Теория социального научения Джулиана Роттера

01 октября 2022 г. в 21:50

Редактор статьи: Н.И. Козлов

Теорию Д.Роттера отличает несколько важных особенностей:

  • Теория как конструкт. Развитие системы понятий, которые бы обладали предсказуемостной полезностью.
  • Язык описания. Формулировка понятий, которые были бы свободны от неопределенности и двусмысленности.
  • Использование операциональных определений, которые устанавливают реальные измерительные операции для каждого понятия.

Большая часть человеческого поведения приобретается или выучивается. Это происходит в значимой для человека среде, изобилующей социальными взаимодействиями с другими людьми.

Главная особенность этой теории заключается в том, что она задействует два типа переменных: мотивационную (подкрепление) и когнитивную (ожидание). Ее также отличает использование эмпирического закона эффекта. Подкреплением считается все, что вызывает движение к или от цели. Теория придает первостепенное значение исполнению, а не приобретению поведения.

Основные понятия

Четыре понятия или переменных для предсказания поведения индивидуума:

Поведенческий потенциал - диапазон возможных поведенческих реакций.

Например, использование мягкого и жесткого реагирования, чередование сотрудничества и конкуренции, эффективные формулировки и интонационное богатство, - все, что может дать социальный, психологический и актерский тренинг.

Эта переменная характеризует потенциал любого рассматриваемого поведения, возникающего в конкретной ситуации в связи с преследованием определенного подкрепления или набора подкреплений. В данном случае поведение определяется широко и включает двигательные акты, когнитивную активность, вербализации, эмоциональные реакции и т. д.

Ожидание - видение человеком того, что с большей вероятностью можно ожидать (получить в ответ) от окружающих на то или другое свое действие. Это оценка индивидуумом вероятности того, что определенное подкрепление появится в результате специфического поведения, реализуемого в конкретной ситуации. Ожидания субъективны и не обязательно совпадают с актуарной вероятностью, рассчитываемой объективным способом на основе предыдущего подкрепления. Перцепции индивидуума играют здесь решающую роль.

В частности, именно ожидания определяют:

  1. использование стратегий "уменьшить проигрыш" или "увеличить выигрыш",
  2. настрой на неуверенность или, напротив, на уверенное поведение, формирующее уважение окружающих,
  3. готовность увидеть в окружающих тех, кто готов дружески откликнуться на просьбы о помощи.

Фильм "Оторва"

Ценность подкрепления - оценка важности получить один или другой желаемый результат в ситуации необходимости выбора между ними.

"Если я буду делать уроки - мною будут довольны родителей и я смогу попозже погулять спокойно и без неприятностей. С другой стороны, если я пойду погуляю сейчас, я встречусь с ребятами и мы вместе сбегаем на горку. Что мне важнее?"

​Ценность подкрепления проявляется во многих сферах - и в анализе ожиданий окружающих, и в умении откликнуться именно на то, что нужно в данной ситуаций конкретному человеку.

Психологическая ситуация - субъективное восприятие человеком того, в какой ситуации он находится и насколько ему важна как эта ситуация в целом, так и отдельные ее составляющие.

То, что для одного человека будет штатной ситуацией, для другого - вызовом.

Для точного предсказания поведения в какой-либо ситуации необходимо понять психологическое значение данной ситуации в плане ее влияния как на ценность подкреплений, так и на ожидания.

Ожидания в области решения проблем

В последние годы большое количество исследование было посвящено обобщенным ожиданиям в области решения проблем. Эти когнитивные переменные сродни аттитюдам, убеждениям или психических установкам в отношении того, как надлежит истолковывать проблемные ситуации, чтобы облегчить их решение. Люди широко различаются по этим когнициям (когниция (от лат. cognitio) - знание, познание, - соответствующий познанию, познаваемый). Предметом этих исследований стали два типа обобщенных ожиданий: внутренний (интернальный)/внешний (экстернальный) контроль подкрепления (локус контроля) и межличностное доверие.

  • Внутренний (интернальный) контроль подкрепления: происходящие с людьми события обусловлены их собственным поведением и аттитюдами (интернально).
  • Внешний (экстернальный) контроль подкрепления: происходящие с людьми события определяются везением, судьбой, случаем либо волей других людей (экстернально).
  • Межличностное доверие: есть люди, рассчитывающие на то, что другие говорят правду, хотя есть и такие, кто убежден в обратном. С другой стороны, то, как люди подходят к решению проблем, с которыми они сталкиваются, будет существенно зависеть от характера этих обобщенных ожиданий.

О теории Джулиана Роттера можно почитать подробнее.

  • Социальное научение
  • Психологические теории
  • Автор Джулиан Роттер

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Джулиан Роттер"
01 окт. 2022 г.
Джулиан Роттер (англ. Julian Rotter; р. 1916, Бруклин) — американский психолог, автор влиятельных теорий, включая теорию социального научения и теорию локуса контроля. Широко известен его опросник УСК - уровня субъективного контроля. Его основная книга, „Social Learning and Clinical Psychology“, была опубликована в 1954 году. Должность директора программы клинической психологии в университете Коннектикута он получил в 1963 году. Также он был председателем отделения социальной психологии и психологии личности Американской психологической ассоциации.
0Подробнее →
Картинка к "Опросник Роттера"
01 окт. 2022 г.
Опросник УСК (уровень субъективного контроля) Джулиана Роттера диагностирует локализацию контроля над значимыми событиями, в других словах - уровень личной ответственности. В основе его лежит различение двух локусов контроля – интернального и экстернального и, соответственно, двух типов людей – интерналов и экстерналов.
Картинка к "Теории социального научения"
01 окт. 2022 г.
Социализация – это процесс, который позволяет ребенку занять свое место в обществе.
Картинка к "Теория социального научения Альберта Бандуры"
01 окт. 2022 г.
Теория предполагает объяснение способов, которыми люди приобретают разнообразные виды сложного поведения в условиях социального окружения.
Картинка к "Теория социального научения Роттера подробнее"
01 окт. 2022 г.
В то время, конец 1940-х – начало 1950-х годов, когда Джулиан Роттер начал создавать свою теорию, наиболее значимыми направлениями были психоаналитическая и феноменологическая теории личности.