Зрительный контакт: прямой взгляд, смотреть в глаза

01 января 2012 г. в 12:28

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

Зрительный контакт — основа эффективной коммуникации и просто то, что естественно для всех душевно здоровых людей.

Дети смотрят в глаза хоть родителям, хоть другим окружающим их людям — легко и естественно. Ребенок может подбежать к вам близко, прямо и спокойно посмотреть вам в лицо, в глаза — без всякой улыбки и не отвечая на улыбку вашу, — а потом так же спокойно и шустро развернуться и убежать. Посмотрел себе — и пошел дальше. 

В процессе воспитания детей (чаще не вполне осознанно) учат в глаза не смотреть. 

Подают естественный пример тем, как смотрят (точнее не смотрят в глаза) сами, иногда все говорят прямо: «Не надо смотреть так в глаза, это неприлично!», иногда просто начинают сердиться, когда ребенок глаза не опускает. 

В результате ребенок взрослеет, отучается смотреть в глаза и тупеет, как и все остальные взрослые.

Тупеет — потому что лишает себя ценнейшей информации. Вся самая ценная информация о том, что происходит в душе человека — у него в глазах, у него на лице.

Впрочем, некоторые дети не поддавались этому давлению взрослых и продолжали смотреть на лица людей. Обычно эти люди позже становятся руководителями.

Смотри видео: во время разговора руководитель смотрит на сотрудника прямо, практически не отводя глаза.

По имеющимся исследованиям, во время общения люди смотрят глаза-в-глаза от 20 до 50% времени. Влюбленные — от 60 до 80%. Руководители профессионалы — от 80 до 100% времени общения.

Для уверенного в себе и душевно здорового человека смотреть на собеседника, не пряча глаза — естественно.

А как правильно?

Иногда говорят, что нормально смотреть до 70% времени контакта, и, возможно, в этом есть некоторый смысл. А именно, большинству из нас полезно учиться в большей степени поддерживать контакт глаз, но во всем должна быть мера: если вы чувствуете, что человеку сейчас под вашим взглядом неудобно, отведите глаза и задумайтесь вместе с ним. А самое главное, видимо, не сколько времени вы смотрите на другого человека, а — как вы это делаете. Какой у вас взгляд — нервный или спокойный? Давящий или поддерживающий?

Поэтому, если вы решите тренировать умение смотреть людям в глаза, не совершайте традиционной ошибки: не надо пристально смотреть собеседнику на переносицу или в так называемый «третий глаз». Это делает ваш взгляд для собеседника давящим, а вы теряете обозрение лица собеседника в целом. Тем более не красит человека привычка пялиться, бесцеремонно разглядывать окружающих — это не контакт глаз, а элементарная невоспитанность.

Хорошо, в переносицу смотреть не надо. А куда тогда смотреть? — Тут для многих ответ будет немного неожиданным. Скажите, а куда смотрит опытный водитель, когда ведет машину? В какую точку? Ответ: ни в какую, водитель смотрит широко, на дорогу в целом. Правильно, такой же будет ответ и в данном случае: отрабатывайте широкий, расфокусированный взгляд.

Пристальный взгляд на человека создает у него ощущение давления (что едва ли входит в ваши планы), а вас отвлекает. Если же вы смотрите на человека широким, немного расфокусированным взглядом, никуда точно, а просто в направлении человека, вы переходите преимущественно на периферическое восприятие: это вас не отвлекает, а все микродвижения лица человека бессознательно, сами того не замечая, вы ловите. А если вам человек еще и нравится, выражение вашего лица станет теплым.

Остальное — просто тренировка. Конкретное упражнение известно давно, оно называется «спокойное присутствие» — упражнение, тренирующее состояние покоя при восприятии происходящего. См.

