Гендерные различия — результат научения

31 декабря 2005 г. в 21:00

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

 

 

Множество исследований доказывают, что психологические различия между мужчинами и женщинами — следствие социальных и культурных факторов, что эти различия возникают и формируются в процессе особенностей семейного воспитания мальчиков и девочек, под влиянием культурных образцов: это «мужское», а это «женское».

Мальчики и девочки играют в разные игры. Мальчики не должны носить бантики и пользоваться губной помадой, девочки должны носить платья и не решать вопросы кулаками.

Какие качества и функции следует отнести к типично мужским, какие к типично женским? В разных этносах нередко в этом вопросе — разнобой. В Китае заниматься домашним хозяйством должны мужчины, а в некоторых китайских провинциях дело мужчины — нянчить маленьких детей, в то время как женщины в этом время вкалывают на поле. Когда-то общество становится более мужским, и тогда и в мужчинах, и женщинах преобладают мужские черты. Когда-то общество становится более женственным, и тогда естественными почти для всех становятся женские проявления. Современное общество, особенно начиная с 60-х годов ХХ-века, становится все более и более женским.

Так или иначе, что такое мужское и женское, детям объясняют и внушают с детства. Если маленький мальчик носит длинную косу, над ним смеются. Если мама ему объяснит, что «так заведено, что мальчик косу не носят», то он быстрее подчинится социальному давлению на него. Маленькие мальчики и девочки поведенчески практически не отличаются друг от друга до определенного возраста, но по мере развития в общественной среде они усваивают стереотипы поведения и свою гендерную роль. Вместе с этим дети усваивают и полоролевые установки, которым вынуждены следовать и принимать. Девочек превращает в женщин — общество, обучая их этой роли и настаивая на обязательности этой роли.

В таких религиозных общинах на территории Соединенных Штатов, как Римско-Католическая церковь и Церковь Святых Последнего Дня, женщин принуждают следовать традиционным гендерным ролям под угрозой отлучения. А в некоторых протестантских общинах женщин, усомнившихся в необходимости слепого подчинения мужчинам, навещает категорично настроенный пастор, который разубеждает их, показывая в Библии отрывки, подтверждающие подчиненное положение женщины.

Наказание за отказ следовать гендерным ролям может быть жестоким. Аятолла Хомейни, правитель Ирана с 1979 до середины 1980-х гг., отменил все законы, дающие женщинам хоть какие-то права, и приговорил к смертной казни в общей сложности 20 тысяч женщин, которые не соблюдали четкие правила, регламентирующие их одежду и поведение (French, 1992).

При этом неверно утверждать, что гендерные установки обществом именно «навязываются», а люди им сопротивляются: нет, гендерные стандарты по большей части встречают повсеместную поддержку. Женщины обычно хотят выйти замуж не просто за существо мужского пола, а за настоящего мужчину. Аналогично, и мужчинам нужна не просто кукла женского рода, а милая и красивая женщина. Чтобы это происходило, заботливые родители воспитывают мальчиков как мужчин, а девочек — как женщин. Если это получается, родители гордятся своими детьми, а выросшие дети гордятся собой и благодарят родителей.

Гендерные стандарты — одна из основ современной цивилизации. При этом кажется полезным, чтобы женщины не замыкались в узком кругу «женских дел» и домашних обязаностей, чтобы они могли выбирать себе те занятия, которые их заинтересуют, и их осваивать. Аналогично, если мужчины добавят себе те способности и таланты, которыми обычно владеют женщины, это их также обогатит.

  • Гендерная психология
  • Природа человека
  • Автор Н.И. Козлов
  • +

Комментарии (4):

Гость, 24 июля 2014 г. в 07:27
Вполне согласна, особенно с последним абзацем.
1 ответ
Гость, 12 августа 2014 г. в 12:28
Категорически не согласен.
1 ответ
Н.И. Козлов, 12 августа 2014 г. в 18:04
Отлично! Только подскажите, с чем конкретно - и в связи с какими обстоятельствами вы думаете по другому.
1 ответ
Гость, 22 июня 2017 г. в 00:13

Гендер - излишество, ясно же. Есть набор вариантов поведения, зачем его искусственно ограничивать?

Материалы по теме:

Картинка к "Биологическая природа различий мужского и женского"
09 янв. 2006 г.
Различия мужского и женского формировались исторически, в ходе процесса эволюции. Что касается врожденных, биологических корней, то, по эволюционной теории пола В.А. Геодакяна, на мужчинах эволюция экспериментирует, а все проверенное и надежное вкладывает в женщин. Мужчины рождаются с большим разбросом по практически всем качествам — и самые высокие, и самые низкие, и самые умные, и самые дураки, самые святые и самые подлые. Как личностная конструкция, обычные мужчины в возрасте после 30 деградируют гораздо легче женщин: алкоголизм, наркотики или просто валяться на диване.
2Подробнее →
Картинка к "Настоящий мужчина"
01 янв. 2002 г.
Мальчики и девочки разные изначально. Девочки с детства предпочитают играть в куклы, наряды и отношения, мальчикам интереснее машинки, что-то сконструировать и подраться. Можно, конечно, из мальчика воспитать девочку, но — зачем? Наверное, из мальчика стоит воспитать мужчину. Настоящего мужчину.
Картинка к "Пол (гендерная) принадлежность и сексуальность (ВВП)"
01 окт. 2022 г.
Так же как голод и жажда, сексуальное желание является очень мощным мотивом. Однако между сексуальным мотивом и мотивами, связанными с температурой тела, жаждой и голодом, существуют важные различия. Секс является социальным мотивом: он, как правило, предполагает участие другого человека, тогда как мотивы выживания касаются только биологической особи. Кроме того, такие мотивы, как голод и жажда, обусловлены нуждами органических тканей, тогда как секс не связан с нехваткой чего-либо внутри, что нуждалось бы в регулировании и возмещении для выживания организма. Значит, социальные мотивы не поддаются анализу с точки зрения процессов гомеостаза.
Картинка к "Половая (гендерная) идентичность и половое формирование (ВВП)"
01 окт. 2022 г.
За редким исключением, человеческие существа делятся на два пола, и большинство детей обретает твердое чувство принадлежности либо к мужским, либо к женским особям. При этом у них появляется то, что в психологии развития называется половой (гендерной) идентичностью. Но в большинстве культур биологическое различие мужчин и женщин широко обрастает системой убеждений и стереотипов поведения, пронизывающих буквально все сферы человеческой деятельности.
Картинка к "Развитие личности мужчины по Сергею Шишкову"
01 окт. 2022 г.
Мужчинами - не рождаются, мужчинами - становятся. У каждого здесь свой путь, но основные закономерности описать можно.
Картинка к "Воспитание девочки"
27 июн. 2014 г.
Что нужно знать и учитывать при воспитании девочки как будущей женщины?