Травля ребенка – учимся противостоять

01 января 2007 г. в 06:00

Автор: М. Кравцова, психолог

Избежать появления дразнилок в детском коллективе почти невозможно, но бороться с ними необходимо.

Родители и педагоги не должны оставлять без внимания ситуации обзывания детьми друг друга. Задача педагога пресечь появление и использование обидных прозвищ в классе. Можно поговорить отдельно с зачинщиками, можно устроить классный час на эту тему. С пострадавшим надо обсудить, почему другие обзываются (обижаются на него, хотят привлечь его внимание?).

Бывает, ребенок не понимает, что говорит, или не осознает, что произносит очень оскорбительные и обидные слова. Следует объяснить ему, что таким образом он оскорбляет всех присутствующих и употреблять такие слова неприлично. Подросткам можно сказать, что люди используют ругательства лишь в крайнем случае, когда от отчаяния им уже не хватает сил и слов, и помочь им изменить отношение к сложным ситуациям. Например, одна учительница предложила своим пятиклассникам использовать вместо общепринятых ругательств названия динозавров или цветов. Можно обозвать наступившего на ногу одноклассника диплодоком или кактусом. Это прозвучит также эмоционально, но значительно менее грубо и с юмористической окраской.

Полезно поиграть с ребятами в ассоциации - по очереди говорить о том, с какими предметами, животными, временами года и т.д. они друг у друга ассоциируются. Начать игру лучше в небольших группах, чтобы каждый смог высказаться и побыть в центральной роли. Можно обсудить, почему возникла та или иная ассоциация. Эта игра помогает обратить внимание ребенка на то, какие из его качеств являются значимыми для окружающих.

Родителям, если ребенок жалуется на то, что его дразнят, следует поговорить с ним о том, как можно и нужно реагировать на обзывание.

Никак не реагировать (проигнорировать, не обращать внимания). Это сделать довольно сложно, но в некоторых случаях эффективно. Например: «Заяц, заяц!» - зовет одноклассник. Не отзываться, пока не обратится по имени, сделать вид, что не понимаешь, к кому обращаются. Сказать: «Меня вообще-то Васей зовут. А ты разве меня звал?»

Отреагировать нестандартно. Обзывающий ребенок всегда ожидает получить от жертвы определенную реакцию (обиду, злость и т.д.), необычное поведение жертвы способно пресечь агрессию. Например, можно согласиться с прозвищем: «Да, мама тоже считает, что я чем-то похож на сову, я и ночью лучше всех вижу, и поспать утром люблю». Или посмеяться вместе: «Да, такая у нас фамилия, так дразнили и моего прадедушку». Кстати, родители могут дома с ребенком поговорить о том, что часто в коллективе дети обзывают друг друга, перевирая, искажая фамилии, придумывают прозвища. Можно вспомнить, как в свое время обзывали их, попробовать вместе составить из фамилии новую, определить, кто придумает более оригинальную, необычную, вместе посмеяться. Тогда ребенку будет легче не обижаться на сверстников - он будет готов к этому.

Объясниться. Можно спокойно сказать обзывающему сверстнику: «Мне очень обидно это слышать», «Почему ты хочешь меня обидеть?». Одного второклассника (самого крупного в классе) другой мальчик обзывал толстым. На что объект насмешек сказал: «Знаешь, что-то мне совсем не хочется с тобой дружить». Это так впечатлило агрессора, что он извинился и перестал обзываться.

Не поддаваться на провокацию. За учеником пятого класса гонялись одноклассники и обзывали его Масяней. Он злился и бросался на них с кулаками. Все с восторгом разбегались, а потом начинали снова. Мальчику было предложено попробовать (в качестве эксперимента такое предложение всегда охотно принимается детьми) в следующий раз не бросаться на обидчиков с кулаками, а повернуться к ним и спокойно сказать: «Ребята, я устал, дайте мне отдохнуть».

Не позволять собой манипулировать. Очень часто дети стремятся с помощью обзывательств заставить сверстника что-то сделать. Например, всем известен прием «брать на слабо». При всех ребенку говорится, что он не делает чего-то, потому что «трус», «размазня» и т.д., ставя его таким образом перед выбором: или согласится сделать, что от него требуют (часто нарушить какие-то правила или подвергнуть себя опасности), или же он так и останется в глазах окружающих «хлюпиком» и «трусом». Наверное, из всех ситуаций, связанных с обзыванием, эта - самая непростая. И здесь очень сложно помочь ребенку выйти из нее с достоинством, потому что противостоять мнению большинства, тем более тех, с кем тебе предстоит общаться и впредь, нелегко и взрослому человеку.

В этом смысле очень интересно обсудить с ребенком рассказ В.Ю. Драгунского «Рабочие дробят камень», в котором Дениска решился в конце концов прыгнуть с вышки, но не потому, что над ним все смеялись, а потому, что не смог бы себя уважать, если бы это не сделал. Следует обратить внимание ребенка на то, что в каждой конкретной ситуации необходимо не торопиться, взвесить все «за» и «против», понять, что важнее: доказать что-то окружающим или сохранить самоуважение.

Ответить. Иногда полезно ответить обидчику тем же, не быть пассивной жертвой, а стать с обидчиком на равных.

Когда в шестом классе произошла очередная драка и завуч спросила: «Ну почему вы деретесь?!» - один из драчунов ответил: «А он меня дразнит. Обзывает «береза лысая»! У мальчика была фамилия Березин, а у его противника - сложно выговариваемая грузинская фамилия, звали его Коба. И завуч в сердцах воскликнула: «Ну и ты его дразни, говори - «Коба лохматая»! Зачем драться-то?!»

Может быть, учить этому и не педагогично, но иногда другого выхода нет. Можно, правда, отвечать не оскорблением, а специальной отговоркой.

Отговориться. Согласно наблюдениям М.В. Осориной, для 5-9-летних детей очень важно суметь в ответ на обзывание выкрикнуть отговорку - своеобразную защиту от словесного нападения. Знание подобных отговорок помогает не оставить оскорбление без ответа, пресечь конфликт, сохранить спокойствие (хотя бы внешне), удивить и соответственно остановить нападающего. Последнее слово в этом случае остается за пострадавшим. ​​​​​​​

Вот примеры отговорок:

«Черная касса –
ключ у меня,
кто обзывается –

сам на себя!»

«Чики-траки - стеночка!»

(Ребенок рукой ставит преграду между собой и обзыванием).

«Шел крокодил,
твое слово проглотил,
а мое оставил!»

«Кто обзывается - сам так называется!»

«- Дурак!
- Приятно познакомиться, а меня Петя зовут».

Все отговорки стоит произносить спокойным, доброжелательным тоном, стремясь свести все к шутке.

Дети-изгои – последствия травли

​​​​​​​В 1981 году американские психологи Ахенбах и Эдельброк провели исследование, результаты которого показали, что «уверенность ребенка в своем положении может способствовать развитию у него навыков жизни в коллективе, а неприятие сверстниками влечет за собой развитие замкнутости, но не приводит к ослаблению тех черт, которыми оно вызвано». Кроме того, появившаяся в детстве затрудненность отношений со сверстниками часто бывает предвестницей эмоционального неблагополучия в будущем.

В ряде работ отечественных и зарубежных психологов отмечается, что неблагоприятные отношения в коллективе способствует возникновению у ребенка устойчивых отрицательных переживаний, исчезновению уверенности в себе и уменьшению способности и желания учиться. Они нередко являются причиной преждевременного ухода из школы. Дефицит социального признания и общения компенсируется поисками внешкольного круга сверстников, который характеризуется противоправным поведением. Плохие отношения в классе приводят и к другим негативным последствиям. См.

  • Конфликты детей
  • Автор М. Кравцова
  • Проблемные особенности детей

Комментарии (26):

Максим, 17 февраля 2015 г. в 08:15
Хорошая статья, думаю, мне поможет.
Гость, 01 мая 2016 г. в 05:54
Статья-то хорошая. А вот школьные психологи в подавляющем большинстве случаев НИЧЕГО НЕ делают, чтобы остановить травлю, даже когда к ним прямо обращаешься с просьбой о помощи(!) в такой ситуации. Учитывая что из-за этого меня все время переводили в новую школу и их счет вместе с психологами около десятка - это уже закономерность,тенденция. И явное свинство со стороны психологов! Ведут себя по принципу "Не мешайте мне работать!" и злобно с матом посылают учеников, которым ОБЯЗАНЫ помогать! В школе им деньги платят точно не за умение материться.
3 ответа
Гость, 17 мая 2017 г. в 13:12

В нашем мире спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Если травят ребенка - надо действовать самостоятельно, не полагаясь всецело на сторонних теть и дядь.

