Воспитание (не)самостоятельности: зарисовки из жизни

01 января 2010 г. в 09:35

Автор: Алексей Мельников

Выпускник Университета практической психологии

 

Спортивная секция единоборств. Начало занятий, в раздевалку вбегают радостные 6-8-летние ребята и девчонки. Редко у кого в руках или за спиной рюкзачки со спортивной амуницией - в большинстве случаев форму несут родители, бабушки, дедушки. Понятно, что старшие за них делают все. Кто-то ставит детей на кресла и начинает переодевать, торопя и подгоняя - дети только успевают поднимать руки, ноги, послушно давая снимать одежду. Затем на них одевают форму, а они радостные и не очень (после услышанных слов: "Чего копаешься!", "Ну, ты что, уснул?", "Давай быстрей!" и т. д.) начинают носиться по вестибюлю, а родители, сложив и повесив их одежду, продолжают "воспитание": "Прекрати бегать!", "Ты как себя ведешь?", "А, ну-ка, прекрати!" и т. п.

Дети унеслись на тренировку, родители переводят дух и восстанавливают силы. Тренировка завершается, в раздевалку снова вваливается толпа раскрасневшихся, потных и довольных ребятишек... Как встречают их родители? "Давай быстрей!", "Чего копаешься!", "Я сейчас уйду, если не будешь слушаться!" - и при этом снова все делают за них. Дети стоят, родители вокруг них трудятся.

Это - неправильно. Нести свою форму дети могут сами. Раздеваться и одеваться ребята умеют. Это наши руки, обгоняя нашу голову, тянутся сделать их работу за них. Это мы, родители, спешим, опаздываем, поэтому их и подгоняем, торопим, срываемся на наших любимых детишек.

Что движет родителями, если они тратят свое время (и деньги) и водят своих детей на тренировки? Не сомневаюсь, - любовь, желание привить самостоятельность, дисциплину и ответственность. Что будет результатом таких родительских усилий? Видимо, все-таки что-то другое: уверенность детей, что родители обязаны их обслуживать.

Можно ли все это делать по-другому? Можно. Я это видел. Эти родители с ребенком приходили чуть раньше. У мальчика за спиной был ранец, в котором лежала форма. Его не торопили, когда он переодевался. Снимал он все сам. Аккуратно сам складывал свою одежду. Самое главное, его не одергивали, не ругали, а терпеливо находились рядом с ним. С ним разговаривали, шутили. Помогали ему? Да, но только когда он обращался с просьбой сам и в отношении того, чего он сам пока не мог.

Повесить куртку на вешалку - действительно не может, слишком высоко. Правильно завязать форму - да, с этим он пока не справляется, родители помогают.

Все остальное ребенок делает сам. Не быстро, но родители его не одергивали: ждали, подсказывали, похваливали. Конечно, пока он уходил последний, но ведь одевался и складывал свои вещи он сам! И свою спортивную форму (пусть часть ее), но он сам в своем ранце - и делал это с гордостью. Возможно, его родителям требуется больше терпения, но они работают на перспективу, на его самостоятельность.

Глядя на этот пример, я тоже решил последовать такому поведению. Дал себе задание: сдержать свои руки и дать возможность сыну самостоятельно решить задачу сушки головы. После тренировки все мокрые, и обычно сын просит меня сушить ему голову феном. А в этот раз я говорю: "Давай-ка попробуй сам - ты справишься!" Он сам вставил вилку в розетку (старался!), включил фен и начал сушить голову. Ну, пока делал он неловко и одной рукой. Не страшно, научится. Я ему подсказал: "Если второй рукой будешь помогать и ворошить волосы - дело пойдет быстрее! Раз две руки, и обе твои - используй их полностью!" Он начал ерошить свои волосы двумя руками, дело пошло веселее, и вскоре вполне довольные мы оба шли домой.

Я шел и думал: если мы хотим воспитать своих детей и тратим на это часы иногда впустую, то глупо не потратить лишние минуты, чтобы дети действительно получили уроки самостоятельности. А мы с ними станем - ближе, станем - друзьями!

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Послушный или самостоятельный?"
01 янв. 2010 г.
Послушным я называю человека, который считает, что объективно(!) существует некая правильная мораль и следующие из неё должные нормы поведения.
0Подробнее →
Картинка к "Армейский стиль воспитания и воспитание самостоятельности"
01 окт. 2022 г.
Вопреки распространенному мнению, свободное воспитание, предоставление ребенку полной самостоятельности вовсе не приводит к развитию самостоятельности. Ребенок, которому вы предоставили полную самостоятельность - это просто ребенок, предоставленный для любых других влияний. А кто отвечает за то, какими они будут?
Картинка к "Как договариваться с ребенком"
10 сент. 2018 г.
Ребенок воспринимает все ваши наставления в штыки, и в итоге все равное поступает по-своему, или вообще ничего не делает. Как правильно действовать родителям?
Картинка к "Как помочь ребенку стать самостоятельным"
01 янв. 2010 г.
Наивно ожидать, что ребёнок будет до какого-то возраста послушно делать всё, что ему говорят взрослые, а потом, в один прекрасный день,
Картинка к "Мой ребенок должен быть самостоятельным. Как этого добиться?"
01 янв. 2010 г.
Чтобы ребенок привыкал действовать самостоятельно, нужно позаботиться о трех условиях: 1. Собственное желание ребенка. 2. Препятствие на пути к предмету желания, которое ребенок может преодолеть. 3. Длящееся вознаграждение! Эта идея гениальна, но как ее осуществить в жизни, не всегда понятно сразу.
Картинка к "Воспитание ответственности и самостоятельности - вопросы и ответы"
01 янв. 2010 г.
Дети любят самые разнообразные игры, особенно если в них участвуют взрослые. Поэтому желательно превращать ситуацию обучения в деятельность, носящую характер развлечения. Игра повышает восприимчивость ребенка к тем действиям, к которым вы пытаетесь его приобщить.
Картинка к "Знать и понимать ребенка. Ситуация 10"
01 окт. 2022 г.
Послушание, опирающееся на сознание ребенка, содействует развитию волевых качеств, готовит растущего человека к умению управлять своими желаниями.