Умение слушать
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Умение Ñлушать — великое и доÑтаточно редкое умение. Ð’ него включаетÑÑ Ð¸ ÑƒÐ¼ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñлышать, то еÑÑ‚ÑŒ умение Ñлышать именно ÑобеÑедника, а не Ñвои разные ÑÐ¾Ð¾Ð±Ñ€Ð°Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾ поводу Ñказанного им, и умение Ñлушать так, чтобы ваш ÑобеÑедник хотел вам раÑÑказывать, говорил открыто и Ñ ÑƒÐ´Ð¾Ð²Ð¾Ð»ÑŒÑтвием. Умение Ñлушать помогает уÑтановить контакт и раÑположить к Ñебе ÑобеÑедника, понÑÑ‚ÑŒ его точку Ð·Ñ€ÐµÐ½Ð¸Ñ — и при необходимоÑти повернуть ее в нужную Ñторону.
Умение ребенка Ñлушать — один из показателей готовноÑти ребенка к школе. Когда навык не Ñформирован, ребенок задает Ð²Ð¾Ð¿Ñ€Ð¾Ñ Ð¸ убегает, не доÑлушав ответ: перебивает говорÑщего или переключаетÑÑ Ð½Ð° другое занÑтие, пока тот говорит. Шаги, ÑоÑтавлÑющие данный навык: ребенок Ñмотрит на человека, который говорит, не перебивает, пытаетÑÑ Ð¿Ð¾Ð½ÑÑ‚ÑŒ, что было Ñказано, говорит «Ð´Ð°» или кивает головой, а чтобы лучше понÑÑ‚ÑŒ, может задать Ð²Ð¾Ð¿Ñ€Ð¾Ñ Ð¿Ð¾ теме.
Любопытно: а вы оÑвоили Ñти навыки? Ð¥Ð¾Ñ‚Ñ Ð±Ñ‹ первый, Ñамый главный навык: когда Ñ Ð³Ð¾Ð²Ð¾Ñ€ÑŽ, Ñ Ð²Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ñ‚ÐµÐ»ÑŒÐ½ÐµÐ¹ÑˆÐ¸Ð¼ образом Ñмотрю на ÑобеÑедника, и как только замечу, что он хочет что-то Ñказать, Ñ Ð¾ÑтанавливаюÑÑŒ и Ñпрашиваю: «Ð Ñ‚Ñ‹ что думаешь?» ЕÑли вы дейÑтвительно хотите оÑвоить умение Ñлушать, Ñчитайте Ñтот навык главным. ОÑвойте его!
Едва ли еÑÑ‚ÑŒ универÑÐ°Ð»ÑŒÐ½Ð°Ñ Ñ„Ð¾Ñ€Ð¼ÑƒÐ»Ð° ÑƒÐ¼ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñлушать, предпочтительный Ñтиль ÑÐ»ÑƒÑˆÐ°Ð½Ð¸Ñ Ð¾Ð¿Ñ€ÐµÐ´ÐµÐ»ÑетÑÑ Ð¿Ñихотипом раÑÑказчика, да и разные Ñитуации требуют разного. Деловое Ñлушание — Ñто преимущеÑтвенно фикÑÐ°Ñ†Ð¸Ñ Ð¸Ð½Ñ„Ð¾Ñ€Ð¼Ð°Ñ†Ð¸Ð¸ и повтор оÑновных ÑмыÑловых пунктов. Личное Ñлушание более разнообразно. Когда-то Ñто взаимопомощь Ñ Ð²Ñ‡ÑƒÐ²Ñтвованием и отражением чувÑтв, когда-то живое развлечение ÑобеÑедников, предполагающее и обмен Ñркими ÑмоциÑми, и умеÑтный анекдот в ответ, и дружеÑкие наезды.
