Тренинги развития личности и позиции восприятия

01 января 2006 г. в 11:29

Авторы: Н.И. Козлов, А.Н. Лебедев

Источник: propos.ru

Примениение опросника "позиции восприятия" для оценки связи тренингов развития личности и позиций восприятия.

1. Введение

Один из аспектов восприятие личностью ситуации в практической психологии описывается понятием «позиция восприятия».

Основных, классических, позиций пять:

0. Нулевая позиция.

Эта позиция исторически была добавлена после первых (отсюда номер) и обозначает их отсутствие. Нулевая позиция состоит в шаблонной реакции, подчинении внешним силам, требованиям, стандартам, традициям, собственным привычкам и социальным стереотипам.

1. Первая позиция.

Ориентирование на собственные, персональные интересы, инициативы, потребности, желания.

2. Вторая позиция.

Понимание и учет интересов, потребностей и желаний собеседника, партнера,

3. Третья позиция.

Отстраненный взгляд «со стороны», оценивающий ситуацию максимально объективно и беспристрастно.

4. Четвертая позиция.

Суммирование предыдущих подходов, системный взгляд. Эта позиция, как синтетическая, редко используется в анализе.

Дополнительно нами были введены еще две:

5. Пассивная первая позиция.

Неконтролируемая зависимость от собственных, персональных интересов, потребностей, желаний, психологическая необходимость ставить их первым приоритетом.

6. Пассивная вторая позиция.

Неконтролируемая зависимость от интересов, потребностей и желаний собеседника, партнера, подверженность внешнему влиянию.

Таким образом результирующий набор шкал разделился на две триады:

Шкалы I, II и III как активные, контролируемые умения, способности, навыки и

Шкалы О, п1 и п2 как неконтролируемые пассивные зависимости.

2. Методы

Для исследования использовался опросник «Позиции восприятия» (собственная разработка). Опросник был предъявлен через веб-интерфейс при помощи интернет 1456 респондентам, в возрасте от 12 до 70 лет, 1025 женщин и 431 мужчины.

Из них 835 не проходили никаких тренингов, 94 проходили тренинги ТЦ «Синтон», 407 проходили тренинги в других организациях, 91 проходили тренинги и в Синтоне и в других организациях.

Тренинги Синтона были выделены в отдельную группу, поскольку это позволило количество респондентов, поскольку представляют интерес различия между разными тренинговыми системами и поскольку один из авторов был заинтересован в объективной оценке качества тренингов «Синтона».

Полученные результаты были стенированы в соответствии с методикой.

3. Результаты.

Таблица 1. Средние значения по позициям восприятия в соответствии с пройденными тренингами.

Рисунок 1. Средние значения по позициям восприятия в соответствии с пройденными тренингами.

4. Обсуждение

При анализе результатов следует иметь в виду, что собранные данные показывают корреляцию, а не зависимость, так как желание пройти тренинг может являться особенностью личности. Тем не менее, поскольку трудно предположить, что желание пройти тренинг в конкретном тренинговом центре можно отнести к личностной особенности, различия в результатах для ТЦ «Синтон» и других организаций могут говорить именно о влиянии тренингов.

На основании этого предположения можно утверждать, что, по крайней мере, те шкалы, в которых заметна разница между разными тренингами, подвержены влиянию тренингов.

Это, главным образом, шкала О и отчасти шкала II, из чего можно сделать вывод, что прохождение тренингов имеет результатом снижение шаблонности, стереотипности, стандартности восприятия и развитие осознанной коммуникабельности. При этом тренинги «Синтона» существенно выигрывают в снижении шаблонного восприятия и незначительно проигрывают в развитии эмоциональной коммуникативности.

Видно, что люди, проходившие любые тренинги, демонстрируют более развитую «верхнюю» триаду показателей, что интерпретируется как более активная, независимая жизненная позиция. Как уже было сказано, необязательно, что эта позиция приобретается в результате прохождения тренингов, но факт прохождения тренингов может косвенно свидетельствовать о более ответственном, «авторском» отношении к жизни.

Отдельного внимания заслуживает рассмотрение группы «Любые». Если еще большее, прогрессивное снижение шкалы О объяснимо кумулятивным эффектом, то более высокие значения шкал I и III могут, по всей видимости, говорить только о том, что желание участвовать в более, чем одном тренинге изначально принадлежит группе респондентов с более ответственным, инициативным и независимым (некоторый провал по п2 ) отношении к жизни.




Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Позиции восприятия"
31 дек. 2002 г.
Положения наблюдателя во внутреннем пространстве относительно воспринимаемого объекта.
14Подробнее →
Картинка к "Психологическое тестирование"
01 апр. 2013 г.
Хороший психолог (не обязательно с дипломом психолога: это может быть опытный руководитель, квалифицированный кадровик, внимательный психиатр) расскажет вам о человеке все или почти все без всякого тестирования. Иногда для этого достаточно беседы, иногда и беседа не нужна, достаточно одного взгляда: на лицо человека, на его походку, достаточно услышать интонации его разговора. Однако хороших психологов мало, а разбираться в людях нужно, и вот тут пригождаются как раз психологические тесты.
Картинка к "Развитие личности"
01 янв. 2014 г.
В развитие человека, кроме развития личности, входит и физическое развитие, и развитие психических функций.
Картинка к "Тренинги развития личности"
01 янв. 2014 г.
Тренинги развития личности (ТРЛ) - разновидность личностных тренингов. Тренинги развития личности отличаются от инструментальных тренингов (тренингов конкретных навыков) тем, что дают знания и развивают тактики, стратегии и навыки, повышающие личностный потенциал: помогающие более качественно решать жизненные задачи и применяемые в широком кругу ситуаций, повышающие возможности личности не в одной узкой области, а многих областях жизни.