Свободное воспитание и формирование личности под определенный идеал

01 октября 2022 г. в 21:49

​​​​​​​В разных вариантах свободного воспитания педагоги по разному смотрят на необходимость формирования личности под определенный социальный или нравственный идеал. Руссо на страницах «Эмиля, или О воспитании» демонстрирует, что воспитатель не только настойчиво обучает, но и настойчиво воспитывает, целенаправленно формирует личность своего воспитанника. У Руссо есть свои, достаточно определенные воспитательные идеалы, он знает, чего он не допустит, к чему он отнесется безразлично и что он воспитает обязательно.

Согласно этим не идеалам, ты не станешь обязательно патриотом или общественным деятелем, из тебя не сделают продвинутого специалиста, священника или юриста, ты станешь просто здоровым и счастливым. А на самом деле – не только здоровым и счастливым, а еще порядочным, трудолюбивым и свободомыслящим человеком: таким, каким тебя хочет видеть Руссо. Мы помним, что Руссо – один из французских просветителей, провозгласивших лозунг «Свобода, равенство, братство». Его идеал – свободомыслящая личность, живущая своим трудом. Именно такой человек для него максимально естественный и природный.

То, что у Руссо вполне определенный образ будущего воспитанника, вполне сформированный образ требуемого результата, особенно ярко видно на фоне того, что у него совершенно различная воспитательная программа для мальчика и для девочки. По его взглядам, для женщины максимально естественно и природно быть зависимой и недалекой. Приспособление к мнению других, отсутствие самостоятельных суждений, даже собственной религии, подчинение чужой воле — вот удел женщины. Руссо был убежден, что «девушки чувствуют себя созданными для повиновения», «естественное состояние» женщины — зависимость, и никаких серьезных умственных занятий для девушки не нужно. См.

Итак, у Руссо есть достаточно определенные воспитательные идеалы, под рамки которых он методично собирается формировать и по возможности формирует своих воспитанников. И у Руссо это как-то сочетается с идеей свободного воспитания. Подчеркну еще раз: по крайней мере на примере Руссо можно показать, что свободное воспитание – это не воспитание без педагогического образца, не воспитание «что вырастет, то вырастет». По Руссо, целенаправленное формирование личности воспитанника вполне сочетается с идеей свободного воспитания.

Свободное воспитание и выбор жизненного пути

Свободное воспитание, как правило, гордится тем, что выбор жизненного пути оно всегда оставляет за самим воспитанником. См.

  • Свободное воспитание
  • Формирование личности
  • Автор Ж.-Ж. Руссо

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Формирование личности"
01 окт. 2022 г.
Что важнее для формирования личности: биологическая природа человека или окружающая его социальная среда, человеческая культура?
0Подробнее →
Картинка к "Руссо о воспитании"
01 окт. 2022 г.
Воспитание это дается нам или природою, или людьми, или вещами. Внутреннее развитие наших способностей и наших органов есть воспитание, получаемое от природы; обучение тому, как пользоваться этим развитием, есть воспитание со стороны людей; а приобретение нами собственного опыта относительно предметов, дающих нам восприятие, есть воспитание со стороны вещей.
Картинка к "Свободное воспитание и выбор жизненного пути"
01 окт. 2022 г.
Свободное воспитание, как правило, гордится тем, что выбор жизненного пути оно всегда оставляет за самим воспитанником: "Выбор своего жизненного пути - естественное право самого воспитанника".
Картинка к "Свободное воспитание по Руссо"
01 окт. 2022 г.
Жан-Жак Руссо был убежден, что природа человека изначальна хороша, но портится культурой.
Картинка к "Виды свободного воспитания"
01 окт. 2022 г.
Понятие о свободном воспитании сильно различается и у классиков педагогики, у рядовых педагогов, тем более у обычных родителей. Свободное воспитание может иметь очень разный вид, особенно когда под этим термином начинают понимать то, против чего выступали его авторы.
Картинка к "Воспитание девочки"
27 июн. 2014 г.
Что нужно знать и учитывать при воспитании девочки как будущей женщины?