Автор: Татьяна Вандышева,
​​​​​​​Университет практической психологии

Автор и Жертва: как об этом рассказывать детям?

Оказывается, что эмоции, с которыми мы живем и даже чувства, которые испытываем - ничто иное как, привычка. Сформировалась она давно, под влиянием родителей, школы, улицы, телевизора, прочитанных книг, услышанных историй... Мы с детства видим разные модели поведения, примеряем к себе не думая - другие так делают, значит и мне нормально. А потом привыкаем.

А все ли такие привычки одинаково полезны и нужны? Шаблоны нашего поведения не продуманны и почти всегда не хороши. И как же было бы здорово вместо них иметь другие, и поэтому я свою дочь учу думать над своим поведением уже сейчас.

Моей Николь почти 8 лет. Она обычный ребенок, уже хорошо умеет все, в т.ч. капризничать, обижаться, ныть, все роли жертвенного поведения освоены, успешно подкреплены бабушками и моими педагогическими ошибками.

Знаете, когда-то я прочитала у Владимира Довганя, что самое большое влияние на него оказали два человека - его мама и его дедушка. А делали они две простые вещи. Дедушка, отводя его каждый день в школу, всегда по дороге говорил ему, что он вырастет успешным человеком, а мама, не смотря на его двойки, всегда говорила, что в него верит! Ежедневные слова этих людей стали для него опорой на всю жизнь, позволяли ему выкарабкиваться и всегда стремиться к успеху. И кажется, что получилось.

Такую же миссию теперь по дороге в школу, я выполняю каждый день. Каждое утро, я рассказываю ребенку, что ее ждет прекрасное будущее и она очень много в жизни полезного сможет сделать, и еще объясняю на простом, доступном языке, все то, чему сейчас учусь и я. В том числе и всю правду про поведение людей.

История про Жертву и Автора звучала примерно так:

«А знаешь, люди бывают разные? Бывают Авторы, а бывают Жертвы. Хочешь, я тебе расскажу про них?»

Я всегда начинаю важные разговоры с вопросов, и стремлюсь заинтересовать ребенка так, чтобы она вцепилась в информацию и жадно ее впитывала, и прямо выпрашивала меня рассказать еще что-нибудь. Как же здесь важны интригующие интонации! Иногда даже на шёпот перехожу. А вы используете это? Уверена, что многие - да, а кто нет - берите подсказочку!

«Вот ты же знаешь, что ситуации в жизни бывают разные, - продолжаю я, - например, ребенок получил плохую оценку. И в этой ситуации Автор и Жертва ведут себя по-разному. Настоящий Автор всегда находит выход из ситуации, думает о том, что он такого сделает, что бы решить проблемку. Он будет тренироваться, решать больше примеров, исправлять свои ошибки, что бы впредь их не допускать. И проблем-то в жизни для него не существует - он задачи решает! Вот как ты! Ты же здорово, так задачи все решаешь! (я делаю намеренно здесь это внушение «Ты решаешь задачи, значит ты - Автор»). Так и Автор - на все непростые ситуации смотрит как на интересную задачу. А вот Жертва, делает все совсем по-другому – он и лишний раз расстроится, и расплачется, еще и кого-то в этом виноватого найдет: «Это все потому что Петя меня отвлекает!» Как по твоему какой вариант лучше, что тебе больше нравится?» Ответ ребенка очевиден. Конечно - Автор!

Мы идем дальше и вместе придумываем ситуации или что-то вспоминаем из жизни. Например:

- Вот вспомни - ты же на шпагат с первого раза не села и не расстроилась, а занимаешься, дома растяжки делаешь и на танцах твой шпагат самый лучший, ты молодец, здесь ты - Автор. А вот вчера кто-то, кажется, обижался....
- Ой, мам, это я понарошку!
- ДА?! И как ты в следующий раз поступишь?

Теперь рассказывает сама как правильно. Конечно, вот так за один раз волшебства не произойдёт, и моя звездочка, еще не раз будет вести себя не по-авторски, но потом мы обсудим и все поправим на будущее. А когда после школы мне дочка рассказывает, что на перемене играла с Таней «В автора и жертву», я ей и себе «ВАУ!» говорю, ведь эту игру она сама придумала и одноклассников вовлекает! Здорово же! Спрашиваю удивленно:

- А как же вы играете?
- Мы придумываем ситуации и говорим, как жертва и автор в них себя ведет.
- Круто, научи еще кого-нибудь завтра, - говорю довольная я.

А на следующее утро у нас снова интересная дорога в школу, заверение от мамы, что ее ждет прекрасная жизнь, о том, сколько полезного она в жизни сделает, и конечно - новая тема. А какие полезные истории рассказываете детям вы? Интересно же! Делитесь!

Статьи по теме:
Автор и Жертва в практической психологии
Автор и Жертва в практической психологии

В академической психологии популярен термин "субъект", "субъектность" и менее распространено понятие...

0
Воспитание хороших привычек. Как отучать от обид и приучать к разумному общению?
Воспитание хороших привычек. Как отучать от обид и приучать к разумному общению?

Воспитание, тем более перевоспитание - дело исключительно творческое, и чаще всего здесь оказываются...

0
Жизненные ситуации на контрасте позиций Автор - Жертва
Жизненные ситуации на контрасте позиций Автор - Жертва

Разбор жизненных ситуаций и рекомендации психолога: как перейти из позиции Жертвы в позицию Автора с...

1
Игры, в которые играют Жертвы
Игры, в которые играют Жертвы

Человек в состоянии Жертвы погружается в состояние Ребенка, ощущает себя во враждебном мире и спасае...

0
Маячки позиции Жертвы
Маячки позиции Жертвы

Список маячков позиции Жертвы.

0
Автор, авторская позиция
Автор, авторская позиция

Если вы знаете, что такое смелость делать свое и личная ответственность, вы знакомы с Автором и авто...

3
Как обсуждать обиды и другие проблемные эмоции
Как обсуждать обиды и другие проблемные эмоции

Самые хорошие отношения иногда превращаются в что-то более проблемное, и обсудить происходящее в ваш...

0
Словарь Жертвы
Словарь Жертвы

Многие люди привычно попадают в позицию Жертвы только потому, что привыкли к распространенным фразам...

9
Кто хочет, ищет возможности. Кто не хочет, ищет оправдания
Кто хочет, ищет возможности. Кто не хочет, ищет оправдания

Самый целеустремлённый человек — это тот, который очень хочет в туалет: все преграды кажутся несущес...

0
Категории: