Стереотип
Cтереотип - («твердый» + «отпечаток»). Изначально «Ñтереотип» — метафора отноÑительно Ð¼Ñ‹ÑˆÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ñ€Ð¸ÑˆÐµÐ´ÑˆÐ°Ñ Ð¸Ð· типографÑкого дела, где Ñтереотип — Ð¼Ð¾Ð½Ð¾Ð»Ð¸Ñ‚Ð½Ð°Ñ Ð¿ÐµÑ‡Ð°Ñ‚Ð½Ð°Ñ Ñ„Ð¾Ñ€Ð¼Ð°, ÐºÐ¾Ð¿Ð¸Ñ Ñ Ñ‚Ð¸Ð¿Ð¾Ð³Ñ€Ð°Ñ„Ñкого набора или клише, иÑÐ¿Ð¾Ð»ÑŒÐ·ÑƒÐµÐ¼Ð°Ñ Ð´Ð»Ñ Ñ€Ð¾Ñ‚Ð°Ñ†Ð¸Ð¾Ð½Ð½Ð¾Ð¹ печати многотиражных изданий. Ð’ Ñовременной Ñоциальной теории и пÑихологии ÑущеÑтвуют различные Ð¾Ð¿Ñ€ÐµÐ´ÐµÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð½ÑÑ‚Ð¸Ñ Â«Ð¡Ñ‚ÐµÑ€ÐµÐ¾Ñ‚Ð¸Ð¿Â», в завиÑимоÑти от методологичеÑкого Ð½Ð°Ð¿Ñ€Ð°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½Ð°ÑƒÑ‡Ð½Ð¾Ð¹ школы.
Ð—Ð°Ð¿Ð°Ð´Ð½Ð°Ñ Ñ‚Ñ€Ð°Ð´Ð¸Ñ†Ð¸Ñ Ð£. Липпман
ПонÑтие "Ñтереотип" в общеÑтвенно-политичеÑкий западный диÑÐºÑƒÑ€Ñ Ð²Ð¾ÑˆÐ»Ð¾ Ñ Ð»Ñ‘Ð³ÐºÐ¾Ð¹ руки Уолтера Липпмана, которое он применил в опиÑании Ñвоей оригинальной концепции общеÑтвенного Ð¼Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² 1922 г.
СоглаÑно Липпману, возможно вывеÑти Ñледующее определение: Ñтереотип - Ñто принÑтый в иÑторичеÑкой общноÑти образец воÑприÑтиÑ, фильтрации, интерпретации информации при раÑпознавании и узнавании окружающего мира, оÑнованный на предшеÑтвующем Ñоциальном опыте . СиÑтема Ñтереотипов предÑтавлÑет Ñобой Ñоциальную реальноÑÑ‚ÑŒ.
Определение Уолтера Липпмана обладает значительным познавательным потенциалом Ð´Ð»Ñ Ñоциологов и Ñоциальных пÑихологов, Ñ‚.к. позволÑет проводить различение между тем, что предÑтаёт и, что предÑтавлÑÑŽÑ‚. Так, в 1999 году на конгреÑÑе ЕвропейÑкой аÑÑоциации ÑкÑпериментальной Ñоциальной пÑихологии, проходившем в ОкÑфорде, из 33 Ñимпозиумов 13 были ÑфокуÑированы на проблематике Ñтереотипов, предубеждений и диÑкриминации. Ð’ Ñвоей книге “ОбщеÑтвенное мнение†Липпман предвоÑхитил оÑновные ÑмыÑлы, которые в дальнейшем иÑÑледователи обнаружили в Ñтереотипах, а Ñамо понÑтие прочно вошло в обыденный Ñзык.
ÐÐºÐ¾Ð½Ð¾Ð¼Ð¸Ñ ÑƒÑилий
ОблаÑÑ‚ÑŒ поÑÑ‚Ñ€Ð¾ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñтереотипов проÑтираетÑÑ Ð¾Ñ‚ бредовых фантазий до оÑознанного иÑÐ¿Ð¾Ð»ÑŒÐ·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ ÑƒÑ‡Ñ‘Ð½Ñ‹Ð¼Ð¸ округлённых результатов вычиÑлений. Ð’ÑÑ Ñ‡ÐµÐ»Ð¾Ð²ÐµÑ‡ÐµÑÐºÐ°Ñ ÐºÑƒÐ»ÑŒÑ‚ÑƒÑ€Ð° — Ñто, главным образом (в интерпретации Липпмана, разумеетÑÑ) отбор, реорганизациÑ, отÑлеживание разных моделей Ñреды. Т.е. формирование Ñтереотипов Ñто ÑÐºÐ¾Ð½Ð¾Ð¼Ð¸Ñ ÑобÑтвенных уÑилий, Ñ‚.к. попытка увидеть вÑе вещи заново и в подробноÑÑ‚ÑÑ…, а не как типы и обобщениÑ, утомительна, а Ð´Ð»Ñ Ð·Ð°Ð½Ñтого человека практичеÑки обречена на провал. Дополнительно Ñледует отметить Ñлучаи отказа от типизаций: в близком кругу нет ÑпоÑоба подменить чем-либо индивидуализированное понимание или как-то ÑÑкономить на нем. Те, кого мы любим и кем воÑхищаемÑÑ, в большинÑтве Ñвоем – Ñто мужчины и женщины, знают Ñкорее Ð½Ð°Ñ Ñамих, а не клаÑÑификацию, под которую Ð½Ð°Ñ Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ подвеÑти.
