Закономерности волевой памяти

Закономерности волевой (произвольной) памяти изучены в экспериментах лучше всего. Рассказывать о них долго, получится целый том. Поэтому просто перечислим некоторые из тех открытий, которые сделали ученые. Сравним их со своим опытом запоминания.

Это интересное занятие.

1.

​​​​​​​​​​​​​​Трудность запоминания растет не пропорционально объему. Чтобы запомнить двадцать строк, надо не в два раза больше времени, чем на десять строк, а гораздо больше. Но чем больше объем заучиваемого материала, тем дольше сохраняется он в памяти! Большой отрывок прозы выгоднее учить, чем короткое изречение.

2.

При одинаковой работе количество запоминаемого тем больше, чем выше степень понимания. В опыте пятнадцать бессмысленных слогов пришлось повторять двадцать раз, пятнадцать отдельных слов — восемь раз; пятнадцать слов, связанных по смыслу, — только три раза.

3.

После того как материал удалось по памяти воспроизвести, можно вреде бы и кончать работу. Дополнительные повторения избыточны. Но эти избыточные повторения резко увеличивают сохранность материала в памяти и качество сохранения.

4.

Распределенное заучивание лучше концентрированного. Это значит, что лучше учить с перерывами, чем подряд. Лучше учить понемногу (по десять—пятнадцать минут) много дней, чем помногу (полчаса-час) один-два дня. Если варьировать перерывы между упражнениями, можно найти лучшее для нашей памяти распределение. Надо провести над собой опыты. Чем больше и сложнее материал, тем преимущества распределенного во времени учения становятся значительнее.

5.

До шестнадцати строк текста выгоднее учить целиком.

6.

Когда учат по частям, доходят до конца и «собирают» все вместе, то кажется, будто возникла совсем новая задача и все надо начинать сначала. Появляется разочарование, вся работа разлаживается, результаты ухудшаются. Этой временной трудности нельзя поддаваться, потому что она обязательна для всех, и обойти ее нельзя.

7.

Если просто много раз подряд читать текст, то через четыре часа останется в памяти примерно шестнадцать процентов его. Если же тратить пятую часть времени на повторения, то через те же четыре часа останется в памяти девятнадцать процентов. Потратить две пятых времени на повторение — останется двадцать пять процентов.

Чем большую часть времени тратим мы на повторение по памяти, а не на простое многократное чтение, тем выгоднее.

8.

Из двух материалов — большего и меньшего — выгоднее начинать учить с большего.

9.

Результаты самой первой попытки воспроизвести материал по памяти очень устойчивы, даже если мы воспроизвели неправильно. Первая попытка имеет решающее значение, вторая— важна, третья и четвертая лишь немного улучшают результат, пятая обычно не нужна.

10.

Если во время отдыха между заучиванием и повторением мы спали, то материал почти не забывается. Если бодрствовали, занимались другими делами, то за это же время он забудется. Во сне человек не запоминает — но и не забывает, потому что забывание — тоже, видимо, работа...

Статьи по теме:
Природа непроизвольной памяти
Природа непроизвольной памяти

С самого рождения начинает действовать наша память и действует безостановочно всю жизнь. А с какого-...

0
Память работает, если есть цель, действие и применение
Память работает, если есть цель, действие и применение

Знаменитому разведчику Николаю Кузнецову предстояло пробраться в занятый фашистами город под видом л...

0
Волевое запоминание
Волевое запоминание

Никуда от этого не денешься! — только волевое, преднамеренное, произвольное запоминание, только изуч...

0
Учение с увлечением. Советы школьникам
Учение с увлечением. Советы школьникам

Как повысить интерес к учебе. Как сосредоточить внимание. Тренируем внимание. Тренируем память. Скол...

0
Учить наизусть - вредно
Учить наизусть - вредно

Как бы ни было трудно учить наизусть, но во много раз труднее думать, понимать, строить мысленные мо...

1
Как развивать свою память?
Как развивать свою память?

У каждого человека все типы развиты по-разному, как правило, наиболее развит один или два, реже три,...

0
Категории: