Способности ребенка

02 августа 2000 г. в 08:28

Сбалансированное воспитание

Многие родители еще до появления у них ребенка задумывались о том, как же лучше его воспитать, развить способности, проще говоря сделать его счастливым.

Но вот ребенок рождается и, как это часто бывает, сталкивается с тем, что родительские ожидания он оправдать не может. Вектор внимания семьи смещается с самого ребенка, со всеми его особенностями, на его недостатки. Малыша редко хвалят, в основном указывают на его ошибки, стыдят, забывая о том, что ребенок это всегда сочетание самых разнообразных качеств и уникальных способностей которые, без должного внимания, могут так и остаться нереализованными.

Родителям важно понимать, что у каждого ребенка есть сильные и слабые стороны. Например, ребенок может быть очень сообразительным, но, в то же время и ленивым. Таким образом, он начинает очень ловко прогуливать школу или увиливать от обязанностей по дому, рискуя быть заклейменным обычным лентяем. В это же время, напрочь игнорируется его позитивное проявление такое как, например, логичное аргументирование собственной позиции, пусть даже и пока оно отражается в отказе помыть дома пол или сделать домашнее задание по английскому.

На чем прежде всего стоит заострять внимание при воспитании?

Самое первое, что действительно должен сделать родитель, это выстроить систему безопасности. Это такое состояние, при котором ребенок может сам спокойно жить, получая удовольствие от жизни, без ущерба для себя и окружающих. Например, можно и нужно разрешить активному ребенку гонять мяч во дворе, но запретить это делать на проезжей части. Проще говоря, родитель должен очертить границы поведения своего ребенка.

Очень важно понимать, что если негативные проявления ребенка угрожают ему самому и окружающим, то нужно, в первую очередь, корректировать их. Ребенка необходимо сформировать так, чтобы он легко встраивался в социальные нормы. Например, очень активного малыша можно и нужно отдать в спортивную секцию но, перед этим, обязательно ограничить круг его активности, например если ему необходимо выплескивать свои эмоции, но делать это допустимо в спорте, но никак не в классе во время урока.

Далее родитель уже определят склонности ребенка к тому или иному занятию, а именно обращает свое внимание на его ресурсы и способности. Если ребенок явно увлекается процессом приготовления пищи, то совсем не лишним будет отдать его на курсы юных кулинаров. Но, необходимо помнить, что развитие позитивных наклонностей ребенка должно происходить только после корректировки его социального поведения. Здесь можно привести пример из взрослой жизни. Допустим, женщина встречает мужчину, он добрый, отзывчивый, отлично зарабатывает, но он с психическим отклонением. Раз в неделю у него происходит вспышка ярости, и он в порыве может легко покалечить или даже убить свою избранницу. Стоит ли заводить с ним семью, даже имея ввиду всего его позитивные качества? Ответ однозначный - нет. Так же и с ребенком. В первую очередь, должна идти проработка тех качеств, которые могут мешать его адаптации в обществе и угрожать его собственному здоровью.

Дальнейшее развитие ребенка

Допустим ребенок уже отлично чувствует себя в обществе и обществу этому не угрожает. Теперь перед родителем встает задача того, фокусироваться ли именно на способностях и склонностях ребенка или же стоит его развивать всесторонне, без явного акцента на то или иное его качество. Хороший, но ленивый родитель выберет более легкий путь и, например, того самого ребенка с задатками кулинара отправит в кулинарную школу, а его математические способности которые, быть может, выражены не так ярко, развивать не станет - мол, что поделать, не дано!

На самом деле развивать стоит по возможности абсолютно все. Вероятно, ребенок не станет великим кулинаром и выдающимся математиком одновременно, но базовые навыки счета и логики ему необходимы. Так же как и юному пловцу совсем не обязательно еще и боксером становиться, но уметь себя защитить будет тоже совсем не лишним.

Важно помнить, что воспитывая ребенка и развивая те или иные его качества мы делаем важнейший, даже неоценимый вклад в его будущее, в то, как он сможет самореализоваться в жизни самостоятельно, поэтому необходимо дать ему шанс максимально себя проявить, ведь нет ни одного навыка, который, будучи развитым, не пригодится ребенку в будущем.


  • Развитие способностей
  • Развитие ребенка как процесс
  • Развитие интересов ребенка

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "18 советов по воспитанию детей"
27 янв. 2018 г.
Чтобы воспитание детей для вас стало процессом приятным, полезным и целесообразным, нужно изначально определиться с конечной точкой воспитания.
1Подробнее →
Картинка к "Детская Дистанция – воспитай свободную целеустремленную личность"
26 февр. 2018 г.
Известно, что детям быстро надоедает заниматься одними и теми же делами, даже если они нужны, и полезны. В процессе воспитания, мы взрослые ищем рычаги влияния на своего ребенка. Как показывает практика, стили и методы воспитания обычно передаются по наследству, но они не всегда эффективны. Меняются времена, меняемся и мы вместе с ними.
Картинка к "С чего начинается успешное развитие ребенка?"
22 февр. 2018 г.
​​​​​​​Думаю, что вы, психологи, родители, педагоги, слышали: каждый человек по природе априори способный. Вот только почему одни действительно проявляют свою талантливость, а другие свою обычность?
Картинка к "Дети развиваются только тогда, когда их развивают родители"
01 окт. 2022 г.
Малыши обычно любопытны, однако нет никаких данных утверждать, что дети имеют природную склонность к саморазвитию. 
Картинка к "Гениальные дети"
15 сент. 2014 г.
Именно воспитание закладывает в детях гениальное начало.
Картинка к "Развитие ребенка"
01 окт. 2022 г.
Развитие ребенка — все позитивные изменения в ребенке, происходящие как вследствие серьезных, качественных скачков, так и небольших, постепенных его изменений. Это все то, что в ребенке растет (с возрастом) само, что формируется под влиянием извне и развивается в себе самим ребенком. Как происходит развитие ребенка и как развивать у ребенка способности и склонности?