Разметка мира
Помимо Ñкономии уÑилий, Ñтереотипы, видимо, выполнÑÑŽÑ‚ и ещё одну функцию: ÑиÑтемы Ñтереотипов могут Ñлужить Ñдром нашей личной традиции, ÑпоÑобом защиты нашего Ð¿Ð¾Ð»Ð¾Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² общеÑтве. Они предÑтавлÑÑŽÑ‚ Ñобой упорÑдоченную, более или менее непротиворечивую картину мира. Ð’ ней удобно размеÑтилиÑÑŒ наши привычки, вкуÑÑ‹, ÑпоÑобноÑти, удовольÑÑ‚Ð²Ð¸Ñ Ð¸ надежды. Ð¡Ñ‚ÐµÑ€ÐµÐ¾Ñ‚Ð¸Ð¿Ð½Ð°Ñ ÐºÐ°Ñ€Ñ‚Ð¸Ð½Ð° мира может быть не полной, но Ñто картина возможного мира, к которому мы приÑпоÑобилиÑÑŒ. Ð’ Ñтом мире люди и предметы занимают предназначенные им меÑта и дейÑтвуют ожидаемым образом. Мы чувÑтвуем ÑÐµÐ±Ñ Ð² Ñтом мире как дома, мы ÑоÑÑ‚Ð°Ð²Ð½Ð°Ñ Ñ‡Ð°ÑÑ‚ÑŒ его. ПоÑтому неудивительно, что любое изменение Ñтереотипов воÑпринимаетÑÑ ÐºÐ°Ðº атака на оÑновы мирозданиÑ. Ðто атака на оÑÐ½Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð½Ð°ÑˆÐµÐ³Ð¾ мира, и когда речь идет о Ñерьезных вещах, то нам на Ñамом деле не так проÑто допуÑтить, что ÑущеÑтвует какое-то различие между нашим личным миром и миром вообще. СиÑтема Ñтереотипов не проÑто ÑпоÑоб замены пышного Ñ€Ð°Ð·Ð½Ð¾Ð¾Ð±Ñ€Ð°Ð·Ð¸Ñ Ð¸ беÑпорÑдочной реальноÑти на упорÑдоченное предÑтавление о ней, только Ñокращенный и упрощенный путь воÑприÑтиÑ. Стереотипы Ñлужат гарантией нашего ÑамоуважениÑ; проецируют во внешний мир оÑознание наших ценноÑтей; защищают наше положение в общеÑтве и наши права, а Ñледовательно, Ñтереотипы наполнены чувÑтвами, предпочтениÑми, приÑзнью или неприÑзнью, аÑÑоциируютÑÑ Ñо Ñтрахами, желаниÑми, влечениÑми, гордоÑтью, надеждой. Объект, который активизирует Ñтереотип, оцениваетÑÑ Ð² ÑвÑзи Ñ ÑоответÑтвующими ÑмоциÑми.
Стереотипы и предраÑÑудки
Ð’ повÑедневной жизни именно предшеÑтвующее получению ÑоответÑтвующих данных Ñуждение Ñодержит в Ñебе вывод, который Ñти данные чаще вÑего и подтверждают. CправедливоÑÑ‚ÑŒ, прощение, иÑтина не входÑÑ‚ в Ñто Ñуждение, ибо оно предшеÑтвует получению фактичеÑких данных. ПредраÑÑудок, конечно, может быть выÑвлен, учтен и доработан. Ðо так как Ñрок жизни человека ограничен, тот должен за отпущенное ему Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ð¿Ð¾Ð»ÑƒÑ‡Ð¸Ñ‚ÑŒ вÑе ÑведениÑ, необходимые Ð´Ð»Ñ Ð¾ÑÐ²Ð¾ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾Ð±ÑˆÐ¸Ñ€Ð½Ð¾Ð¹ цивилизации, поÑтому ему не обойтиÑÑŒ без предраÑÑудков. КачеÑтво его Ð¼Ñ‹ÑˆÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ деÑтельноÑти будет завиÑеть от того, ÑвлÑÑŽÑ‚ÑÑ Ð»Ð¸ Ñти предраÑÑудки доброжелательными по отношению к другим людÑм и идеÑм, возбуждают ли они Ñкорее любовь по отношению к тому, что Ñвно воÑпринимаетÑÑ ÐºÐ°Ðº благо, или ненавиÑÑ‚ÑŒ по отношению к тому, что не входит в их предÑтавление о благе.