2 ответа
Гость, 19 июля 2018 г. в 10:47

Помощь - это не значит, что психолог или учитель должен всюду водить ребёнка и ругать других. Люди все разные, задача родителей научить ребёнка правильно взаимодействовать в коллективе , ещё с дошкольного возраста, учитывая что дети разные. Много насмотрелась маманек, которые воспитывают капризных и эгоистичных детей, которые считаются воспитанными , когда общаются со взрослыми, а с детьми - никак не умеют, ни уступать, ни договариваться, обижаются по любому поводу, плачут и страдают.

1 ответ
Гость, 19 ноября 2018 г. в 12:39

В смысле правильно вести в колективе? Если там одни двоечники?! Что общего с этими людьми можно вообще взаимодействовать?!! Взаимодействуй с предателем!! Надо же! В войну таких вешали!

Гость, 19 ноября 2018 г. в 12:49

Что делать и что думать, если дружили с мальчиком (ну может притворялся), был вхожим с 1-го класса в квартиру, я у него попугаев трогала в доме! А с другим в одном бассейне плавали!!! А в 14 лет блин придумал кличку обидную, все подхватили, и ну что я сделала всем?? Неужели такая ненависть? Ну как так можно? Как можно получать удовольствие от обидных комментариев в чей-то адрес??? Если бы я была на месте второго, я бы самое малое наверное промолчала лучше, чем вот так подло поступать. Пришлось переходить.

Гость, 16 сентября 2017 г. в 20:37

Уважаемый Гость! Я - школьный психолог, и НИКОГДА не отказываю людям любого возраста в помощи и поддержке. Если Вам однажды не повезло (психологи - тоже люди, а люди бывают разными), не стоит огульно обвинять специалистов, которым в нынешних условиях работать ох, как непросто! Желаю Вам успехов в жизни и общении!

1 ответ
Гость, 19 ноября 2018 г. в 12:42

Психолог - это как психиатр, типа, там только ненормальные ходят к нему, и на учёте состоящие в милиции. Если бы мне нормально объяснили, а то это стыдно! Дурдомом вечно запугивают дома, если они не правы, а я возмущалась! И что, в детский дом надо было?

Гость, 19 июля 2018 г. в 10:40

Какая потребительская позиция! Психолог не может остановить травлю. Он может научить как это сделать, а дальше - сам ребёнок должен действовать при поддержке своих родителей, того же психолога.

Гость, 29 мая 2017 г. в 10:18

Надо уметь давать сдачи кулаками. Хам нарывается на мордобой. Это отлично работает. Отдайте ребенка в секцию карате, айкидо - что угодно, где научать драться. Больше никто не будет обижать.

3 ответа
Гость, 27 июля 2017 г. в 08:42

Какой странный совет, но на силу ведь найдется другая сила. А что, если больше чем у вашего ребенка....

1 ответ
Гость, 09 августа 2017 г. в 14:18

В 7 классе, где учился мой сын, был мальчишка, отца не было. Старшеклассники заставляли его приносить им деньги, унижали и били. Он боялся идти в школу, а из школы домой, отсиживался у нас. Мой муж нашёл этих уродов, они играли в футбол на поле, схватил одного, бить не стал, но потряс хорошо. Уже на следующий день с пацаном стали здороваться и спрашивать: это твой дядя приехал? (муж мой в школе никогда не был и его никто не знал) Вот так мы спасли ребёнка.

2 ответа
Гость, 19 июля 2018 г. в 10:34

Сейчас эти уроды бы сняли всё на видео и подали бы в суд на вашего мужа...

1 ответ
Гость, 19 ноября 2018 г. в 12:45

Надо не трясти, а ночью мешок на голову и трындец! Ведь оборзеть настолько, что решиться подкладывать питарду под квартиру!!! Это вообще жесть! Так почему его нельзя вот так? И питарду в мешок ему взорвать!!! Я не чувствовала себя в безопасности! Так и убить могли, и всем всё равно им ничего не будет!!! Кошмар!

Гость, 24 апреля 2019 г. в 09:05

Низкий поклон и благодарность вашему Мужу. Я бы тоже так поступила, хотя я не мужчина. А ребятам на будущее будет уроком.

Гость, 09 августа 2017 г. в 14:01

Это единственный правильный выход.

Гость, 09 августа 2017 г. в 15:47

Это правильно.

