Жизненный сценарий

31 декабря 2013 г. в 20:00

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

 

Трудно допустить такую мистику, что все, что происходит с вами, окружающими, все нелепости, глупости, радости и кусочки счастья вашей жизни являются результатом интереснейшей комбинации выборов маленького ребенка, влияния его ближайшего окружения и некоторой доли случая. Однако — это так. Ваш жизненный сценарий уже вами написан, и, как в любой истории, он имеет начало, середину и конец. В нем присутствуют герои, героини, злодеи, и второстепенные персонажи, также как и основная тема и отдельные сюжетные линии. Сценарий жизни может быть комичным или трагичным, восхитительным или скучным, вдохновляющим или позорным. Возможно, вплоть до настоящего времени вы и не осознавали, что сами его создали. Без осознания этого факта вы будете просто проживать ваш сценарий, написанный много лет назад.

И как любой сценарий, ваш сценарий можно переписать. Добро пожаловать в ряды Творцов своей жизни!

Однако в психологии, а точнее в психотерапевтической традиции, о жизненных сценариях пишут с другой интонацией, а именно — с осторожностью и тревогой. Пишут там в первую очередь о проблемных — драматичных и трагичных — жизненных сценариях, и пишут примерно так:


Сценарий в психологии – жизненный план человека, созданный им ещё в детстве, под значительным влиянием родителей или близких людей. Психологический сценарий – это план действий жизненной драмы личности, который предписывает, где личность подойдет к концу своей жизни и каким путем она будет к нему идти.

Понятие было введено в психологический оборот психологом и психиатром Эриком Берном. Сценарий, по Берну, – постоянно развертывающийся жизненный план, формирующийся в раннем детстве под влиянием родителей. Семейный сценарий содержит установленные традиции и ожидания для каждого члена семьи, которые успешно передаются из поколение в поколение. Получив предписание родителей, ребенок принимает психологические позиции и устанавливает роли, необходимые для осуществления своей жизненной драмы. Когда роли определены, человек, получивший сценарий, выбирает людей и манипулирует ими, чтобы присоединить их к списку действующих лиц. Отличительной особенностью такой жизни является ее драматичность, а порой и трагичность. Маркером сценария является его повторяемость, что проявляется в воспроизводимости жизни, отношений как на уровне личной истории человека, так и на уровне истории других членов рода.

Таким образом, сценарии действуют в течение всей жизни человека. Они основаны на решениях, принятых в детстве, и на родительском программировании.

Эрик Берн, автор теории жизненных сценариев — один из моих любимых авторов, однако обратите внимание, что почти все описанные им жизненные сценарии идут из серии «ужас-ужас-ужас». Цитата:

«Точно такой же аппарат структурирования времени обнаруживается в мифах и волшебных сказках. Итог, или проклятие: «Исчезни!» (Ганс и Гретель) «Чтоб ты умер!» (Снежная Королева и Спящая Красавица). Предписание, или «стопер»: «Не будь чересчур благоразумным!» (Адам и Ева, и Пандора). Провокация, или толчок: «Уколи пальчик иголкой, ха-ха!» (Спящая Красавица). Антисценарный лозунг: «Трудись усердно, пока не встретишь принца!» (Кари — деревянная рубашка) или «Выполняй, что обещал, и обретешь счастье!» (Царевна-лягушка). Модель, или программа: «Люби зверей, и они тебе заплатят добром!» (Иван-царевич). Импульс, или «демон»: «Я лишь гляну одним глазком!» (Синяя Борода). Антисценарий, или разбитое заклятие: «Ты перестанешь быть Лягушкой, когда тебя поцелует молодой красавец!» (Царевна-лягушка) или «Ты освободишься, проработав двенадцать лет!» (Геракл)».


Это правда? Все так драматично?

Да, все так, при двух условиях: если ребенок рос в проблемной семье и если уже повзрослевший человек живет малоосознанной жизнью, не ставя цели. Если же ребенок жил в счастливой семье с мудрыми родителями, его жизненные сценарии будут — светлыми, удачными, хорошими. В терминологии Эрика Берна — сценариями победителя. Аналогично, если человек живет осознанной жизнью, он не будет жить в проблемном сценарии. Да, Карл Юнг писал, что когда внутренняя ситуация не осознается, она проявляется извне, как судьба. Верно, но зачем же жить неосознанно? И суть не в том, чтобы осознавать свой наличный жизненный сценарий, а в том, чтобы начать осознанно ставить свои цели, осознанно выбирать свои жизненные роли и осозаннно строить свою жизнь.

Это стоит проговорить еще раз.

Большинство людей живет в достаточной мере бездумно, не имея сознательно выбранных образцов поведения и планов действий под выбранные и продуманные ими жизненные цели. В этой ситуации естественным образом в их поведении в разных ситуациях начинают работать разные случайные — или сценарии родительского поведения, или сценарии, заинтересовавшие их в детстве. Осознав неуместный сценарий, можно от него отказаться. Осознавая каждый раз все новые и новые ненужные сценарии, можно долго корректировать свою жизнь, которая все время норовит уехать куда-то в сторону — ровно потому, что у вас как не было, так и нет сознательно поставленных целей, продуманных стратегий и выбранных стилей действования. Вместо того, чтобы так латать свою жизнь, есть более сильный вариант: все таки начать жить осознанно, продумать свои жизненные цели и ценности, поставить цели промежуточные, продумать стратегии и планы, далее подобрать наиболее оптимальные стратегии, освоить удачные образцы поведения.

Это и значить — начать жить осознанно, как развитая личность.


Если вам не нравится ваш жизненный сценарий, вы всегда можете его переписать.
Что для этого нужно? — Начать жить осознанно.
С чего начать? С постановки целей: на день, на неделю, на месяц, год — и на всю жизнь.

 

  • Трансактный анализ
  • Автор Н.И. Козлов
  • Ролевое поведение

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Человек, который выбрал быть Жертвой"
01 янв. 2010 г.
Жертва — не объективное положение вещей, а выбранная роль человека.
26Подробнее →
Картинка к "Эрик Берн"
01 окт. 2022 г.
Эрик Берн (Эрик Леннард Бернштейн 1910-1970) — американский психотерапевт и психолог, создавший на основе развития им некоторых психоаналитических идей «трансактный анализ». В отличие от классических психоаналитиков, которые доводят анализ переживаемых клиентом проблем до его первых дней и лет жизни, Берн считал необходимым довести анализ до истории жизни его родителей и других предков. Важнейшая часть анализа — выделение «сценариев» (жизненных планов) индивида, зачастую запланированных предками (например, отец хочет видеть своего сына ученым вопреки желанию сына стать футболистом), а также «структурный анализ» состояний Я данного индивида (эго-состояний).
Картинка к "Личностная роль, личностная модель, личностный образ"
01 окт. 2022 г.
​​​​​​​Личностная роль (модель, образ) - определенный способ поведения человека.
Картинка к "Моя новая личность: от примерки до прививки"
23 июн. 2015 г.
Человек имеет право быть таким, какой он есть, но мы вместе с ним имеем право подумать и о других возможностях.
Картинка к "Ролевое поведение"
01 окт. 2022 г.
Каждый человек в своей жизни каждый день играет какие-то роли. Некоторым сложно переключаться с роли строгой начальницы в роль нежной и заботливой жены.
Картинка к "Судьба"
01 окт. 2022 г.
Судьба - совокупность всех событий и обстоятельств, которые в первую очередь предопределены и влияют на бытие человека, народа и т. п.; предопределённость событий, поступков.