Фрейдизм, классический психоанализ

31 декабря 1999 г. в 21:00

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

 

 

Фрейдизм - классический, ортодоксальный психоанализ, выводящий все проблемы взрослого человека из полового инстинкта.

В расширительном понимании под фрейдизмом подразумевается классический (ортодоксальный) психоанализ, в отличие от неофрейдизма, аналитической психологии Юнга и индивидуальной психологии Адлера. В более строгом и точном смысле данный термин обозначает учение З. Фрейда в том виде, в каком оно было создано им в период с 1900 по 1938 гг. Неофрейдисты остаются в рамках фрейдизма, пока принимают схему Оно - Сверх-Я и Я, но выходят за рамки ортодоксального фрейдизма, когда по-другому видят взаимоотношения этих начал. В концепции классического психоанализа Я и социум, Ид и Супер-Эго, представлены как враждебные, антагонистические друг другу начала. Эрик Эриксон, развивая психоанализ, стал различать ритуалы и ритуализмы и утверждал, что отношения личности и общества могут быть отношениями сотрудничества, обеспечи­вающими гармоничное развитие личности.

Психоанализ, в точном значении слова, отличается от фрейдизма. Многие исследователи, которым близок психоанализ, не принимают фрейдизм. Аналогично по поводу психодинамического подхода: фрейдизм является разновидностью психодинамического подхода, но психодинамический подход - шире фрейдизма, к нему не сводится.

Основные тезисы, по которым узнается фрейдизм:

  • Человек по своей природе эгоистичен, в основе всех поступков человека и всех его проблем в конечном счете лежат подавленные сексуальные желания (либидо). Невроз образуется в результате столкновения сексуальных желаний с невозможностью их удовлетворить. Символика сновидений и оговорок имеет преимущественно сексуальное значение. Подробнее см.
  • Все дети проходят через Эдипов комплекс. Мальчики начинают желать свою мать и ненавидят отца как соперника, девочки аналогично направляют свои инцестуозные желания на мать, но вдобавок начинают испытывать зависть к пенису.
  • Психосексуальное развитие проходит через пять фаз: оральную, анальную, фаллическую, латентную и генитальную.

Психоаналитический подход по З.Фрейду включает пять фундаментальных принципов: динамический, экономический, структурный, принцип развития, принцип адаптации.

На этих принципах основывается психоаналитическое наследие, для которого наиболее существенными являются следующие положения:

  1. Главное значение имеют человеческие инстинктивные импульсы, их выражение и трансформация и, что наиболее важно, их подавление, посредством которого удается избежать болезненных чувств или переживаний неприятных мыслей, желаний и воздействия сознания
  2. Вера, что такое подавление является, по существу, сексуальным, что причиной расстройства является неправильное либидинозное, или психосексуальное, развитие
  3. Идея, что корни неправильного психосексуального развития находятся в далеком прошлом, в детских конфликтах или травмах, особенно это касается родительского эдипова комплекса, выраженного в классическом желании противоположного по полу родителя
  4. Уверенность в сопротивлении выявлению эдипова комплекса, его быстром восстановлении
  5. Мысль о том, что, по существу, мы имеем дело с борьбой между биологическими внутренними импульсами (или инстинктами — Ид) и выступающим в роли защиты по отношению к внешней реальности Эго — в общем контексте моральных правил или стандартов (Супер-Эго)
  6. Приверженность концепции психического детерминизма, или причинности, согласно которой психические феномены, так же как и поведение, бесспорно, не изменяются случайно, а связаны с событиями, которые предшествуют им, и, если не делаются осознанными, невольно являются основанием для повторения

Цель психотерапии в классическом психоанализе - понять и разрешить внутренние эмоциональные конфликты, возникшие в наиболее ранних отношениях, определяющие субъективное значение последующего опыта и воспроизводящиеся в последующей жизни. Основной метод - анализ свободных ассоциаций.

  • Психоанализ
  • Фрейдизм
  • Автор Н.И. Козлов
  • +

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Фрейдизм и психоанализ"
01 окт. 2022 г.
Психоанализ, в точном значении слова, отличается от фрейдизма. Многие исследователи, которым близок психоанализ, не принимают фрейдизм.
0Подробнее →
Картинка к "Модель психики по З.Фрейду"
01 окт. 2022 г.
Трехкомпонентная модель психики, состоящая из «Оно», «Я» и «Сверх-Я». 
Картинка к "Психосексуальное развитие"
01 окт. 2022 г.
Психосексуальное развитие (англ. Psychosexual development) — теория, сформулированная Зигмундом Фрейдом, объяснявшая развитие личности на языке изменений в биологическом функционировании индивидума. Социальный опыт на каждой стадии предположительно оставляет свой отпечаток в виде установок, черт личности и ценностей, приобретенных на данной стадии.
Картинка к "Споры вокруг учения Фрейда"
01 янв. 2000 г.
Теория, сам подход и общекультурное наследие Зигмунда Фрейда вызывали и вызывают самые ожесточенные споры. Интересно, что в России Фрейда знают и уважают гораздо более, чем Скиннера. В Америке - напротив, бихевиоризм и конкретно Скиннер гораздо более уважаемы, нежели Фрейд и фрейдизм. В 1972 году Американская психологическая ассоциация (в которой уже в то время насчитывалось около ста тысяч членов) назвала самых выдающихся психологов XX столетия. По почти единодушному мнению членов ассоциации, этот почетный список возглавил в ту пору здравствовавший Б.Ф. Скиннер. Впрочем, З.Фрейд был назван вторым.
Картинка к "Зигмунд Фрейд"
01 окт. 2022 г.
Зигмунд Фрейд (1856-1939) - австрийский психолог, психиатр и невропатолог, создатель психоанализа.
Картинка к "4 ошибки Зигмунда Фрейда и авторская 4-х частная модель содержания психики"
07 сент. 2023 г.
Сформулированы три новых закона философии, психологии, психотерапии и педагогики.