Трансдисциплинарность

01 октября 2022 г. в 21:51

Трансдисциплинарность - это способ расширения научного мировоззрения, заключающийся в рассмотрении того или иного явления не ограничиваясь рамками какой-либо одной научной дисциплины. Термин был предложен Жаном Пиаже в 1970 году.

Часто употребляемые значения термина «трансдисциплинарность»

Термин "трансдисциплинарность" используется в достаточно разных значений, основными из которых являются:

  1. Трансдисциплинарность как своеобразная декларация, провозглашающая равные права известных и малоизвестных ученых, больших и малых научных дисциплин, культур и религий, в исследовании окружающего мира. В таком значении, трансдисциплинарность делает лигитимной любую частную точку зрения, не противоречащую знаниям научных дисциплин (1st World Congress of Trandisciplinarity (1994), Preamble. Convento da Arrábida, Portugal, November 2-6. Available: http://perso.club-internet.fr/nicol/ciret/english/charten.htm).
  2. Трансдисциплинарность как высокий уровень образованности, разносторонности, универсальности знаний конкретного человека. Про таких людей обычно говорят, что они обладают энциклопедическими знаниями.
  3. Трансдисциплинарность как своеобразное правило исследования окружающего мира. Правило сводится к тому, что проблема исследуется на разных уровнях (De Mello, M. (2001) The School of the Future, University of São Paulo, Center for Transdisciplinary Education (CETRANS)).
  4. Трансдициплинарность используется как некий принцип организации научного знания, открывающий широкие возможности взаимодействия многих дисциплин при решении комплексных проблем природы и общества. Следует отметить, что трансдисциплинарность в четвёртом значении позволяет учёным официально выходить за рамки своей дисциплины, не опасаясь быть обвиненным в дилетантстве. В зависимости от того, в каком количестве и в каком сочетании учёные будут использовать другие дисциплины в своём дисциплинарном исследовании, трансдисциплинарность, в четвёртом значении, будет называться мультидисциплинарностью (мultidisciplinarity), плюродисциплинарностью (pluridisciplinarity), интердисциплинарностью (interdisciplinarity) (International Center for Transdisciplinary Research (1987), Moral Project. Available: http://perso.club-internet.fr/nicol/ciret/english/projen.htm).
  5. Трансдисциплинарность как концепция, суть которой заключается в проведении исследований не только учеными, но и с широким участием представителей населения, политиков, предпринимателей, т.е. всех заинтересованных сторон и слоев общества. Такой подход был разработан швейцарскими учеными и носит название партнерских исследований. Такие исследования базируются на 11 принципах, включающих в себя совместное определение ключевых проблем развития, открытость и доступность информации, прозрачность финансовых обязательств, мониторинг результатов проекта и т.д. Главным же принципом является принцип равноправия всех участников исследовательских проектов.

Трансдисциплинарность в современной науке

Согласно бельгийскому ученому Э. Джаджу (Judge, A. (1994) Conference Paper. 1st World Congress of Transdisciplinarity, Union of International Associations. Available: http://www.uia.org/uiadocs/aadocnd4.htm), в современной науке существует четыре вида трансдисциплинарности.

Наиболее общим видом, является трансдисциплинарность–1. Этот вид трансдисциплинарности основывается на усилиях формальной взаимосвязи пониманий отдельных дисциплин. Он обеспечивает формирование логических мета-рамок, посредством которых, их знания могут быть интегрированы на более высоком уровне абстракции, чем это происходит в междисциплинарности. Трансдисциплинарность–1 часто используется при работе различных экспертных систем, и экспертных групп.

Трансдисциплинарность–2 имеет более тесную внутреннюю связь с личным опытом исследователя, включая медитацию. Трансдисциплинарность–2 и трансдисциплинарность–1 контрастируют с двумя другими видами трансдисциплинарности. Так, например, иллюстративное использование метафоры и образного языка может рассматриваться, как исходная форма трансдисциплинарности (трансдисциплинарность–0). В этом её отличие от другого вида трансдисциплинарности (трансдисциплинарность–3), связанной с использованием генеральных метафор, имеющих фундаментальное познавательное значение. Смотри

  • Трансдисциплинарность

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Наука"
01 окт. 2022 г.
Наука - мировоззрение, согласно которому здание (процесс и результаты) познания должно быть строгим и связным: построено из четких кирпичиков, каждый кирпичик должен основываться на другом кирпичике и любая деталь конструкции должна быть проверена на прочность
0Подробнее →
Картинка к "Трансдисциплинарность в современной науке"
01 окт. 2022 г.
В современной науке существует четыре вида трансдисциплинарности.
Картинка к "Жан Пиаже"
01 окт. 2022 г.
Жан Пиаже (1896 - 1980) - швейцарский психолог. Выдвинул концепцию стадиального развития психики. В первых работах (“Речь и мышление ребенка”, 1923) детально проанализировал качественную специфику детского мышления. Используя метод клинической беседы, выдвинул, опираясь на суждения ребенка, положение о том, что главной отличительной характеристикой его познавательной деятельности является эгоцентризм, в силу которого он смешивает субъективное и объективное, переносит свои внутренние побуждения на реальные связи вещей. В мышлении ребенка обнаруживаются и такие особенности, как магия (словам и жестам придается сила воздействия на внешние предметы), анимизм (эти предметы наделяются сознанием и волей), артифициализм (явления окружающего мира считаются изготовленными людьми для своих целей).