Динамика Ñтереотипов
Стереотип начинает дейÑтвовать еще до того, как включаетÑÑ Ñ€Ð°Ð·ÑƒÐ¼. Ðто накладывает ÑпецифичеÑкий отпечаток на данные, которые воÑпринимаютÑÑ Ð½Ð°ÑˆÐ¸Ð¼Ð¸ органами чувÑтв еще до того, как Ñти данные доÑтигают раÑÑудка. Ðичто так не ÑопротивлÑетÑÑ Ð¾Ð±Ñ€Ð°Ð·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸ÑŽ или критике, как Ñтереотип, так как Он накладывает Ñвой отпечаток на фактичеÑкие данные в момент их воÑприÑтиÑ.
Ð’ определенной Ñтепени внешние Ñтимулы, оÑобенно Ñказанные или напечатанные, активизируют некоторую чаÑÑ‚ÑŒ ÑиÑтемы Ñтереотипов, так что непоÑредÑтвенное впечатление и ранее ÑложившееÑÑ Ð¼Ð½ÐµÐ½Ð¸Ðµ поÑвлÑÑŽÑ‚ÑÑ Ð² Ñознании одновременно.
Ð’ ÑлучаÑÑ… когда опыт вÑтупает в противоречие Ñо Ñтереотипом, возможен двоÑкий иÑход: еÑли индивид уже утратил определенную гибкоÑÑ‚ÑŒ или ему в Ñилу какой-то значительной заинтереÑованноÑти крайне неудобно менÑÑ‚ÑŒ Ñвои Ñтереотипы, он может проигнорировать Ñто противоречие и ÑчеÑÑ‚ÑŒ его иÑключением, подтверждающим правило, или найти какую-то ошибку, а затем забыть об Ñтом Ñобытии. Ðо еÑли он не утратил любопытÑтва или ÑпоÑобноÑти думать, то новшеÑтво интегрируетÑÑ Ð² уже ÑущеÑтвующую картину мира и изменÑет ее.
Гендерные Ñтереотипы
Гендерные Ñтереотипы - ÑформировавшиеÑÑ Ð² культуре обобщенные предÑÑ‚Ð°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ (убеждениÑ) о том, как в дейÑтвительноÑти ведут ÑÐµÐ±Ñ Ð¼ÑƒÐ¶Ñ‡Ð¸Ð½Ñ‹ и женщины. Ð’ оÑновном, Ñ Ð¼ÑƒÐ¶Ñ‡Ð¸Ð½Ð¾Ð¹ аÑÑоциируютÑÑ Ñ‚Ð°ÐºÐ¸Ðµ Ñлова как Ñильный, жеÑтокий, равнодушный, драчливый и Ñамоуверенный. Ð’ Ñемье мужчина - хозÑин, лидер, защитник. Женщина характеризуетÑÑ ÐºÐ°Ðº ÑкромнаÑ, вежливаÑ, ÑледÑÑ‰Ð°Ñ Ð·Ð° Ñвоей внешноÑтью. Ð’ Ñемье она - воÑпитательница и кухарка.
Ðрхетипы и Ñтереотипы
ОтечеÑÑ‚Ð²ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ñ‚Ñ€Ð°Ð´Ð¸Ñ†Ð¸Ñ
Ð’ 20–30-е годы ХХ ÑÑ‚Ð¾Ð»ÐµÑ‚Ð¸Ñ Ñ„Ð¸Ð·Ð¸Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ñ‡ÐµÑÐºÐ°Ñ ÑˆÐºÐ¾Ð»Ð° И. П. Павлова активно занималаÑÑŒ изучением феномена, названного Павловым “динамичеÑкой Ñтереотипиейâ€. Ð’ оÑнову предÑÑ‚Ð°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ€ÑƒÑÑкой физиологичеÑкой школы о Ñтереотипе, легла ÑпоÑобноÑÑ‚ÑŒ мозга фикÑировать однотипные Ð¸Ð·Ð¼ÐµÐ½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñреды и ÑоответÑтвенно реагировать на Ñти изменениÑ.