Самое трудное: смотреть в глаза человеку и одновременно с этим думать и говорить

Поддерживать с собеседником контакт глаз, когда человека слушаешь, на самом деле несложно, вы это или уже умеете, или без большого труда научитесь. А вот научиться смотреть на собеседника даже тогда, когда не только слушаешь, а говоришь сам — это труднее. Тут большинству людей (особенно женщинам) уже нужны специальные тренировки: начинайте это тренировать с самыми разными людьми, вначале не в самых значимых ситуациях. Некоторые подсказки вам в помощь:

Фокус внимания — на собеседнике. Исходите из того, что самый главный человек на свете – тот, кто перед вами. Однако это не значит, что ниже его, если ваша внутренняя установка: не он оценивает вас, а вы оцениваете его. А еще лучше — не оценивайте, а тепло поддерживайте и направляйте его. Впрочем, это уже техника следующая:

Контроль и поддержка. Когда вы что-то с собеседником делаете (хотя бы во внутреннем плане), ваш взгляд становится более энергичным, собранным, а состояние — более уверенным. Что можно делать, какие внутренние действия совершать? Да самые разные. В своем воображении можете поправить человеку прическу, наклонить голову влево или вправо, переодеть человека в другую одежду... — никто не будет сдерживать вашу фантазию. При этом учтите, что характер ваших внутренних действий будет отражаться в выражении ваших глаз, поэтому вашему партнеру стоит делать что-то доброе и разумное.

Одна из самых простых вещей, которую вы можете делать в своем воображении, это — контроль и поддержка. Как это делать? Одной рукой (например, левой) мысленно держите собеседника за плечо — это дает вам контроль за ситуацией, а другой рукой (так же мысленно) мягко поглаживайте его по плечу либо руке (это сделает ваш взгляд теплым).

Приучайте себя к естественному вчувствованию. Вчувствование — умение непосредственно, телесно чувствовать состояние другого человека. При встрече с человеком, перед любым разговором мгновенно, первым делом постарайтесь впрыгнуть в этого человека, внутренне смоделируйте себе (примерьте к себе) выражение его глаз, линию его губ, напряжение или характерную линию шеи и плеч. Если вы привыкли это делать и вам это удается, вы читаете состояние все время общения с ним. Тренинг «Мастерство коммуникации».

Когда вы поймаете это состояние, вы более никогда не будете отводить глаза куда-то в сторону, потому что то ощущение единства с собеседником, которое вы почувствуете, дорогого стоит! Это дает и ощущение близости, и возможность максимально эффективно им управлять.

Профессор Н.И.Козлов: про лидерство и руководство

Тренинг «Личная жизнь: радость близких отношений» занятие проводят проф. Н.И. Козлов и психолог М.К. Смирнова

  • Автор Н.И. Козлов
  • Зрительный контакт
  • Работа руководителя
  • Общение и влияние

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Развитие экстравертности"
01 янв. 2006 г.
С проблемной интроверсией можно работать в две стороны: делая интроверсию менее проблемной или развивая у человека черты экстраверта.
6Подробнее →
Картинка к "Сила ребенка"
01 янв. 2006 г.
Сила ребенка - врожденные способности и культурные обстоятельства, повышающие возможности ребенка выиграть в его борьбе со взрослыми. У кого более крепкая психика, у ребенка или у взрослого? Ответ - у ребенка. Разговоры о хрупкости детской души - миф, в которые верят мамы и бабушки только потому, что им нравится о ком-то маленьком и беспомощном заботиться. Ребенок маленьким является, а беспомощным - нет. Понятно, что ребенок сам себе кашу не сварит и под машину попасть может легче, чем взрослый человек, просто в силу недостатка социального опыта. Однако по многим характеристам возможностям ребенка могут позавидовать вполне взрослые люди.
Картинка к "Спокойное присутствие"
01 янв. 2006 г.
Спокойное присутствие — умение быть в реальности без дребезжания тела.
Картинка к "Взгляд: как смотреть на собеседника?"
17 мая 2019 г.
Если во время разговора у вас бегают глаза, это заставляет собеседника сомневаться в вашей искренности. 
Картинка к "Зрительный контакт"
01 окт. 2022 г.
Зрительный контакт - встреча взглядов. Как в любой встрече, кто-то является ее инициатором, но если другая сторона принимает приглашение зовущего взгляда либо просто подчиняется взгляду требовательному, между людьми устанавливается зрительный контакт, они смотрят в лица друг друга.
Картинка к "Зрительный контакт: области внимания"
01 окт. 2022 г.
Зрительный контакт - это ключевой навык способствующий эффективной коммуникации. Умение устанавливать зрительный контакт важно при любом общении (межличностном, деловом, с аудиторий)