Гость, 28 августа 2017 г. в 01:26

"Например, можно согласиться с прозвищем: «Да, мама тоже считает, что я чем-то похож на сову, я и ночью лучше всех вижу, и поспать утром люблю». Или посмеяться вместе: «Да, такая у нас фамилия, так дразнили и моего прадедушку»." Господи, кто это пишет? Был новичком более 10 раз. Единственным работающим способом против отморозков была контратака. В первую очередь контратака физическая. Иногда вербальная. Атаковать надо сразу и в том месте, где атаковали вас. Не стоит стесняться драться на уроке, отвечать нужно на все атаки и нападать неожиданно самому. Лучше всего кикбоксинг и тайский бокс. Да, в начале агрессоры активизируются, пытаясь дать понять - будешь брыкаться - будет хуже. Но при достаточном упорстве ситуацию можно переломить за срок от нескольких месяцев до полугода.

2 ответа
Гость, 08 ноября 2017 г. в 01:53

Против агрессии действует только более сильная агрессия. Тот кто дает резкий и дерзкий ответ его начинают побаиваться. Даже те кто сильнее. И во второй раз подумают прежде чем снова спровоцировать себе удар по морде.

Гость, 17 января 2018 г. в 23:15

ВСЕ ВЕРНО

Гость, 14 сентября 2017 г. в 14:39

Большое спасибо! Все проблемы решены.

Гость, 12 января 2018 г. в 01:05

Супер! Большое спасибо! Меня унижали в украинской школе, били, называли ля...ой, занижали мне отметки. После того, как сбежала из этого ада, мне написали на Вконтакте, что "мои родители развелись, а у менч проблемы в школе". Никаких проблем не было, выигрывала олимпиады, была (и есть) лучшей ученицей в школе. Однажды, во время выборов, парни мне наговорили о плакате "Вон Асю!". В итоге "нелюбимую" Асю вся школа выбрала в городской совет. Потом девки насплетничали на меня, обзывали ш…й, украинкой. Я не выдержала и всё рассказала классному руководителю. На меня хотели написать мэру жалобу основанную на сплетнях. Жалобу так и не написали. После заседания разговаривала с депутатами городского совета и мэром о выборах, после чего оказалась, что меня обманули. Совет для всех: не обращать внимание на какие-то свиньи, плюнуть на сплетни, заблокировать сплетников. Рассказывать родителям и учителям.

1 ответ
Гость, 27 января 2018 г. в 17:44

Мы учимся в православной школе, в 4 классе и тоже самое, девочка отличница, ей завидуют, что она воспитана, знает языки. Не играют с ней, пока компенсирем все своей любовью и вниманием и ищем другую школу. Раз школе не нужны умные дети, пусть остаются с другой категорией.

Гость, 12 января 2020 г. в 21:01

Благодарю!!!

Гость, 17 января 2020 г. в 11:56

Добрый день! Спасибо Вам большое за статью! Развеяли мои сомнения, дали несколько новых идей. Примеры - это очень хорошо, что приведены в статье. Прям всё отозвалось. Спасибо Вам, что делаете такое важное, особенно в наше время, дело. Ведь на эту тему мало кто рассуждает, учит, как достойно выйти из этих ситуаций, так, чтобы это прекратилось. И ведь все разные люди: на одного один приём подействует, а на другого нужно знать и применить ещё несколько, а приёмов знаем 1-2.

1 ответ
гость, 20 апреля 2023 г. в 14:06
А моего ребенка называют говном и смеются что воняет, ему может тоже это как т о в шутку отбатить. Типа : Точно! Вспомнил как меня мама все время называет? Шо за детский сад? По моим жизненым наблюдениям не тролят только тех, кто может дать в морду

Материалы по теме:

Картинка к "«Ты чо такая тупая!» — 10 вещей о травле, которым надо научить ребенка уже сегодня"
17 июн. 2018 г.
Тринадцатилетнюю Аню стали задирать девочки из параллельного класса, потом начались угрозы в соцсетях. Мама девочки педагог Марина Солотова рассказывает, как удалось остановить конфликт и чему родители обязательно должны научить своего ребенка.
2Подробнее →
Картинка к "Дети-изгои: психологическая работа с проблемой"
01 окт. 2022 г.
В каждом детском коллективе есть популярные дети и не очень. Есть дети активные, общительные, а есть тихие, одиночки. Одних устраивает второстепенная роль в классе, другие страдают от такого положения, но не знают и не умеют его изменить. Некоторые дети так стремятся оказаться в центре внимания одноклассников, занять лидерскую позицию, не умея при этом вести себя в соответствии со своими притязаниями, выбирая неадекватные способы поведения, что добиваются внимания «со знаком минус» - становятся объектом насмешек и презрения. И вот эти активно отвергаемые сверстниками ребята - явление, к сожалению, частое и трудноисправимое.
Картинка к "Ребенок-изгой в классе (советы учителям и родителям)"
01 янв. 2010 г.
Самое главное - помнить: положение ребенка в классе вплоть до подросткового возраста на 90% зависит от того, как к нему относится учитель. А у первоклашек - на все 100. Поэтому, если у ребенка не складываются отношения с одноклассниками, решить проблему может учитель, подав ребятам знак, что ребенок ей нравится, что у него что-то (неважно что, хоть с доски вытирать) получается лучше всех, что он важен и нужен в классе.
Картинка к "Советы, как перестать быть изгоем в классе"
13 мая 2017 г.
Запрос о помощи: "Помогите, пожалуйста. Мне 11 лет. Зовут Полина. Учусь в 5 классе. С 1 класса до 5 - изгой. Что мне надо делать?"
Картинка к "Травля ребенка – истоки неприязни"
01 окт. 2022 г.
Согласно многим психологическим исследованиям, в первую очередь детей привлекает или отталкивает внешность сверстника. На популярность среди сверстников могут также влиять успехи в учебе и спортивные достижения. Особо ценится умение играть в команде. Дети, пользующиеся расположением сверстников, обычно имеют больше друзей, более энергичны, общительны, открыты и добры, чем отвергаемые. Но при этом непринимаемые дети не всегда необщительны и недружелюбны. Таковыми их почему-то воспринимают окружающие. Плохое к ним отношение постепенно становится причиной соответствующего поведения отвергаемых детей: они начинают нарушать принятые правила, действуют импульсивно и необдуманно.
Картинка к "Травля ребенка – клички и дразнилки"
01 янв. 2011 г.
Клички рождаются в детских группах. Когда дети играют вдвоем, они тоже могут обзываться, но делают это реже, чем в группе. А как только собирается детская компания, сразу начинаются клички. Почему?
Картинка к "Травля ребенка – моральное насилие"
01 окт. 2022 г.
Чаще всего ребенок-изгой подвергается не столько физическим нападкам со стороны сверстников, сколько словесным. К моральному насилию можно отнести угрозы физической расправы, шантаж и ругань (в том числе обзывательства). Шантаж чаще всего связан с угрозой рассказать о чем-то взрослым, выдать им какой-то проступок жертвы, если та не будет выполнять требования преследователя. Также в качестве шантажа используется угроза перестать дружить с жертвой.
Картинка к "Травля ребенка – Преследователи"
01 окт. 2022 г.
Федя, приветливый и неагрессивный мальчик, очень хочет дружить со своим соседом по парте - Колей. Если кто-то из одноклассников не очень аккуратно пишет на доске или споткнулся, пролил воду, ошибся при чтении, то Коля обязательно язвительно прокомментирует происшедшее, а Федя охотно поддержит приятеля громким смехом. Как уже говорилось, зачинщиками травли становятся несколько человек, все остальные являются их последователями. Они с удовольствием смеются над неудачами изгоя, прячут его вещи в туалете, подхватывают обидные прозвища, не упускают случая его толкнуть, оскорбить или демонстративно игнорируют и не желают принимать его в свои игры. Почему же добрые и отзывчивые по отношению к своим близким дети становятся тиранами для не сделавшего ничего плохого лично им сверстника?
Картинка к "Травля ребенка – Зачинщики"
01 окт. 2022 г.
Вот два доброжелательных в общении со всеми остальными (и особенно со взрослыми) третьеклассника рассматривают альбом своего товарища и громко смеются, комментируют каждую страницу, стараясь привлечь внимание остальных. Одноклассник в это время мирно сидит за своей партой и читает книгу. К этим ребятам он до этого не подходил, никак с ними не взаимодействовал. Что побуждает ребят вести себя таким образом? Они за что-то мстят или пытаются так завоевать внимание остальных? Эти ребята претендуют на лидерские позиции в классе, а высмеиваемый ими мальчик непопулярен среди одноклассников (о нем негативно отзывались в беседе со мной и некоторые родители), кроме того, он не станет бросаться на обидчиков с кулаками...
Картинка к "Травля ребенка – Жертвы"
01 окт. 2022 г.
Отвергаемые дети могут отличаться как невысокой самооценкой и низким уровнем притязания, так и завышенной самооценкой и высоким уровнем притязания. Оценивают себя неадекватно высоко по тем параметрам, по которым они очевидно менее успешны, нежели их одноклассники (например, по количеству друзей в классе, по успехам в учебе и т.д.). При этом предполагают, что окружающие их недооценивают (родители или учителя считают их менее успешными в учебе или имеющими меньше друзей, чем на самом деле).