:14

Все психологи говорят "изменись сначала сам". А КАК это сделать конкретно - мало кто за бесплатно скажет. В этом и состоит помощь, я считаю. И Ваше выражение "посмотри на себя в зеркало" считаю не очень приемлемым для "пока еще не психолога", извините.

Гость, 31 июля 2019 г. в 10:55

Школьный психолог на самом деле очень важная профессия. Если кому интересно, то можете почитать вот тут об обязанностях школьного психолога https://kedu.ru/press-center/profgid/shkolnyy-psikholog

Материалы по теме:

Картинка к "Деятельность школьного психолога по сохранению психологического здоровья участников образовательного процесса"
01 окт. 2022 г.
Человек - высшее творение природы. Но для того, чтобы сполна наслаждаться ее сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию - быть здоровым. Проблема психического здоровья привлекала и привлекает многих исследователей из самых разных областей науки и практики: медиков, психологов, педагогов, философов и других. Занимаясь умственным, психическим развитием ребёнка, следует помнить о его духовном развитии, развитии личности, т.е. психологическом здоровье. Целью моей деятельности является содействие сохранению психологического здоровья всех участников образовательного процесса. Эта работа осуществляется в ходе психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса и включает в себя психологическую диагностику, развивающую деятельность, просветительско-профилактическую работу, консультирование.
0Подробнее →
Картинка к "Коррекционное обучение и воспитание детей с психопатическими формами поведения"
01 окт. 2022 г.
​​​​​​​Если в дошкольном возрасте не принимать мер коррекционно-воспитательного воздействия к преодолению недостатков в поведении, то такие дети, как правило, ока­зываются неподготовленными к школьному обучению.
Картинка к "Школа, в которую хочется"
01 окт. 2022 г.
Наступает первое сентября - время отдавать ребенка в школу. Моего ребенка, которого я пестовал и о котором заботился с самого его рождения и даже раньше. Я старался дать ему самое лучшее, я оберегал его от плохих впечатлений, я показывал ему мир и людей, и животных, и море, и большие деревья.