Умение подчиняться — основа умной самостоятельности

01 мая 2013 г. в 13:57

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

 

 

Согласны ли вы с тем, что послушный ребенок самостоятельным не бывает? — Не торопитесь с этим соглашаться: это не так. Тут целых четыре варианта, смотрим:

1) Есть дети послушные, но не способные без указки родителей сделать ничего.

2) Есть дети непослушные и вполне самостоятельные, такие маленькие дикари, которые сами выбирают, как им что делать и у кого им чему учиться.

Вспоминайте: Незнайка, Гекльберри Финн — нравится?

3) Есть дети непослушные и несамостоятельные: без родителей ничего сделать не могут, но родителей при этом не слушают: вид безрукий упрямец, каприза обыкновенная.

4) И есть дети, которые к родителям относятся с огромным уважением, дети послушные — и при этом сильные и самостоятельные личности.

Таким был, например, Наполеон Бонапарт: да, упрямый и дерзкий, слабохарактерного отца он не слушался, но мама Летиция, женщина строгая, с детства приучила его к строгому порядку.

Фильм «Хранитель времени»

Умная самостоятельность детей – это продолжение послушания, привитого мудрыми родителями. И послушание, и самостоятельность имеют общий базис — умение выполнять то, что сказано: сказано себе самим собою или сказано родителям. Умение это не простое, в него включается умение не отвлекаться, держать направление и быть в этом направлении эффективным, что в свою очередь подразумевает определенный опыт.

Если ребенок не умеет завязывать шнурки, как он может послушно начать их завязывать? Но именно послушание дает возможность, следуя указаниям родителей, приобретать необходимый опыт. Если ребенок начнет завязывать шнурки не как попало, не как ему вздумается, а как показали и объяснили родители, он быстрее выучит этот навык и скоро сможет делать это совсем самостоятельно.

Самостоятельность начинается не в момент снятия контроля и предоставления полной свободы действий — это уже завершающий этап. Самостоятельность начинается с качественной подготовки к этой свободе, а именно с прохождения периода послушания, способствующему накоплению продуктивного опыта, с развития способности намечать цели, подбирать способы их достижения!

Хотите, чтобы ваши дети были самостоятельными? Создавайте условия для накопления опыта у ваших детей, создавайте условия для совместного принятия решений и потихоньку отдавайте контроль, делегируя им новые полномочия в освоенной области!

Но это — только первый этап. Из послушания вырастает только возможность самостоятельности. Превратится ли послушный ребенок в самостоятельного, зависит во многом от родителей, от их установок. Если родителям нужен ребенок только удобный, они, приучив его к послушанию, его самостоятельность будут притушевать. Если родители хотят видеть своего ребенка свободной, мыслящей и творческой личностью, то, приучив его к послушанию, они именно через послушание будут направлять его к смелым, свободным и ответственным решениям.


Если вы ребенку дадите свободу раньше времени,
он вполне может ее употребить на то, чтобы ныть и жаться к маме.

Неправда, что все дети всегда хотят свободы и самостоятельности. Многие дети трусоваты, и без направления родителей к проявлению самостоятельности не очень склонны. Детям бывает выгодно быть туповатыми, детям бывают выгодно быть копушами, выгодно болеть... — но если рядом с ребенком мудрые родители, то будут расти в нужную сторону. Потому что ребенок послушный, а родители мудрые.


Умение подчиняться — основа умной самостоятельности

А как сочетается послушность (дисциплинированность) и способность думать творчески и самостоятельно? Прекрасно сочетается, если такая задача поставлена была. Порядок следующий: если родители сказали — ребенок в первую очередь должен это выполнить, а не обсуждать. После этого, если у ребенка есть вопросы или несогласие, он может и должен это с родителями обсудить, чтобы было максимальное взаимопонимание. И, возможно, общими усилиями удастся на будущее найти форму более приемлемую, радостную и веселую. Начинаем с воли, подключаем разум, дополняем желанием!

