Структура личности: ум-душа-тело

01 октября 2022 г. в 21:49

Автор: Александра Струкова

Структура личности - личность понятие глубокое и включает в себя несколько уровней.

Общее определение

1. Врожденная база - неизменяемая в норме часть личности. Врожденное - то, что задано генетикой родителей и предыдущих поколений: две ноги, две руки, уши, форма головного мозга и так далее. Есть гипотеза, что наследуются также склонности к образованию тех или иных рефлексов. Врожденное развивается только до рождения. С момента рождения личность выходит и на качественно новые уровни развития. Поведение на этом уровне описывается простейшими бессознательными рефлексами (безусловные рефлексы, инстинкты). Функция - сохранение необходимой для выживания информации и передача ее в последующие поколения. Изменяется очень медленно.

2. Ядро личности - полуизменяемая часть личности, сформированная в большей степени в детстве и на первых периодах развития структура. Включает условные рефлексы, привычки, сформированные на начальных этапах развития ценности, шаблоны поведения (понятия о том, как «правильно» и как принято). Развивается на базе врожденного, но развивается под влиянием внешней среды. Например первое формирование ядра - импринтинг - запечатление образа матери и в принципе человека. Во многом на формирование ядра личности влияют унаследованные склонности к тому или иному поведению. Формируется ядро - на азе врожденного и из врожденного, а изменяться может как под влиянием врожденного, так и под влиянием переферии. Функции ядра - хранение долгосрочной нужной информации: начиная от рождения и до конца жизни.

3. Периферия личности - изначально - следствие и проявление ядра личности, в дальнейшем - новая самостоятельная структура, сформированная на базе ядра. Проявляется в генерации нового из того, то уже есть в ядре личности. . Переферия фомируется на основе ядра и поэтому, проще приживается то, что ядру созвучно. Это не значит, что изменяя переферию не возможно поменять ядро или то, что ядро определяет на 100%, что будет личности экологично, а что нет - ядро это всего лишь привычки и проще будет прижиться тому, что кажется естественным. Функция переферии - генерация качественно новых проявлений поведения, творчество.

Конкретный состав каждой струтуры

Врожденная база содержит сплошь бессознательные процессы.

Врожденная база включает:

  • безусловные строго непроизвольные рефлексы (деятельность сердечно-сосудистой системы, прищеварение, расширение и сужение зрачка и пр.)
  • безусловные полунепроизвольные рефлексы (глотание, жевание, дыхание и пр.)
  • более сложные проявления поведения - инстинкты (импринтинг при рождении, склонность к подражанию и обучению через подражание).

Конкретные примеры: базовые потребности (минимальные требования, необходимые для выживания организма) - еда, тепло, дыхание и пр., базовые эмоции - удовлетворение, страх и пр., стремление к гомеостазу - постоянству внутренней среды.

Конкретные примеры: сознание себя как человека (речь идет о биологическом виде, а не о предназначении), ценности, сформированные первыми, в дальнейшем - первые представления о себе и мире, осознание принадлежности к социальной группе (семья, затем - культура в целом).

Периферия личности: проявления ядра - внешность, слова, действия, а также набор «оперативных» эмоций и др. На первых этапах развития - это новая комбинация шаблонов ядра, в дальнейшем - новые творческие решения, которые, при долгом повторении могут перейти в состав ядра личности.

Взаимодействие структур личности во время развития

Изачально формируется врожденная часть личности. Формируется во время утробного развития.

С момента рождения начинает формироваться ядро личности: импринтинг матери (кстати, кроме того, что запечатлевается образ матери, запечатлевается еще и образ женской особи вида и в принципе вид, к которому принадлежит новорожденный), затем - бессознательные простейшие условные рефлексы (отделение слюны на вид еды и пр.). Чуть позже на основе часто неосознанного подражания и обучения формируются первоначальные шаблоны поведения - как можно и как нельзя. Формирование ядра происходит в детстве. Когда накапливается достаточное количество шаблонов поведения начинает развиваться переферия личности - из уже заученных шаблонов складываются новые комбинации, а затем и формируются качественно новое поведение. Периферия возникает «неравномерно» и постепенно - учится одно действие за другим. Может быть, что в одной части периферия уже сформирована (знаю свой язык) а в другом на том же этапе развития нет (не знаю своей культуры). Ядро не знает и не ставит целей - поведения на уровне ядра в большей степени формируется по принципу стимул-реакция.

