Стили воспитания: вседозволенность, опека, свобода выбора

01 октября 2022 г. в 21:49

Если представить себе шкалу под названием «строгость родителя», то получим такой расклад:

(Вседозволенность) --- (Свободное воспитание) --- (Свобода выбора) --- 
--- (Опека) --- (Авторитарное воспитание)------->

Вседозволенность:

  • Ребенку можно все, пока у нас, взрослых, хватит нервов и сил. Взрослый запрещает себе ограничивать выбор ребенка за исключением только ситуаций, чреватых нанесением серьезного вреда ребенку или другим людям.
  • Взрослый запрещает любое принуждение по отношению к личности ребенка.
  • Единственная задача взрослого заинтересовать ребенка.
  • Взрослый исходит из идей гуманизма, которые в представлении взрослого, сами по себе гарантируют благополучие ребенка.
  • Позиция снизу — интересы ребенка выше интереса взрослого.

Свободное воспитание:

  • Взрослый дает ребенку большую свободу и больший выбор, чем это предусматривается традиционным воспитанием.
  • Взрослый заботится, чтобы принуждение ребенка было минимальным либо незаметным для него.
  • Взрослый исходит из того, что ребенка воспитывает его знакомство или столкновение с жизнью, с реальной действительностью, и по возможности заботится, чтобы это знакомство было плотным и адекватным, то есть направленным как на интересы ребенка, так и на интересы других людей.
  • Главная задача взрослого — заинтересовать ребенка.
  • Взрослый заботится больше о свободе и счастье ребенка, нежели о его социальной успешности.
  • Позиция снизу — интересы ребенка выше интереса взрослого.

Опека:

  • Взрослый сам решает все вопросы, связанные с ребенком.
  • Взрослый не предоставляет ребенку возможность собственного выбора. Либо предоставляет, но в такой форме, когда выбор ребенка ни на что не влияет.
  • Взрослый не считает необходимым разъяснять ребенку собственные решения.
  • Если ребенок начинает бунтовать, взрослый продавливает свои решения силой или авторитетом.
  • Позиция сверху — интересы взрослого выше интересов ребенка. Мнение ребенка игнорируют.

Свобода выбора:

  • Взрослый дает ребенку выбрать одну из нескольких альтернатив.
  • Взрослый дает выбор ребенку исходя из собственного опыта и собственных представлений о благополучии ребенка.
  • Возможен также вариант, когда свою альтернативу предлагает ребенок, а взрослый утверждает ее, если она устраивает обоих.
  • Взрослый дает ребенку все необходимые разъяснения, чем вызвана необходимость выбора и какие есть варианты.
  • Взрослый не даст ребенку возможность выбора в ситуации, которая может принести серьезный вред ребенку или другим людям.
  • За исключением описанной ситуации, свобода выбора предполагает, что ребенок может выбрать любой понравившийся вариант, в том числе и ошибочный с точки зрения взрослого (ошибки – это ценный опыт).
  • Позиция ответственности. С одной стороны — интересы взрослого выше интересов ребенка. При этом взрослый учитывает мнение ребенка. С другой стороны, в тех вопросах, где ребенок берет всю ответственность на себя, он выступает на равных со взрослым.

Как правило, свободный выбор предполагает более разумный подход, чем вседозволенность и более гармоничный и гибкий, чем опека.

  • Книга для родителей
  • Виды воспитания

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Пять тактик семейного воспитания"
01 окт. 2022 г.
Будут или не будут возникать препятствия на пути взаимопонимания родителей и детей - зависит главным образом от общей психологической атмосферы в семье. Можно условно выделить пять линий развития семейных отношений, типов социально-психологического климата семьи и соответственно тактик семейного воспитания. Хотя, конечно, существует множество переходных, стертых, промежуточных модификаций и вариантов.
0Подробнее →
Картинка к "Свободное воспитание и вседозволенность"
01 окт. 2022 г.
"Знаете ли, какой самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным? Это — приучить его не встречать ни в чем отказа; так как желания его постоянно будут возрастать вследствие легкости удовлетворения их, то рано или поздно невозможность вынудит вас, помимо вашей воли, прибегнуть к отказу, и эти непривычные отказы принесут ему больше мучений, чем самое лишение того, чего он желает. Сначала он захочет получить палку, которую вы держите, скоро он запросит ваши часы, затем запросит птицу, которая летит перед ним, запросит звезду, которую видит на небе, запросит все, что только увидит; если вы не Бог, как вы его удовлетворите?
Картинка к "Закрытое и открытое общество"
01 окт. 2022 г.
Общество — группа людей, формально не организованная, но имеющая общие интересы и ценности (имеющая общий «стиль жизни», как выражаются западные социологи). Закрытое Общество — система, когда человек получает основные ценностные ориентации от какого-либо авторитета (религия, партия, вождь), и где эти ценности получают статус официальной идеологии. Появляются политические институты, которые воплощают эту идеологию в жизнь и осуществляют контроль над общественным сознанием.