  • Самостоятельность
  • Послушание ребенка
  • Автор Н.И. Козлов
  • Воспитание детей

Комментарии (5):

Павел, 01 ноября 2014 г. в 07:53
Ролик с Тажетдиновым - не показатель и не доказательство. Зная эту "кухню инфобизнеса", могу сказать, что Ден Кеннеди мог сказать такое из личной выгоды (чтобы внушить богатым клиентам слушаться и покупать его курсы). И у меня как-то больше доверия к тем, кто все же думает, а не "тупо делает". У делающих и не думающих заработки могут быть выше, безусловно, но ценой чего они выше? Переступить через себя или через закон, или через нравственные нормы, через совесть. Не один год знаком с людьми, у которых много денег (не из инфобизнеса), поэтому знаю о чем говорю.
belashov, 20 апреля 2015 г. в 18:25
Насколько мне известно, лидеры обладают 1 и 3 группой крови, могут быть послушными и не послушными, но при этом всегда самостоятельны и способны командовать другими детьми и даже взрослыми. Дети 2 гр. крови - непоседы, холерики. Дети 4 группы крови - ведомые и послушные.
1 ответ
ДАША, 16 декабря 2015 г. в 15:48
У моего ребенка 4 группа крови; мальчик вольный, непоседливый и лидер, так что это не аксиома.
Рита, 21 апреля 2015 г. в 10:54
Думаю, что основным навыком, которому должны научить ребенка родители, должен быть навык: уметь собирать информацию, анализировать и делать выводы. При таком навыке и постановка целей и их реализация, а также принятие ответственности за последствия своих решений происходит осознанно, и человек не страдает от своей нереализованности. Послушание - как механическое следование отработанным алгоритмам лишает ребенка творческой фантазии и возможности внесения корректировок в процесс, возможности предвидеть и другой результат от своей деятельности, может быть поэтому наблюдается такое достаточно массовое явление, как депрессии? Человек вроде бы делает как учили, а результат - сплошное разочарование!
Анти-с, 21 апреля 2015 г. в 16:07
Павел, тут вопрос такой. Если коуч такой туповатый как вы, то да, над каждым его советом надо думать по 10 раз. Если же коуч толковый, то можно слушать и тупо делать. Полагаю, что Фёдор Емельяненко и слушал тренеров своих тупо, и думал при этом -- это идеальная история. Однако надо полагать, что и тренеры у него были не глупые. И сам он очень подготовленный А если взять сейчас начинающего спортсмена-новичка, который придёт к тренеру Фёдора Емельяненко и будет вместо того чтобы делать что ему говорят -- будет ходить да думать, то так этот новичок и останется умным новичком всю жизнь Наехал в начала на вас в шутку. Не обижайтесь. Истина где-то между. И Борис Польгейм, например, вообще против того, чтобы отделять инфобизнес от остального бизнеса. Это или бизнес, или нет. А принципы общие. Вы "кухню инфобизнеса" знаете... а сколько вы там денег заработали? Интересно просто. Вы во всём так разбираетесь, но нигде ничего не заработали и мечтаете устроиться с работы за $800 на работу в $1200? Но зато кухню знаете...

Материалы по теме:

Картинка к "Послушный или самостоятельный?"
01 янв. 2010 г.
Послушным я называю человека, который считает, что объективно(!) существует некая правильная мораль и следующие из неё должные нормы поведения.
0Подробнее →
Картинка к "18 советов по воспитанию детей"
27 янв. 2018 г.
Чтобы воспитание детей для вас стало процессом приятным, полезным и целесообразным, нужно изначально определиться с конечной точкой воспитания.
Картинка к "Что должен уметь ребенок в разном возрасте"
30 янв. 2021 г.
Списки умений ребенка по возрастам.
Картинка к "Должен ли ребенок быть послушным? Умное послушание"
01 янв. 2006 г.
Вы еще не забыли, что такое послушный ребенок? 
Картинка к "Игра "Включи голову""
09 окт. 2017 г.
Я часто критикую детей (не вслух), что сами часто не могут сообразить, что сделать сейчас, ждут, когда им придумают, чем заняться, каждый шаг нужно подсказывать. Чтобы не думать за них, решила помочь им это сделать самим: придумала игру «Включи голову».
Картинка к "Приучаем ребенка играть самостоятельно"
03 июн. 2016 г.
приучить ребенка занимать себя самостоятельно вполне реально. Нужно немногое: простор для деятельности, хорошая фантазия и некоторое количество предварительного внимания от родителей.
Картинка к "Ребенок не слушается. Что делать?"
01 июн. 2014 г.
Ваши дети ложатся спать, когда им велят? Они встают, когда им велят? Говорят спасибо и пожалуйста?
Картинка к "Трудное умение слушаться"
01 окт. 2022 г.
Слушаться, делать то, что любимый человек тебя попросил сделать, выполнять договоренности — это один из языков любви. 
Картинка к "Внутренний саботажник, или Как вернуться к «Сказано — сделано»"
01 янв. 2014 г.
Когда дети в ответ на требования родителей переживают, это своевольство.