Жить сегодняшним днем
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Умение жить радоÑтью ÑегоднÑшнего Ð´Ð½Ñ — Ñто и еÑÑ‚ÑŒ ÑчаÑтье. СчаÑтье — не Ð´Ð°Ð»ÐµÐºÐ°Ñ Ñ†ÐµÐ»ÑŒ, а еÑтеÑтвенный ÑпоÑоб передвижениÑ, еÑли у Ð½Ð°Ñ ÐµÑÑ‚ÑŒ Ñта Ð·Ð¾Ð»Ð¾Ñ‚Ð°Ñ Ð¿Ñ€Ð¸Ð²Ñ‹Ñ‡ÐºÐ°: радоватьÑÑ Ð¿Ñ€Ð¾Ñтым вещам, которые окружают Ð½Ð°Ñ Ð²Ñегда.
Вышел из дома на улицу — на Ñ‚ÐµÐ±Ñ Ð¾Ð¿Ñ€Ð¾ÐºÐ¸Ð´Ñ‹Ð²Ð°ÐµÑ‚ÑÑ Ð¿Ñ€Ð¾Ñтор Ñветлого неба и Ð¿Ð»Ð¾Ñ‚Ð½Ð°Ñ ÑвежеÑÑ‚ÑŒ воздуха. Идешь по улице — тебе поют птицы, машут ветками деревьÑ, и Ñ‚Ñ‹ можешь, когда захочетÑÑ, бежать. Вечером придешь домой, там будет тепло и уютно, можно включить желтый Ñвет и выпить чаю Ñ Ð»Ð¸Ð¼Ð¾Ð½Ð¾Ð¼ из дымÑщейÑÑ Ñ‡Ð°ÑˆÐºÐ¸…
Тот, кто умеет Ñто видеть и Ñтим жить, на Ð²Ð¾Ð¿Ñ€Ð¾Ñ Ð¾ ÑчаÑтье ответит: «Ð’Ñегда!».
Ðо «Ð¶Ð¸Ñ‚ÑŒ наÑтоÑщим» бывает и другим. Ðа ÑинтоновÑком форуме, когда обÑуждалаÑÑŒ Ñта глава: «Ð–ить будущим», ÐлекÑандра ответила возражением: «Ð–ить наÑтоÑщим». Мне понравилаÑÑŒ — она напиÑала Ñильно. Ðо мне кажетÑÑ, она напиÑала про другое: про что? Как Ñто прочитаете вы? Слово ÐлекÑандре:
Ð’ далеком Ñолнечном детÑтве, вÑе было «ÐŸÐ¾Ñ‚ом!»
Потом Ñделаю уроки, а пока пойду гулÑÑ‚ÑŒ… Потом буду делать зарÑдку каждый день, а ÑÐµÐ¹Ñ‡Ð°Ñ Ð¿Ð¾Ñ‚Ñ€Ð°Ñ‡Ñƒ Ð¿Ð¾Ð»Ð´Ð½Ñ Ð½Ð° ÑоÑтавление краÑивого «Ð ежима Днѻ в рамочке… Потом найду Ñвое Призвание, а ÑÐµÐ¹Ñ‡Ð°Ñ Ð·Ð°ÐºÐ¾Ð½Ñ‡Ñƒ вот Ñтот инÑтитут, чтобы корочка была… Потом — у Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð±ÑƒÐ´ÐµÑ‚ ÑумаÑшедший роман Ñ Ñ‚Ð°ÐºÐ¸Ð¼ парнем, что вÑе девчонки от завиÑти позеленеют… а пока пойду кататьÑÑ Ð½Ð° мотоцикле Ñ Ð²ÐµÑелым раздолбаем ВаÑькой…
Потом Ñ Ð±ÑƒÐ´Ñƒ краÑивой, богатой и ÑчаÑтливой, буду ездить в командировки в Лондон и Париж, напишу книгу и научуÑÑŒ кататьÑÑ Ð½Ð° водных лыжах… когда-нибудь …
РПОТОМ — родилиÑÑŒ Ñвои дети, и «Ð¿Ð¾Ñ‚ом» не Ñтало. Я не могу отложить напиÑание контрольной на завтра, еÑли Ñвободные полчаÑа поÑвилиÑÑŒ ÑегоднÑ. Потому что завтра — неизвеÑтно, будут ли у Ð¼ÐµÐ½Ñ Ñти полчаÑа. Я не могу отложить развивающие игры Ñ Ð´ÐµÑ‚ÑŒÐ¼Ð¸, потому что учить их надо уже ÑейчаÑ, пока маленькие. И Ñ Ð½Ðµ могу ÑтановитьÑÑ Ð±Ð¾Ð³Ð°Ñ‚Ð¾Ð¹, краÑивой и уÑпешной потом — потому что пример им надо подавать уже ÑегоднÑ. Ð’Ñе, что Ñ Ð¼Ð¾Ð³Ñƒ — Ñ Ñделаю прÑмо ÑейчаÑ. Ð’Ñе что Ñ Ñ…Ð¾Ñ‡Ñƒ — Ñ Ñ…Ð¾Ñ‡Ñƒ уже ÑегоднÑ!
Потом — будут подгузники и ветрÑнки, беÑÑонные ночи и уÑталоÑÑ‚ÑŒ, беÑконечные дела, вÑе больше и больше обÑзанноÑтей и раÑходов, первые морщины, потом вÑе труднее будет похудеть или выучить французÑкий. Ð’Ñе дороже и дороже будут крошечные домики на юге Франции, вÑе привлекательнее будет уютное креÑло и плед, вÑе труднее будет ÑоревноватьÑÑ Ñ Ð¼Ð¾Ð»Ð¾Ð´Ñ‹Ð¼Ð¸ и горÑчими… ПоÑтому — нужно уÑпеть уже ÑейчаÑ! Пока могу. Пока, Ñамое главное — хочу. Пока кто-то другой не напиÑал о том, о чем хотелоÑÑŒ напиÑать мне… Пока кто-нибудь другой не купил ту требующую ремонта развалюшку у морÑ, которую Ñ Ð²Ð¸Ð´ÐµÐ»Ð° вчера во Ñне…
Ðа мой взглÑд, Ñто не про «Ð¶Ð¸Ñ‚ÑŒ наÑтоÑщим», а про неумение организовать Ñвое будущее. Ðто про тех, кто занималÑÑ Ð¿ÑƒÑтым мечтанием, не претворÑÑ Ð¼ÐµÑ‡Ñ‚Ñ‹ в конкретные планы. Кто лениво планировал, вроде как намечал, но — не делал. Про тех, кто занималÑÑ Ñ„Ð¸Ð³Ð½ÐµÐ¹, кто жил не Ñобранно, раÑÑеÑно и в раÑкачку.
ДейÑтвительно, еÑли Ñто делать долго, жизнь проходит впуÑтую, терÑетÑÑ Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ð¸ терÑÑŽÑ‚ÑÑ Ñтартовые возможноÑти. Ркогда Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ ÑƒÑˆÐ»Ð¾ и жизнь прижала, когда оÑтро припекло, дейÑтвительно о будущем ÑтановитÑÑ Ð´ÑƒÐ¼Ð°Ñ‚ÑŒ Ñложно… Теперь, когда времени уже нет и оперативный проÑтор потерÑн, нужно только крутитьÑÑ Ð² «Ñейчаѻ, Ð·Ð°Ñ‚Ñ‹ÐºÐ°Ñ Ð´Ñ‹Ñ€Ñ‹ и Ð·Ð°Ð¿Ñ€ÐµÑ‰Ð°Ñ Ñебе мечтать и планировать, потому что печальный опыт уже еÑÑ‚ÑŒ и выводы Ñделаны: планировать мне беÑполезно, мечтать мне — глупо.
Кто не умеет планировать будущее, вынужден оперативно ÑуетитьÑÑ. И жить только наÑтоÑщим.
Я думаю, вынужденному и мелкому наÑтоÑщему вы предпочтете большое и Ñвободное будущее. Ðо за него нужно будет — работать. Работать и думать. Думать даже о том, правильно ли дружить Ñ Ð²ÐµÑелым раздолбаем ВаÑькой…