Теории промежуточных переменных

31 декабря 2009 г. в 05:44

Под давлением трех проблем – памяти, мотивации и познания, большинство создателей теорий научения дополнили скиннеровский экспериментальнй анализ средовых и поведенческих переменных промежуточными переменными. Промежуточные переменные являются теоретическими конструктами, значение которых определяется через их связи с разнообразными средовыми переменными, чьи общие эффекты они призваны суммировать.

Теория ожидания Толмена

Торндайк, под влиянием предпосылки Дарвина о непрерывности эволюции биологических видов, начал переход к менее менталистской психологии. Джон Б. Уотсон завершил его полным отказом от менталистских понятий. Действуя в русле нового мышления, Толмен заменил прежние умозрительные менталистские понятия логически определяемыми промежуточными переменными.

Что касается предмета нашего обсуждения (подкрепления), здесь Толмен не последовал примеру Торндайка. Торндайк рассматривал последствия реагирования как имеющие чрезвычайное значение для усиления ассоциативной связи между стимулом и реакцией. Он называл это законом эффекта, явившегося предтечей современной теории подкрепления. Толмен полагал, что последствия реакции оказывают воздействия не на научение как таковое, а лишь на внешнее выражение лежащих в основе научения процессов. Потребность в разграничении научения и исполнения возникла в ходе попыток дать интерпретацию результатов экспериментов по латентному научению. По мере развития теории, название введенной Толменом промежуточной переменной, отражающей научение, неоднократно менялось, но наиболее подходящим названием, вероятно, могло бы быть ожидание. Ожидание зависело исключительно от временной последовательности — или смежности — событий в окружающей среде, а не от последствий реагирования.

Физиологическая теория Павлова

Для Павлова, как и для Толмена, необходимым и достаточным условием научения являлась смежность событий. Эти события физиологически представлены процессами, протекающими в тех областях коры головного мозга, которые активируются индифферентным и безусловным раздражителями. Эволюционные последствия выученной реакции Павловым признавались, но не проверялись в экспериментальных условиях, поэтому их роль в научении осталась невыясненной.

Молекулярная теория Газри

Подобно Толмену и Павлову, и в отличие от Торндайка, Эдвин Р. Газри считал смежность достаточным условием для научения. Однако, совпадающие во времени события не определялась столь широкими (т. е., молярными) событиями в среде, как утверждал Толмен. Каждое молярное средовое событие, по мнению Газри, состоит из множества молекулярных стимульных элементов, которые он называл сигналами. Каждое молярное поведение, которое Газри называл «действием», в свою очередь состоит из множества молекулярных реакций, или «движений». Если сигнал сочетается по времени с движением, это движение становится полностью обусловленным этим сигналом. Научение поведенческому действию развивается медленно лишь потому, что большинство действий требует научения многим составляющим их движениям в присутствии многих специфических сигналов.

Теория редукции драйва Халла

Использование промежуточных переменных в теории научения достигло своего наиболее широкого развития в работах Кларка Л. Халла. Халл осуществил попытку разработать общую интерпретацию поведенческих изменений, возникающих в результате обеих, классической и оперантной, процедур. Как сопряженность стимула и реакции, так и редукция драйва вошли в качестве необходимых компонентов в халловское понятие подкрепления.

Выполнение условий научения влияет на образование промежуточной переменной — привычки. Привычка определялась Халлом как теоретический конструкт, суммирующий общий эффект воздействия ряда ситуационных переменных на ряд поведенческих переменных. Связи между ситуационными переменными и промежуточной переменной (привычкой), и далее — между привычкой и поведением выражались в форме алгебраических уравнений. Несмотря на употребление при формулировках некоторых из своих промежуточных переменных физиологических терминов, экспериментального исследования и теория Халла были связаны исключительно с поведенческим уровнем анализа. Кеннет У. Спенс, сотрудник Халла, внесший значительный вклад в разработку его теории, отличался особенной тщательностью в определении промежуточных переменных в чисто логических терминах.

  • Психологические теории
  • Поведение
  • Бихевиоризм
  • Психология сознания
  • Научение

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Экспериментальный анализ поведения"
01 окт. 2022 г.
Скиннер изучил значение подкрепления для человеческого поведения гораздо более систематическим образом, чем любой другой теоретик.
0Подробнее →
Картинка к "Научение"
01 янв. 2002 г.
Научение - относительно постоянные изменения в поведении, происходящие в результате практики - взаимодействия организма со средой. Благодаря практике могут обучаться как люди, так и животные. Научение - приобретение (и результат) индивидуального опыта, приобретение знаний, умений и навыков, когда это происходит само собой, естественно, без постановки специальной цели научить или научиться. Результат научения - выученное поведение. Научение - одно из основных понятий этологии.
Картинка к "Теории научения"
01 окт. 2022 г.
Основной постулат теории научения состоит в том, что почти всякое поведение усваивается в результате научения.
Картинка к "Теории сна"
01 окт. 2022 г.
В области исследования сна существует широкий спектр теорий.