Определение динамичеÑкого Ñтереотипа (по И.П. Павлову ) - ÑÐ»Ð°Ð¶ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ ÑƒÑ€Ð°Ð²Ð½Ð¾Ð²ÐµÑˆÐµÐ½Ð½Ð°Ñ ÑиÑтема внутренних процеÑÑов больших полушарий, ÑоответÑÑ‚Ð²ÑƒÑŽÑ‰Ð°Ñ Ð²Ð½ÐµÑˆÐ½ÐµÐ¹ ÑиÑтеме уÑловных раздражителей. Отметим, что определение академика Павлова Ñодержательно ÑоответÑвует определению ÑиÑтемноÑти Ð. Ð. ÐÑратÑна. Возможно привеÑти и другое определение, где Ñтереотип Ñто цепь нервных Ñледов от прежних раздражителей, Ñрабатывающих, в отличие от уÑловных и безуÑловных рефлекÑов, в отÑутÑтвие внешнего Ñтимула.
ОÑознание необходимоÑти, концептуализации Ñтереотипа пришло в ходе ÑкÑпериментов по выработке уÑловных рефлекÑов на чередующиеÑÑ Ñ‡ÐµÑ€ÐµÐ· одинаковые паузы положительные и отрицательные, звуковые и кожные раздражители. Ð’Ñ‹Ñвленный Ñффект заключалÑÑ Ð² том, что поÑле ÑƒÐºÑ€ÐµÐ¿Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ‚Ð°ÐºÐ¾Ð¹ деÑтельноÑти новые рефлекÑÑ‹ вырабатывалиÑÑŒ очень быÑтро, а в Ñ€Ñде Ñлучаев возникали Ñ Ð¿ÐµÑ€Ð²Ð¾Ð³Ð¾ же Ð¿Ñ€Ð¸Ð¼ÐµÐ½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½Ð¾Ð²Ñ‹Ñ… раздражителей, при Ñтом воÑпроизводилÑÑ Ñ€Ð°Ð½ÐµÐµ Ñформированный ритм Ð²Ð¾Ð·Ð±ÑƒÐ¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ торможениÑ, ÑоответÑтвующий порÑдку Ð¿Ñ€Ð¸Ð¼ÐµÐ½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð»Ð¾Ð¶Ð¸Ñ‚ÐµÐ»ÑŒÐ½Ñ‹Ñ… и отрицательных Ñигналов.
Ðа изменение внешнего Ñтереотипа мозг реагирует Ñ€Ñдом характерных переÑтроек, которые отражаютÑÑ Ð² отдельных звеньÑÑ… ÑиÑтемы, во вÑей ÑиÑтеме или, наконец, вÑей выÑшей нервной деÑтельноÑти. Внешние Ð¸Ð·Ð¼ÐµÐ½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¼Ð¾Ð³ÑƒÑ‚ привеÑти как к улучшению, так и к ухудшению Ð¿Ñ€Ð¾Ñ‚ÐµÐºÐ°Ð½Ð¸Ñ Ð²Ñ‹Ñших функций вплоть до Ñ€Ð°Ð·Ð²Ð¸Ñ‚Ð¸Ñ Ð³Ð»ÑƒÐ±Ð¾ÐºÐ¾Ð³Ð¾ невроза. Павлов обратил внимание, что "процеÑÑÑ‹ уÑтановки Ñтереотипа и нарушений его и еÑÑ‚ÑŒ Ñубъективно разнообразные положительные и отрицательные чувÑтва".
Содержательно ÑвÑзь между “динамичеÑкой Ñтереотипией†Павлова и Ñтереотипами Липпмана предÑтавлÑетÑÑ Ð´Ð¾Ñтаточно прозрачной (Ð´Ð»Ñ Ð¾Ð±Ð¾Ð¸Ñ… важно что Ñтереотип Ñто Ñлепок окружающей реальноÑти, позволÑющий адаптироватьÑÑ Ðº многообразию), Ñ…Ð¾Ñ‚Ñ Ñ€Ð°Ð·Ð»Ð¸Ñ‡Ð¸Ðµ подходов к изучению понÑтно: Липпману акцентирует внимание на ÑоциальноÑти Ñтереотипов и того, какое значение они играют в функционировании общеÑтва и общноÑтей, а Павлов на физиологии нервной деÑтельноÑти.
ИÑточники
- Липпман У. ОбщеÑтвенное мнение /пер. Ñ Ð°Ð½Ð³Ð». Т. Ð’. Барчунова, под ред. К. Ð. ЛевинÑон, К. Ð’. Петренко. Ðœ.: ИнÑтитут Фонда "ОбщеÑтвенное мнение", 2004
- Судаков К.Ð’. ДинамичеÑкие Ñтереотипы, или Информационные отпечатки дейÑтвительноÑти. Ðœ.: ПЕРСÐ, 2002
- ОÑлон Ð. Уолтер Липпман о Ñтереотипах: выпиÑки из книги “ОбщеÑтвенное мнение†// Ð¡Ð¾Ñ†Ð¸Ð°Ð»ÑŒÐ½Ð°Ñ Ñ€ÐµÐ°Ð»ÑŒÐ½Ð¾ÑÑ‚ÑŒ, 2006, â„–4, C. 125 - 141.