Формирование периферии начинается тогда, когда уже заученные шаблоны человек начинает использовать в новых ситуациях, чтобы обеспечить достижение своих целей. Изначально - это могут буть недалекие цели и не вполне осознанные и формулированные цели: хочу ласки, внимания родителей, в будущем, с развитием - появляются более более глобальные и более осознанные и к ним формируются (или выдумываются) уже качественно новые действия.

Когда появляется опыт достижения целей и новые творческие решения постепенно переходят снова к шаблонам, но уже обновленным и доработанным. То есть: мне нужны были деньги, я пошла работать и на уровне пока периферии оказалось, что если я делаю работу качественно - мне за нее хорошо платят. Стала хорошо работать. Через какое-то время качественная работа стала привычкой, то есть перешла из переферии в ядро личности.

Периферия имеет два уровня развития - вначале это просто продолжение ядра, а потом - качественно новая структрура, не зависимая от ядра, диктующая в том числе и ядру, что теперь нужно запоминать. Возможны две комбинации: периферия и ядро могут быть как подчиненными структурами, так и управляющими, причем если управляющая структура ядро - тогда подчиненная периферия, если управляющая периферия - тогда подчиненное ядро.

Если периферия сформирована слабо - тогда власть остается у ядра. В таком случае, если а жизненные условия таковы, что нужно периферию поменять (начал работать: пришел из семьи, где родители, на работу, где злой шеф) - чаще всего и идет речь о «неэкологичности», «наносном», «искуственном», «внешнем» и так далее. В этом случае периферия полностью подчинена ядру и привычкам - что ядро продиктовало: к чему привык - то и хорошо, то и естественно, внутренне и экологично. Изначально - это нормально и помогает сформировать периферию, выступает как бы базой для формирования, но в будущем - периферия все же должна становится самостоятельной структурой, которая и будет управлять жизнью в целом. Изменяться такой личности трудно: чаще всего это происходит на фоне яркого эмоционального переживания (импринтинг во взрослом возрасте), при расслаблении и психотерапевтической работе и так далее.

Личность с развитой и сильной периферией - меняется легко: периферия диктует ядру, к чему нужно теперь привыкать. Речи об экологичности, наносном и внешнем здесь практически не идет: нужно выучиться новому? Отлично учимся. Пока ядру не удобно? здорово, это значит, что через какое-то время привыкнет.

Дальше развитие зацикливается. Новое подобранное удачное решение, найденное на переферии и регулярно повторяемое - становися привычкой, то есть опускается до уровня ядра. При большом количестве повторений - есть гипотеза, что возможно сохранение информации на врожденном уровне и дальнейшая ее передача новым поколениям.

  • Структура личности

Комментарии (1):

Гость, 13 декабря 2013 г. в 12:56
Согласна, противопоставлять биологическое социальному в личности нельзя. Природные черты существуют в структуре личности как социально обусловленные ее элементы. Биологическое и социальное в структуре личности создают единство и взаимодействуют между собой. Корни всех проблем в ядре.

Материалы по теме:

Картинка к "Что такое — ум? Кто такой — умный человек?"
01 сент. 2013 г.
Умный человек — это человек, умеющий думать, пользующийся своей головой и имеющий для этого необходимый материал. 
38Подробнее →
Картинка к "Дух, ум, душа и тело"
01 янв. 2006 г.
Дух — мужское начало, воля и личностная вертикаль. Дух делает душу высокой, одухотворяет ум и тело. Дух часто понимается как воля.
Картинка к "Душа"
01 янв. 2000 г.
Душа — это наши внутренние чувства и переживания, желания и порывы.
Картинка к "Личность"
01 янв. 2006 г.
Личность — это то внутреннее, которое организует и объясняет внутреннюю жизнь и поведение человека. 
Картинка к "Структура личности"
01 янв. 2006 г.
В зависимости от того, как мы представляем психологическую структуру личности, мы по-разному строим свою работу с нею. В синтон-подходе главные элементы структуры здоровой личности с точки зрения ее жизнедеятельности - это направленность личности и ее личностная база: мировосприятие, опыт и способности человека, его темперамент и характер, а также рисунок тела. Подробнее об этом...
Картинка к "Тело"
01 окт. 2022 г.
Когда говорят «тело», имеют в виду несколько разных смыслов.