При любых типах ÑÐ»ÑƒÑˆÐ°Ð½Ð¸Ñ Ð²Ð°Ð¶Ð½ÐµÐ¹ÑˆÐ¸Ð¼ моментом ÑвлÑетÑÑ Ð²Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ðµ к ÑобеÑеднику, внимание к тому что он говорит. Похоже, что в общении умение Ñлушать, погружаÑÑÑŒ в мыÑли и чувÑтва ÑобеÑедника, Ð¿Ð¾Ð´Ð´ÐµÑ€Ð¶Ð¸Ð²Ð°Ñ Ñ…Ð¾Ð´ его мыÑлей и разделÑÑ ÐµÐ³Ð¾ чувÑтва — важнее, чем умение говорить Ñрко и интереÑно. ЕÑли вы в течение вÑего разговора заинтереÑованно молчали, лишь изредка Ð·Ð°Ð´Ð°Ð²Ð°Ñ ÑƒÑ‚Ð¾Ñ‡Ð½Ñющие вопроÑÑ‹ и когда-то повторÑÑ Ð¼Ñ‹Ñли ÑобеÑедника, чтобы их лучше понÑÑ‚ÑŒ — Ñкорее вÑего, ÑобеÑедник оÑтанетÑÑ Ð² Ñамых лучших чувÑтвах по поводу вашего Ñ Ð½Ð¸Ð¼ общениÑ.
Хорошо ли, ÑÐ»ÑƒÑˆÐ°Ñ ÑобеÑедника, говорить о Ñебе? — Лучше раÑÑпрашивать ÑобеÑедника о нем: о его интереÑах и предпочтениÑÑ…. О Ñебе и о Ñвоем — тоже можно и хорошо, но в первую очередь Ð´Ð»Ñ Ñ‚Ð¾Ð³Ð¾, чтобы разговорить ÑобеÑедника.
Вторым по важноÑти моментом качеÑтвенного ÑÐ»ÑƒÑˆÐ°Ð½Ð¸Ñ ÑвлÑÑŽÑ‚ÑÑ Ñ‚Ð¾Ñ‡Ð½Ñ‹Ðµ подÑтройки под ÑобеÑедника. ПодÑтройки по жеÑтам, по выражению лица и глаз, темпу речи, Ñловарю и ценноÑÑ‚Ñм, подÑтройки по дыханию — вÑе Ñто Ñоздает ощущение «Ð¼Ñ‹ вмеÑте, мы Ñвои» и улучшает контакт в общении. Умение и привычка вчувÑтвоватьÑÑ Ð² ÑобеÑедника автоматичеÑки Ñоздает вÑе нужные подÑтройки между вами, Ð¿Ð»ÑŽÑ Ð´Ð°ÐµÑ‚ вам макÑимально возможное чувÑтвование того, что ÑÐµÐ¹Ñ‡Ð°Ñ Ñ‡ÑƒÐ²Ñтвует ваш ÑобеÑедник, что ему ÑÐµÐ¹Ñ‡Ð°Ñ Ñказать можно, а что будет неумеÑтно.
Что каÑаетÑÑ Ð·Ñ€Ð¸Ñ‚ÐµÐ»ÑŒÐ½Ð¾Ð³Ð¾ контакта, то здеÑÑŒ важнее не Ñколько, а как. БольшинÑтво людей избегают в общении Ñмотреть в лицо и глаза ÑобеÑеднику, примерно Ñтолько же, когда ÑмотрÑÑ‚, выражают недоверие и критику, так или иначе негативную оценку. Правильно учить людей Ñмотреть в глаза чаще, но еще важнее — Ñмотреть доброжелательно, Ñ Ñ‚ÐµÐ¿Ð»Ð¾Ð¹ поддержкой. Тогда люди Ñами догадаютÑÑ, что когда-то можно глаза отвеÑти (а именно, когда ÑобеÑеднику нужно решить что-то внутри ÑебÑ), вÑе оÑтальное Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ñ€Ð°Ð·Ð³Ð¾Ð²Ð¾Ñ€Ð° чем больше между людьми контакт глаз, тем лучше.
