Автор: Н.И. Козлов

Жить душой ребенка

"Где твоя душа?" - один из самых простых вопросов, отвечающих на вопрос: "Кого ты любишь?". Если твоя душа - в твоих делах, ты думаешь в первую очередь и при любой возможности о них, о работе и делах - ты любишь в первую очередь работу. А своих детей - после работы. Если ты думаешь в первую очередь о детях, именно о них вспоминаешь при любом удобном случае - значит, ты любишь в первую очередь своих детей.

Учитывая, что большинство мужчин действительно ставят работу по приоритетам выше, чем семью и детей, можно согласиться с тем, что жить душой ребенка - это преимущественно женский способ жизни.

Но жить душой ребенка может быть не только способом жизни, но и стилем воспитания. Многие мужчины на самом деле очень любят своих детей, заботятся о них и много думают о их воспитании, но думают об этом - по-взрослому и по-мужски. Не по детски.

Дано - ребенок. Задано - воспитать из него человека. Имеющиеся технологии - следующие... План работы - таков...

Прекрасный подход, но в нем иногда не хватает углубленного понимания детских особенностей и детской души. То, что кажется понятным и очевидным взрослому, может быть совсем не понятным ребенку. Ребенок не умеет то, что умеем мы, взрослые, у него другие желания, он хорошо знает, что такое его Хочу и обычно плохо понимает, что такое Надо. Дети любят вредный Спрайт и не любят делать работу над ошибками... Если этого не понимать, если относиться к ребенку как к недоделанному взрослому, ребенок может закрыться, и ваше "воспитание" будет топорным и неадекватным.

О важности этого писал Ш. Амонашвили: воспитателю обязательно "проживать в ребенке детство", не бояться расслабиться и "включить" ребенка, сидящего у вас внутри - тогда все проблемы и вопросы, с которым сталкивается ребенок, вам становятся доступными и понятными с детской точки зрения. Тогда вам открывается способ, при помощи которого можно сделать доступными для ребенка "взрослые" вещи.

Также, исследования показали, что главная и практически единственная черта, делающая студента в будущем хорошим детским психологом - это то, помнит ли студент сам свое детство, не потерял ли он в себе детские воспоминания и детские черты. Если в студенте его детство живет - он с ребенком контакт всегда найдет. Если он свое детство забыл, детство свое потерял - он может быть мудрым педагогом, но естественный контакт с ребенком для него затруднен.

Однако тут есть тонкая грань: если детские особенности понимать настолько, что процессом взаимодействия начинают управлять уже не взрослые, а дети, диктуя родителям свои особенности и настаивая, что родители должны их учитывать (читай - им подчиняться), то "жить душой ребенка" превращается в "жить под властью ребенка". Если родители верят в позитивное начало своих детей, их это вполне устраивает и превращается в официальную идеологию "Я своих детей не воспитываю, я с ними - живу!"

Вот, например, философия одной мамы, выражающей позицию многих мам: "Я мама двоих детишек. К своим 26-ти годам поняла наверняка: ребенок уже с первого своего дня жизни - личность. С самого рождения ребенок чувствует и физический и душевный (дис-)комфорт. Мы - мамы и папы - даны ему не для того, чтобы "воспитывать" его. Порой дети сами нас (пере-)воспитывают. Мы для своих детей - зеркало, зеркало их чувств. Именно родителям (или в первую очередь родителям) дано научить детей понимать и выражать свои чувства. А это так важно и для взрослого, и для ребенка - уметь понимать себя, знать, чего ты хочешь, и в конечном счете - просто для счастья!"

Как относиться к такому подходу? Иногда это допустимо и даже мудро, иногда - слабо и плохо. Если родители сами живут криво и одновременно с этим пытаются (так же криво) воспитывать своих детей, то у детей две неприятности: такие родители и то, что они их воспитывают. Если родители живут сами кое-как и им не до детей, не до их воспитания, это бывает по-своему неплохо. Да, ничему не учат, но хотя бы и жить не мешают.

Если родители толковые, сами живут светло и красиво, и воспитывают детей не словами и поучениями, а примером своей жизни, своим отношением к жизни и к людям - это мудрые и аккуратные родители, бережно относящиеся к своим детям. Однако если родители не только сами живут светло, умно и красиво, но и уверенно чувствуют себя как педагоги, умеют воспитывать своих детей и хотят отвечать за результаты своего воспитания, идеология "Я детей не воспитываю, я с ними живу" уже им не подходит. Она им не по росту, такие могут и уже должны ставить более серьезные задачи.

Смотри Жить с детьми или воспитывать детей?


Видео от Яны Счастье: интервью с профессором психологии Н.И. Козловым

Темы беседы: Какой женщиной нужно быть, что успешно выйти замуж? Сколько раз женятся мужчины? Почему нормальных мужчин мало? Чайлдфри. Воспитание детей. Что такое Любовь? Сказка, которой бы лучше не было. Плата за возможность быть рядом с красивой женщиной.








Статьи по теме:
Воспитание детей
Воспитание детей

Если детей не воспитывать, они так или иначе воспитаются сами, но с каждым поколением уровень будет...

10
Методы воспитания нужно подбирать
Методы воспитания нужно подбирать "под рост" родителей

Родители действительно бывают очень разные: бывают умные и любящие, бывают попроще, есть - совсем ни...

20
Мужское и женское воспитание
Мужское и женское воспитание

У мужчин и женщин – своя культура и своя психология, отсюда и некоторые отличия в подходе к воспитан...

6
Жить с детьми или воспитывать детей?
Жить с детьми или воспитывать детей?

Большинство родителей воспитывают детей, чтобы они просто меньше докучали им в жизни. Впрочем, неред...

10
Отношение родителей к ребенку
Отношение родителей к ребенку

Отношение родителей к ребенку бывает очень разным: заинтересованное и безразличное, с любовью и стра...

1
Категории: