Автор: Н.И. Козлов

Взгляд: как смотреть на собеседника?

Российский журналист и телеведущий Владимир Соловьёв на одном из своих выступлений поделился наблюдением, как нужно смотреть на человека, чтобы оказаться для него хорошим собеседником: «Во время разговора смотрите человеку в правый глаз».

Прав ли он?

Владимир Соловьев прав частично. В чем он прав?

Если во время разговора у вас бегают глаза, это заставляет собеседника сомневаться в вашей искренности. Но когда вы не знаете, где остановить взгляд на лице собеседника и переводите свой взгляд туда-сюда, у вас как и получаются бегающие глаза. А когда вы сфокусировали свой взгляд на определенной точке, ваши глаза перестают бегать, движения становятся более спокойными. Вы создаете впечатление уверенного в себе человека, который знает, что говорит и умеет слушать.

Далее. Почему лучше смотреть человеку в правый глаз, а не в левый? (Уточнение: правый – это как видим мы, с нашей точки зрения. С точки зрения собеседника это у него левый глаз). Когда мы смотрим человеку в его правый глаз, для собеседника наша голова поворачивается своей левой стороной. А профессионалы знают, что именно такой поворот создает ощущение взаимного доверия и предложения более близких отношений. Если же вы смотрите влево, ваша голова повернута к собеседнику своей правой стороной, а это создает у него ощущение вашей закрытости.

Итого: если хотите создать между собой и собеседником скорее официальные отношения и большую дистанцию, смотрите ему в левый глаз. Если хотите создать более близкие отношения и вызвать у него ощущение доверия к вам – лучше смотреть в правый глаз.

Это верно. Но одновременно с этим это ошибочная рекомендация, потому что ваш взгляд не должен быть смотреть ни в правый, ни в левый глаз. Когда вы смотрите на любую фиксированную точку на лице собеседника, вы не видите общее выражение его лица. Вы можете пропустить мгновенную смену его эмоций, а это недопустимо!

Надо смотреть на лицо собеседника в принципе по-другому. Как?

Во-первых, надо смотреть на лицо целиком, как будто вы смотрите на лист бумаги A4. Вы умеете смотреть широким взглядом, ловя общее впечатление. Когда подруга показывает вам свой новый наряд, вы не будете рассматривать на ней каждую отдельную пуговицу, отдельно цвет верха и цвет низа: вы смотрите на общую картину, смотрите как это выглядит целиком.

Примерно так же смотрит опытный водитель на дорогу. У водителя немного расфокусированный взгляд, он смотрите не на конкретную точку, а на дорогу в целом.

Вам нужно привыкнуть смотреть так же на ваших собеседников: в этом случае у вас не будут бегать глаза, но вы будете видеть лицо собеседника целиком и можете мгновенно реагировать на любое его микродвижение.

А теперь уточняем.

В зависимости от ваших задач вы можете смотреть на лицо собеседника и шире, и уже.

В начале беседы, чтобы поймать его общее состояние, лучше держать максимально широкий взгляд, а именно отслеживать большой треугольник. Основание треугольника – линия плеч, вершина треугольника – голова собеседника. Внутренняя уверенность собеседника, его статусность, расположенность к вам всегда будет отражаться в этом треугольнике: голова наклонена или стоит прямо, поворачивается к вам левой или правой стороной, вжата в плечи или статусно приподнимается.

Когда же вы переходите к решению уже конкретных вопросов, лучше свое внимание держать внутри малого треугольника. Наверху линия бровей, а ниже треугольник сужается от глаз к крылышкам ноздрей и рту.

Возможно, это будет скорее трапеция, потому что вам нужно отслеживать и уголки рта.

И внутри этой фигуры, где вы одновременно видите лоб, брови, уголки глаз, шевеление крылышек носа и тонкие движения губ – в границах этой фигуры сосредоточено все богатство эмоций. Пока ваше внимание сосредоточено в этом малом треугольнике, вы будете понимать и чувствовать эмоции собеседнику быстрее, чем он их будет понимать и чувствовать сам.

Учитесь этому широкому, расфокусированному взгляду. Куда вы смотрите? На собеседника. Куда конкретно? На его лицо. Еще конкретнее? На его лицо. Целиком!

Статьи по теме:
Зрительный контакт
Зрительный контакт

Зрительный контакт - встреча взглядов. Как в любой встрече, кто-то является ее инициатором, но если...

5
Зрительный контакт: области внимания
Зрительный контакт: области внимания

Зрительный контакт - это ключевой навык способствующий эффективной коммуникации. Умение устанавливат...

0
Зрительный контакт: прямой взгляд, смотреть в глаза
Зрительный контакт: прямой взгляд, смотреть в глаза

По имеющимся исследованиям, во время общения лю ди смотрят глаза-в-глаза от 20 до 50% времени. Влюбл...

22
Статус
Статус

Статус, ранг - высокое положение, право доминировать над окружающими.

0
Категории: