Уровень развития личности школьника - проект Ильина
B.C. Ильин, в 1987 г. выÑтупил Ñ Ð¿Ñ€Ð¾ÐµÐºÑ‚Ð¾Ð¼ оценки ÑƒÑ€Ð¾Ð²Ð½Ñ Ñ€Ð°Ð·Ð²Ð¸Ñ‚Ð¸Ñ Ð»Ð¸Ñ‡Ð½Ð¾Ñти школьника. По его мнению, Ñтих уровней вÑего четыре: выÑший, выÑокий, Ñредний и низкий.
​​​​​​​ВыÑший уровень, в ÑоответÑтвии Ñ Ð´ÑƒÑ…Ð¾Ð¼ времени, отличалÑÑ Â«ÑƒÐ±ÐµÐ¶Ð´ÐµÐ½Ð½Ð¾Ñтью превоÑходÑтва Ñоциализма над капитализмом, в правильноÑти политики, которую выработала Ð¿Ð°Ñ€Ñ‚Ð¸Ñ Ð¸ предложила народу, в необходимоÑти учением, трудом, поведением ÑпоÑобÑтвовать уÑкорению Ñ€Ð°Ð·Ð²Ð¸Ñ‚Ð¸Ñ Ð½Ð°ÑˆÐµÐ³Ð¾ общеÑтва, интереÑÑ‹ общеÑтвенные Ñтавить выше личных. Они (люди Ñтого уровнÑ. – О. Л.) ÑамоÑтоÑтельно определÑÑŽÑ‚ Ñвой жизненный путь труженика и общеÑтвенного деÑтелÑ, ÑамоÑтоÑтельно ÑтавÑÑ‚ цель деÑтельноÑти и поведениÑ, находÑÑ‚ творчеÑкие ÑпоÑобы их доÑтижениÑ, Ð²Ñ‹Ñ€Ð°Ð¶Ð°Ñ Ñтим полноту Ñвободы ÑоциалиÑтичеÑкого образа жизни...». Далее Ñледуют целеуÑтремленноÑÑ‚ÑŒ, организованноÑÑ‚ÑŒ, ÑпоÑобноÑÑ‚ÑŒ к волевому напрÑжению, ÑклонноÑÑ‚ÑŒ к ÑамовоÑпитанию и Ñамообразованию, ответÑтвенноÑÑ‚ÑŒ, трудолюбие, инициатива. И прочее. Ð’Ñ‹Ñокий уровень: «УчащиеÑÑ Ð½Ðµ проÑвлÑÑŽÑ‚ выÑокой активноÑти, еÑли нет внешних Ñтимулов, в учении, в труде, в отÑтаивании коллективных интереÑов, в определении Ñвоего жизненного пути...». И тому подобное, вплоть до недоÑтатка уÑтойчивоÑти к негативным ÑвлениÑм и Ñ€Ð°Ð²Ð½Ð¾Ð´ÑƒÑˆÐ¸Ñ Ðº общеÑтвенной деÑтельноÑти. УчащиеÑÑ Ñреднего уровнÑ, Ñ…Ð¾Ñ‚Ñ Ð¸ ориентируютÑÑ Ð² важнейших политичеÑких ÑобытиÑÑ… и знакомы Ñ Ð½Ð¾Ð²Ñ‹Ð¼ курÑом политики партии, но «Ñти Ð·Ð½Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð½Ðµ ÑоотноÑÑÑ‚ Ñо Ñвоими ÑобÑтвенными учением, трудом и поведением. ИнтереÑÑ‹ личные у них превалируют над общеÑтвенными». Конечно, они быÑтро поддаютÑÑ Ð¾Ñ‚Ñ€Ð¸Ñ†Ð°Ñ‚ÐµÐ»ÑŒÐ½Ñ‹Ð¼ влиÑниÑм, Ð·Ð½Ð°Ð½Ð¸Ñ Ñƒ них фрагментарные, ÑƒÐ¼ÐµÐ½Ð¸Ñ â€“ разрозненные. ЕÑтеÑтвенно, учащиеÑÑ Ð½Ð¸Ð·ÐºÐ¾Ð³Ð¾ ÑƒÑ€Ð¾Ð²Ð½Ñ Ð¾Ñ…Ð°Ñ€Ð°ÐºÑ‚ÐµÑ€Ð¸Ð·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ñ‹ еще хуже. СпекулÑтивноÑÑ‚ÑŒ Ñтих критериев очевидна, но главный иÑточник опаÑноÑти ÑоÑтоит в том, что, раÑÐ¿Ð¾Ð»Ð°Ð³Ð°Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ð¾Ð±Ð½Ñ‹Ð¼ опиÑанием уровней ÑформированноÑти личноÑти, «клаÑÑный руководитель иÑпользует приведенные характериÑтики как критерии личноÑти каждого школьника в целом... Ñводит их в единую карту воÑпитанноÑти... Ñ Ð¾Ñ†ÐµÐ½ÐºÐ°Ð¼Ð¸ по четырехбалльной ÑиÑтеме: выÑший уровень – 5, выÑокий – 4, Ñредний – 3, низкий – 2. ПоÑле ÑоÑÑ‚Ð°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ ÐºÐ°Ñ€Ñ‚Ñ‹ воÑпитанноÑти клаÑÑным руководителем она уточнÑетÑÑ (доводитÑÑ) Ñ ÑƒÑ‡Ð¸Ñ‚ÐµÐ»Ñми, работающими в клаÑÑе, затем Ñ Ð°ÐºÑ‚Ð¸Ð²Ð¾Ð¼ клаÑÑа и обÑуждаетÑÑ Ð² коллективе клаÑÑа...».
Критика: Лишин О.В.
ПолучалоÑÑŒ, что отметки по «прилежанию» и «поведению» подменÑлиÑÑŒ произвольной по ÑущеÑтву, но неÑравненно более впечатлÑющей по форме оценкой «ÑформированноÑти личноÑти», Ñопровождающей школьника до выпуÑка.
Ртеперь предÑтавьте: ваш Ñын или дочь, не Ð½Ð°Ð¹Ð´Ñ Ð¾Ð±Ñ‰ÐµÐ³Ð¾ Ñзыка Ñ ÐºÐ»Ð°ÑÑным руководителем, получает низкую оценку Ñ€Ð°Ð·Ð²Ð¸Ñ‚Ð¸Ñ Ð»Ð¸Ñ‡Ð½Ð¾Ñти. Возражать, из-за отÑутÑÑ‚Ð²Ð¸Ñ ÐºÑ€Ð¸Ñ‚ÐµÑ€Ð¸ÐµÐ², беÑполезно. Ведь доказать, что ребенок не иÑкал творчеÑких ÑпоÑобов Ð²Ñ‹Ñ€Ð°Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñвободы ÑоциалиÑтичеÑкого образа жизни и проÑвлÑл равнодушие к общеÑтвенной деÑтельноÑти, ÑƒÑ‡Ð¸Ñ‚ÐµÐ»Ñ Ð¼Ð¾Ð³ÑƒÑ‚ Ñ Ñ‚ÐµÐ¼ же уÑпехом, Ñ ÐºÐ°ÐºÐ¸Ð¼ вы будете утверждать обратное. Ðо на Ñтороне педагогов – формальные права, клеймо недоразвитоÑти личноÑти на ребенке оÑтанетÑÑ.