Системное воспитание

20 мая 2014 г. в 08:58

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

 

​​​​​​​Системное воспитание - воспитание, меняющие стили и подходы в воспитании ребенка в зависимости от уровня его развития и готовности справляться с трудностями в конкретной ситуации. Системное воспитание (термин предложен Владимиром Виноградовым, ведущим тренером Центра "Синтон") практикуется в синтон-подходе для воспитания свободного и разумного человека, живущего в направлении высоких ценностей.

Сегодня в подготовке руководителей уже не ставится вопрос, какой стиль руководства лучше: авторитарный, демократический или либеральный. Стало понятно, что каждый из этих стилей имеет свои плюсы и минусы, а главное, каждый из них является необходимым на каком-то этапе развития коллектива или в какой-то период обучения сотрудника. Как правило, на первых этапах самым адекватным является директивный подход - подход деловой (без поддержки, ничего личного) в сочетании с плотным инструктажем и подробными распоряжениями. Когда сотрудник разобрался с основами, наступает период наставничества, то есть теплый, личный подход (высокий уровень поддержки, личные отношения) в сочетании с плотным инструктажем и подробными распоряжениями. На следующем этапе, когда сотрудник уже приобрел достаточной опыт, возникает возможность партнерства, где теплый, личный подход (высокий уровень поддержки, личные отношения) сочетается с доверием и совместными обсуждениями. А последний этап - это делегирование, мечта любого руководителя. Это деловой подход (без поддержки, ничего личного) в сочетании с доверием и совместными обсуждениями. "Позвонил интересный клиент, возьми его на себя!" - и все, руководитель может быть уверен, что сотрудник сделает все без него и наилучшим образом.

Похожие этапы в той или иной форме могут и должны присутствовать в процессе воспитания ребенка. Совсем маленький ребенок, пока не способен понимать человеческую речь и не владеет азами культуры, естественнее всего развивается и осваивает необходимые навыки в режиме дрессировки. Пока у ребенка не развита воля и он демонстрирует скорее полевое поведение, естественно направлять его поведение с помощью управления его вниманием, через увлечение и вовлечение, организуя ему развивающую среду. Когда ребенок пытается проверить родителей на прочность, либо в ситуациях, к которым ребенок не готов ни интеллектуально, ни морально, лучшие результаты показывает авторитарный стиль воспитания.

Однако через какое время с ребенком можно и нужно разговаривать, объяснять, советоваться; ребенок уже многое может понимать и делать сам, соответственно взаимодействие с ребенком меняется с авторитарного на авторитетное воспитание, все больше возможен режим сотрудничества и поддержки. В идеале ребенок должен развивать и воспитывать себя уже сам, только используя родителей и окружающее его общество как ресурс в его собственной познавательной и социальной деятельности.

Этап директивного (авторитарного) воспитания - важный момент в формировании волевой сферы ребенка. В системном воспитании ребенка вначале учат подчиняться внешним распоряжениям, а потом передают руководство собой в его собственные руки. Кажется, что именно такие механизмы формирования волевых качеств имел в виду Лев Семенович Выготский, когда формулировал закон формирования высших психических функций: "Всякая высшая психическая функция появляется на сцене жизненного развития человека дважды: сперва как функция внешняя, социальная, как функция интерпсихическая, потом – как функция внутренняя, регулятивная, как внутренний способ мышления ребенка". Вначале ВПФ разделена между ребенком и взрослым, а после этого интериоризируется, осуществляется ребенком самостоятельно. Вначале командует взрослый, ребенок учится выполнять команды, потом начинает командовать собой сам. Аналогично, по выводам А.Н. Леонтьева, "генетически произвольные действия возникают... скорее в социальном подчинении, чем в подчинении объективным предметным условиям".

Леонтьев любил анекдот об офицере и денщике. Денщик у себя возится и все время кряхтит и стонет. Офицер спрашивает: «Иван, что ты там кряхтишь?» — «Пить очень хочется».— «Поди, напейся».— «Идти не хочется». Прошло некоторое время, офицер служебным тоном говорит ему: «Иван». «Слушаю, ваше благородие»,— отвечает денщик. «Поди принеси стакан воды». Бежит, приносит стакан воды. Офицер говорит: «Пей». Тот выпил и успокоился.

Если офицер добьется, что денщик будет слушаться его беспрекословно, то ему достаточно будет дать команду: "Не ленись, проявляй активность и самостоятельность!" - и денщик изменит свой стиль поведения. Возможно, и на всю жизнь. Действительно, откуда у маленьких детей появляется воля? Трудно отрицать биологические предпосылки, однако воля в большей степени - продукт социального научения. Волю воспитывают (или не воспитывают) в детях их родители. Воля - это звучащий в нас требовательный, сильный голос отца. Мама может просить, увещевать, уговаривать - отец говорит то, что нужно сделать. В семьях, где папа и мама поменялись гендерными ролями, где отец мягкий, а мама командует, носителем воли является мама. Если у вас в детстве или юности был такой голос (иногда это может быть голос тренера или сержанта), если этот голос стал вашим законом и стал организовывать вашу жизнь и поведение, вы знаете, что такое воля. Если этим голосом вы сами стали говорить с собой и другими - вы стали волевым человеком. Если же ребенок рос в окружении только мягких людей, признающих только демократический стиль и не практикующих решительные и энергичные интонации, волевое поведение у ребенка будет затруднено.

С другой стороны, важен своевременный переход от директивного к партнерскому взаимодействию, перед от практики подчинения ребенка к сотрудничеству с ним. Авторитарное воспитание бывает удобно для родителей, но оно имеет смысл только тогда, когда через какое-то время наши дети действительно становятся свободными и разумными людьми, умеющими строить свою жизнь самостоятельно.


Видео от Яны Счастье: интервью с профессором психологии Н.И. Козловым

Темы беседы: Какой женщиной нужно быть, что успешно выйти замуж? Сколько раз женятся мужчины? Почему нормальных мужчин мало? Чайлдфри. Воспитание детей. Что такое Любовь? Сказка, которой бы лучше не было. Плата за возможность быть рядом с красивой женщиной.








Комментарии (1):

Селезнева Ирина, 21 мая 2014 г. в 17:51
Взяла на заметку. Когда появятся дети, постараюсь применить эту тактику распределения стилей руководства. Спасибо!

Материалы по теме:

Картинка к "Армейский стиль воспитания и воспитание самостоятельности"
01 окт. 2022 г.
Вопреки распространенному мнению, свободное воспитание, предоставление ребенку полной самостоятельности вовсе не приводит к развитию самостоятельности. Ребенок, которому вы предоставили полную самостоятельность - это просто ребенок, предоставленный для любых других влияний. А кто отвечает за то, какими они будут?
0Подробнее →
Картинка к "Мой ребенок должен быть самостоятельным. Как этого добиться?"
01 янв. 2010 г.
Чтобы ребенок привыкал действовать самостоятельно, нужно позаботиться о трех условиях: 1. Собственное желание ребенка. 2. Препятствие на пути к предмету желания, которое ребенок может преодолеть. 3. Длящееся вознаграждение! Эта идея гениальна, но как ее осуществить в жизни, не всегда понятно сразу.
Картинка к "Стили руководства"
01 окт. 2022 г.
Стиль руководства - особенности руководства, связанные с предпочтением того или иного вида влияния и личностными особенностями как руководителя, так и сотрудника (или коллектива).