Чтобы заÑлужить репутацию доÑтойного ÑобеÑедника, полезно знать, что такое конфликтогены — и в Ñвоем общении их не иÑпользовать. Категоричные негативные оценки и возражениÑ, упреки и обвинениÑ, жалобы и оправданиÑ, как и в целом общение в кругу негативных тем — помеха качеÑтвенному общению. Ðапротив того, оÑвоенный навык Тотального Да Ñделает ваше Ñлушание одновременно и продуктивным, и приÑтным: ÑобеÑедник будет уверен, что вы его Ñлышите и понимаете, в то Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ ÐºÐ°Ðº вы дейÑтвительно Ñмогли уÑлышать то дельное, что человек хотел Ñказать.
Умелые ÑобеÑедники, ÑлушаÑ, повторÑÑŽÑ‚ оÑновные мыÑли ÑобеÑедника во внутренней речи, а при необходимоÑти уточнить мыÑль повторÑÑŽÑ‚ ее другими Ñловами или придают ей другой оттенок, чтобы ÑобеÑедник мог на Ñто откликнутьÑÑ Ð¸ уточнить Ñвою мыÑль. Ðта техника, извеÑÑ‚Ð½Ð°Ñ ÐºÐ°Ðº внутренний и внешний переводчик, помогает ÑобеÑедникам лучше Ñлышать друг друга и ÑоглаÑовывать Ñвои позиции.
ÐŸÐ¾Ð»ÐµÐ·Ð½Ð°Ñ Ð¼ÐµÐ»Ð¾Ñ‡ÑŒ — иÑпользование знаков ÑлушаниÑ: кивки, «ÑƒÐ³Ñƒ», вÑпышки глазами на те или иные интереÑные или важные моменты в речи ÑобеÑедника, парафраз ÑмыÑла и отражение его чувÑтв.
Ðе важно, Ñ ÐºÐ°ÐºÐ¾Ð³Ð¾ приема вы решите начать тренировать навыки грамотного ÑÐ»ÑƒÑˆÐ°Ð½Ð¸Ñ — вÑе, что вы оÑвоите, будет очень полезным. Тем не менее, Ð´Ð»Ñ Ñ€ÐµÑˆÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ñ€Ð¾Ñ„ÐµÑÑиональных задач первой задачей обычно ÑтавÑÑ‚ оÑвоение нерефлекÑивного ÑлушаниÑ, в течение которого вы приучаетеÑÑŒ вливатьÑÑ Ð¸ вчувÑтвоватьÑÑ Ð² речь ÑобеÑедника Ñ Ð¼Ð¸Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð»ÑŒÐ½Ñ‹Ð¼ ÑобÑтвенным внешним учаÑтием. ОÑвоив нерефлекÑивное Ñлушание, Ñледующим шагом оказываетÑÑ Ð¾Ñ‚Ñ€Ð°Ð±Ð¾Ñ‚ÐºÐ° активного ÑлушаниÑ, в котором Ñлушание вÑе больше превращаетÑÑ Ð² ÑовмеÑтный диалог. Ðктивное Ñлушание по мужÑкому типу, ориентированное преимущеÑтвенно на разум и логику, называетÑÑ Ñ€ÐµÑ„Ð»ÐµÐºÑивным Ñлушанием. Ðктивное Ñлушание по женÑкому типу, ориентированное на чувÑтва и Ð¾Ñ‚Ð½Ð¾ÑˆÐµÐ½Ð¸Ñ Ñлушание от Ñердца к Ñердцу — ÑмпатичеÑкое Ñлушание.
Внешним выражением активного ÑÐ»ÑƒÑˆÐ°Ð½Ð¸Ñ ÑвлÑÑŽÑ‚ÑÑ Ð·Ð½Ð°ÐºÐ¸ ÑлушаниÑ: поворот или наклон тела в Ñторону ÑобеÑедника, кивки, вÑпышки глазами, поддакивание в знак ÑоглаÑиÑ, угуканье в знак ÑлушаниÑ...
