Воспитать в себе воспитателя

01 января 2010 г. в 07:37

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

 

 

Воспитывать детей нормальным родителям не хочется и не интересно: детей хочется просто любить. Хочется ими любоваться, хочется с ними играть, хочется поддерживать их в их начинаниях. Однако рано или поздно воспитывать детей — приходится, по крайней мере нужно удерживать детей от того, что элементарно опасно для них или окружающих.

Ребенок должен понять, что на дорогу с транспортом ни при какой игре выбегать нельзя, за столом нужно кашу есть ложкой, а не руками, а решать спорные вопросы в игре нужно вначале просьбами, а не сразу дракой. В конце концов, маленького ребенка нужно приучить писать в горшок, а не как попало.

А это уже — воспитание.

Эта мама занимается на Дистанции. А вы?
Эта мама занимается на Дистанции. А вы?

Науку воспитания детей освоить можно, но на практике для большинства обычных родителей эта роскошь недоступна. Наука воспитания требует подготовки, и осваивать ее нужно очень поэтапно, от простого к сложному.

Первый этап — воспитание себя. Второй этап — управление ребенком. И только третий этап — воспитание детей.

Рассказывать воспитательные технологии обычным родителям — дело бессмысленное: ребенок сложнее телевизора, а уже ремонт сложной бытовой техники мы доверяем все-таки профессионалам. Дай бог нам научиться хотя бы грамотно пользоваться пультом, дай бог нам хотя бы грамотно управлять растущим ребенком: не у всех хватает нервов быть разумными, когда любимый ребенок так жалобно нам плачет; очень непросто оставаться любящими, когда этот монстр устраивает нам дикие истерики. Будем реалистами: вспомним, что большинство родителей своих детей как либо осознанно не воспитывают и воспитывать, по сути, не могут, поскольку живут в основном неосознанно и действуют импульсивно.

Итак, уважаемые родители, определяйтесь: вы хотите освоить воспитание ребенка или управление им? Для того, чтобы ребенка благополучно вырастить, достаточно управления. Воспитание — дело исключительно достойное, но мало кому по зубам, тут требуется или врожденный талант, или годы учебы и тренировок. Если в цифрах — ну, предположим 720 учебных часов, и вас можно пускать к детям в качестве приличного педагога. Вы можете похвастаться, что готовы на обучение себя как воспитателя ребенка выделять такое время? Что будете всерьез учиться? На это подписываются единицы. Реалистичнее, все-таки — управление ребенком. Это дешевле и практичнее. У вас будет расти вполне управляемый ребенок, вас не беспокоящий, а скорее радующий, а воспитает его окружение: телевизор, одноклассники и интернет.

Не стройте иллюзий — так живет 98 семей из 100. Чтобы стать исключением и стать воспитателем своих детей, нужно действительно стать исключением и научиться себя воспитывать. Научиться работать над собой. Вы к этому готовы? Нам кажется, в этом смысл есть в любом случае: если вы не воспитаете как следует своих детей, возможно, вы воспитаете хотя бы своих внуков. А если не выйдет с внуками, вы хотя бы воспитаете себя. Это уже — великое достижение!

Л.Н. Толстой нам в помощь: «Воспитание представляется сложным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, а воспитать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймешь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос: как надо самому жить?»

Итак, займитесь самовоспитанием и по возможности не трогайте детей, не мешайте им жить. По мере успехов и жизненных нужд постепенно переходите ко все более активному управлению детьми. А когда дети у вас станут послушными, вы уже можете их воспитывать. И даже как-то отвечать за результаты собственного воспитания.

  • Воспитание детей
  • Автор Н.И. Козлов
  • +

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Если мы не управляем детьми, они начинают управлять нами"
01 окт. 2022 г.
Семья — это малая группа, и этой малой группой управляют родители. Точнее, должны управлять родители, потому что по факту это происходит далеко не всегда.
0Подробнее →
Картинка к "Какими мы хотим видеть наших детей?"
01 янв. 2013 г.
Задача максимум в воспитании — воспитать детей такими, чтобы они сами воспитали детей, которые будут такими же.
Картинка к "Методы воспитания нужно подбирать «под рост» родителей"
01 янв. 2004 г.
Родителей можно разделить на три категории: «проблемные», «обычные (средние) родители» и «продвинутые родители».
Картинка к "Нравственное состояние современного российского общества"
01 янв. 2012 г.
На основе выводов философов, экономистов, психологов, юристов, социологов и др. определен моральный уровень российского общества начала XXI в. - "моральная деградация"; используются разработанные количественные показатели - индекс нравственного состояния общества (ИНСО), на основе которого прослеживается динамика эволюции российского общества в годы реформ; отмечаются причины и последствия падения нравов; намечаются пути духовного возрождения как ключевого фактора и предпосылок оздоровления экономики и в целом духовного возрождения нации.
Картинка к "Самовоспитание"
01 мар. 2013 г.
Самовоспитание — воспитание себя, работа над своей личностью. 
Картинка к "Воспитание детей"
01 янв. 2002 г.
Если детей не воспитывать, они так или иначе воспитаются сами, но с каждым поколением уровень будет немного ниже. 
Картинка к "Воспитательные подходы и технологии"
01 янв. 2013 г.
Когда начинать воспитание? С одной стороны — чем раньше, тем лучше: «Чтобы мальчик стал джентльменом — его дедушка должен быть им». С другой стороны, воспитание — настолько ответственный предмет, что едва ли тут можно торопиться. Скорее, тут стоит много раз подумать, прежде чем что-то предпринимать.