Социализация

01 января 2010 г. в 19:04

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

 

Фильм "Спирит: Душа прерий"

Фильм "Я и другие"

Фильм "Бинго Бонго"

Фильм "Бинго Бонго"

​​​​​​​​​​​​​​Социализация - пропитывание человека обществом.

По механизму, социализация есть процесс усвоения индивидом окружающих его образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков. Механизм социализации изучается в исследованиях по социальному научению. Социализация происходит как стихийно (за счёт инстинкта подражания, а также за счёт восприятия одобрения/неодобрения окружающих), так и целенаправленно (воспитание, обучение, реклама, пропаганда). Некоторые называют это «социальным программированием».

Основные способы и механизмы социализации в детском возрасте - игра, подражание, стремление быть "как все".

Социализация позволяет обществу получить социально адекватного человека, а человеку позволяет успешно функционировать в данном обществе.

А теперь вспомним, какое разное бывает это общество. И не всегда хочется, чтобы наши дети пропитались его нормами и его культурой, см....

Одним из результатов социализации является то, что человек начинает рассматривать принятые в обществе взгляды как нечто само собой разумеющееся и не подлежащее сомнению. Социализация делает ребенка - человеком, социальным индивидом, но и она же может вместо личности сформировать из него бездумный винтик, массовую личность, живущую и думающую по шаблону. Станет ли человек из социального индивида еще и личностью - вопрос.

От чего зависит развитие человека, как личности - см.

Исключительно позитивный или спорный результат социализации зависит от того, где выше уровень - у общества, окружающего нас, и конкретного человека (ребенка) с его особенностями.

Если в обществе - культура свободы, творчества и позитива, то такая социализация помогает ребенку стать свободным, творческим и позитивным, хотя бы ребенок к этому и не был изначально склонен. Если же общество (или конкретная семья), с установками, например «не думай», «будь как все», «не высовывайся», «думай только о себе», «жизнь трудна», то это подталкивает ребенка к таким проблемным установкам.

С другой стороны, дети рождаются очень разными. Если ребенок родился лидером, творческой личностью, он в любом обществе будет личностью, просто в разной степени и за разную цену (иногда за это приходится платить счастьем или жизнью). Если же ребенок родился ведомым, конформистом, склонным к шаблону и полениться ( в том числе лениться думать), то трудно от него ожидать свободы творчества, если уж только сильно поднажать и заставить.

Впрочем, иногда именно конформная установка, готовность некритично, без сопротивления воспринимать влияние окружения, может оказаться хорошей почвой для эффективного личностного развития. См.

Социализация в развитии эмоциональной сферы ребенка также действует, по крайней мере, в двух разных направлениях. С одной стороны, ребенок с помощью окружающих его взрослых и влияния культуры в целом осваивает чувства, принятые в данном обществе, в частности, приобщается к чувствам дружбы, любви, благодарности, патриотизма и другим высоким чувствам. С другой стороны, для успешного налаживания социальных контактов в ближайшем детском окружении ребенок усваивает нормы эмоционального реагирования, которые нередко оказываются ниже того уровня, которым он владел до вхождения в детский коллектив. В этом случае социализация парадоксально оборачивается деградацией культурного развития ребенка. См.


  • Социализация
  • Автор Н.И. Козлов
  • +

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Что такое маленький ребенок"
01 янв. 2010 г.
Маленькие дети с 9 месяцев до 9 лет имеют общие, по крайней мере похожие черты и особенности. Какие?
4Подробнее →
Картинка к "Дисциплинарный подход и свободное воспитание"
01 янв. 2010 г.
Дисциплинарный подход тяготеет скорее к традиционному, нежели к свободному воспитанию, при этом утверждать, какой подход лучше "вообще" - затруднительно. Дисциплинарный подход ближе мужскому мировоззрению, свободное воспитание - женскому. И в том, и в другом подходе бывают воспитатели отличные - и плохие.
Картинка к "Механизмы, условия и источники развития личности"
31 дек. 2012 г.
Условия развития - это социальное и культурное окружение, помогающее развитию или мешающее ему. В деревне развивается деревенский мальчик, в Итоне - выпускник Итона. На основе этого формируется направленность личности, в том числе внутренняя позиция в отношении развития, склонность и способности личности развиваваться или нет, а если развиваться, то в какую сторону.
Картинка к "Нравственное состояние современного российского общества"
01 янв. 2012 г.
На основе выводов философов, экономистов, психологов, юристов, социологов и др. определен моральный уровень российского общества начала XXI в. - "моральная деградация"; используются разработанные количественные показатели - индекс нравственного состояния общества (ИНСО), на основе которого прослеживается динамика эволюции российского общества в годы реформ; отмечаются причины и последствия падения нравов; намечаются пути духовного возрождения как ключевого фактора и предпосылок оздоровления экономики и в целом духовного возрождения нации.
Картинка к "Развитие личности через нулевую или первую позицию"
01 янв. 2013 г.
Можно жить своим умом, делая собственные выборы, а можно жить как все, жить чужим умом, подчиняясь тому образу жизни, которым существуют окружающие. Как лучше, что правильнее? Все зависит от того, КТО конкретный человек и КТО - эти окружающие. Каковы ценности и каков уровень личности, в каком обществе он живет?