Воспитательные подходы и технологии

01 января 2013 г. в 12:21

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

 

 

Когда начинать воспитание? С одной стороны — чем раньше, тем лучше: «Чтобы мальчик стал джентльменом — его дедушка должен быть им». С другой стороны, воспитание — настолько ответственный предмет, что едва ли тут можно торопиться. Скорее, тут стоит много раз подумать, прежде чем что-то предпринимать.

Действительно, воспитывать ребенка — это как? Как в любом сложном деле, в деле воспитания ребенка есть свои подходы и принципы, стратегии и тактики, методы и приемы. И, как в любом сложном деле, вся эта наука «обычному пользователю» недоступна, точнее, осваивать ее нужно очень поэтапно, от простого к сложному.

Первый этап — воспитание себя. Второй этап — управление ребенком. И только третий этап — воспитание детей. См.→

Методы воспитания нужно подбирать «под рост» родителей. Пока родители дикие, их попытки воспитывать детей обычно приводят только к негативным последствиям, и таким родителям, если они действительно хотят добра детям (да и себе), лучше заняться воспитанием себя и поменьше приставать к детям. Традиционные рекомендации «старайтесь понимать детей», «разговаривайте с детьми», «учитесь слушать детей», «просто дружите с детьми» — вполне разумны, поскольку отвлекают таких неумелых родителей от воспитательного процесса, к которому они по факту неспособны, и ориентируют на вполне полезные дела, которые помогают и им самим, и их детям.

Итак, если вы не большой специалист в воспитании детей, то для начала займитесь самовоспитанием и по возможности не трогайте детей, не мешайте им жить. По мере успехов и жизненных нужд постепенно переходите ко все более активному управлению детьми. А когда детьми у вас станут послушными, вы уже можете их воспитывать. И даже как-то отвечать за результаты собственного воспитания.

Типы воспитания, модели воспитания

Говоря о типах воспитания, в первую очередь пишут о таких типах, как потворствующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение, доминирующая гиперпротекция, повышенная моральная ответственность, безнадзорность, жестокое обращение.

Это наиболее распространенные 6 типов воспитания. Более широкий список из 10 типов, это: гипопротекция, доминирующая гиперпротекция, потворствующая гиперпротекция, потворствующая гипопротекция, воспитание в культе болезни, эмоциональное отвержение, жестокое отношение, повышенная моральная ответственность, противоречивое воспитание и воспитание вне семьи. См.→

Достаточно очевидно, что это все типы проблемного воспитания. Это не то, что родители выбирают, это то. что у проблемных родителей получается. Нередко пишут, что этим типам проблемного воспитания противостоит авторитетное воспитание: комбинация теплоты и относительно строгого контроля за ребенком, однако такого контроля, который понятен ребенку и осуществляется четко и последовательно, так что дети знают, чего им ждать, если они нарушили установленные родителями правила. То есть проблемных типов воспитания много, а правильное воспитание — одно: «авторитетное воспитание». Так ли это? К сожалению, это не так.

Те (редкие) родители, которые к воспитанию подходят осознанно, которые думают о воспитании детей, которые выбирают, подбирают под себя и под ребенка свой стиль и способ воспитания — также стоят перед выбором. Осознанное воспитание — это не одна, а разные модели воспитания, каждая из которых имеет свои особенности, свои плюсы и минусы. Не очевидно, что жесткое воспитание не может быть осознанным и когда-то адекватным выбором, многих родителей привлекает модель естественного воспитания с практически отсутствием социальных запретов, но даже относительно свободное воспитание с разумными ограничениями может быть в разной степени директивным. А как — правильно? Мы можем предложить свое описание основных моделей воспитания и свои комментарии. Надеемся. что наши лучшие в мире читатели сделают свой. самый правильный выбор!

Принципы и подходы в воспитании детей

Свои принципы и подходы у мужчин и женщин, в разных культурах и традициях, все это зависит от целей воспитания и общей жизненной философии, плюс всегда нужно учитывать особенности возраста. Значит, нужно разбираться! См.

Тактики и методы воспитания

Тактики и арсенал методов — это преимущественно мужской подход. Женщины не склонны мыслить в этом ключе, они воспитывают ребенка в первую очередь своим отношением к нему. Однако мыслить иногда и по-мужски — вещь полезная. См.→

Ребенок: развитие, воспитание, перевоспитание, управление

Это совсем разные задачи и существенно различные методы. Поймите, что вам нужно, и не путайте пожалуйста! См.

  • Технологии воспитания ребенка
  • Автор Н.И. Козлов

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Модели воспитания: запреты и предписания"
03 февр. 2014 г.
Модели воспитания — это стабильные отношения между старшими и младшими.
6Подробнее →
Картинка к "Принципы и подходы в воспитании детей"
01 янв. 2010 г.
Воспитывая ребенка, нужно иметь в виду, что ребенок - активный и живой, и в большей степени решает свои задачи, нежели воспитывается нами.
Картинка к "Ребенок: развитие, воспитание, перевоспитание, управление"
01 окт. 2022 г.
Воспитание ребенка, перевоспитание ребенка, управление ребенком - это совсем разные задачи и существенно различные методы. Поймите, что вам нужно, и не путайте пожалуйста!
Картинка к "Воспитание детей"
01 янв. 2002 г.
Если детей не воспитывать, они так или иначе воспитаются сами, но с каждым поколением уровень будет немного ниже. 
Картинка к "Воспитание, которого лучше бы не было: типы проблемного воспитания"
01 июл. 2012 г.
Типы воспитания определяются следующими чертами родительского поведения. Первая — любовь и теплота. Теплое или холодное отношение родителя к ребенку влияет на многие стороны воспитания детей; ряд исследований доказывает его важность для формирования детского поведения. Вторая черта родительского поведения — степень контроля за ребенком; она варьирует от авторитарного стиля до вседозволенности. Третья характеристика, выделяемая исследователями не столь четко, связана с такими феноменами, как избыточная опека, родительская тревога и избалованность детей. В своем крайнем выражении она включает бурные эмоциональные отношения с ребенком, мешающие родителю рассуждать трезво, и восприятие ребенка в качестве своего продолжения.
Картинка к "Воспитать в себе воспитателя"
01 янв. 2010 г.
Рано или поздно воспитывать детей приходится, по крайней мере нужно удерживать детей от того, что элементарно опасно для них или или окружащих.
Картинка к "Жить душой ребенка"
19 июн. 2014 г.
«Где твоя душа?» - один из самых простых вопросов, отвечающих на вопрос: «Кого ты любишь?». Если твоя душа - в твоих делах, ты думаешь в первую очередь и при любой возможности о них, о работе и делах - ты любишь в первую очередь работу. А своих детей - после работы. Если ты думаешь в первую очередь о детях, именно о них вспоминаешь при любом удобном случае - значит, ты любишь в первую очередь своих детей...