Ðктивное Ñлушание по мужÑкому и женÑкому типу
Ðктивное Ñлушание имеет Ñвои гендерные оÑобенноÑти.
Ðктивное Ñлушание по мужÑкому типу, так называемое рефлекÑивное Ñлушание, предназначено в первую очередь Ð´Ð»Ñ Ð´ÐµÐ»Ð¾Ð²Ð¾Ð³Ð¾ ÑÑ‚Ð¸Ð»Ñ Ð¾Ð±Ñ‰ÐµÐ½Ð¸Ñ. Ð’ таком Ñлушании нужно уÑвоить и разумно переработать передаваемую информацию, Ñто Ñлушание Ñодержательное, Ñ Ð²Ð¾Ð¿Ñ€Ð¾Ñами типа: «Ð³Ð´Ðµ, когда, Ñколько, какие обоÑÐ½Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸ что из Ñтого Ñледует?» Разбор, анализ, Ñ€Ð°Ð·ÑƒÐ¼Ð½Ð°Ñ ÐºÑ€Ð¸Ñ‚Ð¸ÐºÐ° и подÑказки — в рефлекÑивном Ñлушании нормальны и приветÑтвуютÑÑ.
ВдумчивоÑÑ‚ÑŒ — внутреннÑÑ Ð¾Ñнова рефлекÑивного ÑлушаниÑ. Владение техникой «ÐŸÐ¾Ð²Ñ‚ори, ÑоглаÑиÑÑŒ, добавь» — показатель оÑвоенноÑти Ñтого ÑÑ‚Ð¸Ð»Ñ ÑлушаниÑ.
Ðктивное Ñлушание по женÑкому типу, так называемое ÑмпатичеÑкое Ñлушание, в большей Ñтепени личное и ориентировано не на ÑобÑтвенно информацию, а на чувÑтва и отношениÑ: «ÐºÐ°Ðº Ñ‚Ñ‹ к Ñтому отноÑишьÑÑ, что Ñ‚Ñ‹ почувÑтвовала», где реплики в целом выполнÑÑŽÑ‚ функцию Ñкорее Ñмоциональной поддержки и ÑочувÑтвиÑ, чем интеллектуального интереÑа.
Развитое вчувÑтвование и грамотный парафраз, обращение к чувÑтвам и отражение чувÑтв — показатель ÑпоÑобноÑти к активному Ñлушанию по женÑкому типу.
УчитываÑ, что преобладающий контингент пÑихологов — женщины, пÑихологи чаще оÑваивают и практикуют активное Ñлушание по женÑкому типу, ÑмпатичеÑкое Ñлушание, отражающее и поддерживающее чувÑтва ÑобеÑедника. Ðналогично, когда пÑихологи обучают родителей, как уÑтанавливать контакт Ñ Ð´ÐµÑ‚ÑŒÐ¼Ð¸ и подроÑтками, они также чаще передают женÑкую модель активного ÑлушаниÑ. Ðто разумно и оправдано, однако Ð¿ÐµÑ€ÐµÐ½Ð¾Ñ Ñтой модели в общение Ñ Ð¼ÑƒÐ¶Ñ‡Ð¸Ð½Ð°Ð¼Ð¸ и в деловую Ñферу будет уже ошибочным, вызовет непонимание и протеÑÑ‚. Мужчинам на работе нужно по делу, а не про чувÑтва.
Ð’Ð¸Ð´ÐµÐ¾ÐºÑƒÑ€Ñ Ð¿Ñ€Ð¾Ñ„. ÐÐ¸ÐºÐ¾Ð»Ð°Ñ Ð˜Ð²Ð°Ð½Ð¾Ð²Ð¸Ñ‡Ð° КОЗЛОВÐ
«Ð˜ÑкуÑÑтво умного общениѻ
Ð’ курÑе 8 видеоуроков. ПоÑмотреть >>