Горе

Фильм "Шоколад"

Смерть мужа - удар, но чтобы носить траур более двадцати лет, нужна дополнительная мотивация.

Фильм "Железная леди"

Маргарет Тетчер прожила всю свою жизнь с любимым мужем, но после его смерти не была склонна к переживанию скорби и горя.

Горе - это тяжелое, темное, горькое, иногда чрезвычайно больное переживание с ощущением невозвратной потери.

Дети не знают, что такое горе, дети осваивают, выучивают это переживание, перенимая его как образец социального поведения. При этом горе, как переживание, не очень близко маленьким детям. Осваивая негативные эмоции, чувства и переживания, дети вначале учатся злиться, обижаться и расстраиваться, а горе осваивают позже. Горе - не природная, а социальная реакция, и взрослые люди обычно горюют столько, сколько привыкли и сколько принято.

Впрочем, психотерапевты имеют свой взгляд на горе, согласно которым горе - естественная реакция психики на потерю, причем эта реакция длится определенный срок и имеет свои этапы. Среди российских авторов об этом пишет в первую очередь Ф. Е. Василюк. (Читай Василюк Ф.Е. Пережить горе и Василюк Ф.Е. Психология переживания).

В синтон-подходе горе рассматривается как заученное поведение и выученное переживание, принятое в обществе и имеющее свои внутренние выгоды для человека. На взрослого человека горе сваливается, а ребенком горе - делается. Опущенные плечи, взгляд исподлобья, печальные глаза, сведенные брови - это не только отражение горя, это те действия, которые его же и формируют. Внутренняя картинка - серый мир, то есть зачеркивание серым (а то и черным) цветов мира, ранее цветного.

Если человек научился и считает возможным переживать горе, он будет его переживать так и столько, сколько принято в данном обществе. Если человек вырос в культуре, где горе переживать не принято, то потерю близких людей и другие события переживаниями горя не сопровождаются. Если у человека есть обязательства перед жизнью и людьми, его переживания горя будут недолгими - он не имеет на это права. Если у человека есть возможность переживать, если это поддерживание поддерживается близкими, переживание горя будет более глубоким и длительным.

Нужно учесть и то, что переживание горя обычно имеет не только причины, но и выгоды. Какие выгоды горя, зачем люди его переживают? Достаточно очевидно, что тот, кто плачет, плачет не об ушедшем - ушедшему не плохо. Плачущий плачет - о себе, о собственной потере, и плач есть проявление страха,

Интересно провести исследование, связаны ли длительность и глубина горя с общим уровнем тревожности (уровнем страхов) у человека. Есть гипотеза, что связь - прямо пропорциональная и, главное, сильная.

плач в первую очередь - способ самозащиты. От чего? От обвинений. Если человек не будет страдать, про него скажут - бессердечный, не любил (не любила). А не любила - так может быть и виновата в происшедшем? Насколько человек ценит потерянное, в нашей культуре именно силой переживания. Чем сильнее переживает горе, тем более дорого потерянное. Горюет - значит, ценил, а не переживает - значит, было не важно.

Этот культурный стереотип - не более чем миф. В буддийской культуре смерть близкого в принципе не переживается как горе, воспринимается как абсолютно штатное событие, в чем-то даже позитивное: дорогой вам человек освободился от колеса сансары, ушел из мира страданий.

Кроме культурных особенностей, всегда были и есть личностные особенности. У разных людей горе возникает по-разному, кого-то задевают только мелочи, кого-то валят серьезные вещи. Бывает, что горе адекватно реальности: человеку действительно сильно трудно, больно - он горюет. Но бывает горе и утрированное - тогда это лишь средство привлечения внимания и получения порции поглаживаний. Есть люди, которые сильно переживают при потерях, но мало заботятся, чтобы не потерять. И есть заботливые, которые склонны заботиться, а не переживать. Мудрые люди говорят: "Цени меня, пока я живой..."

Сильные люди учат себя не впадать в горе, потому что знают, что они нужны другим людям: тем, кого они любят и за кого они отвечают. Как научиться не впадать в горе? 1) Практиковать Технику душевной страховки 2) Помнить про сказку и реальность, уметь отличать одно от другого. 3) Практиковать спокойное присутствие, учиться не нагнетать ненужных эмоций. 4) Учить себя жить будущим: то, что прошло, уже прошло, а впереди всегда есть жизнь, есть планы и есть те люди, которым вы нужны.

Для отправки нажмите Ctrl+Enter, осталось символов для ввода: 1000

Комментарий принят на модерацию

Елкин Юрий Александрович 6 мая 2013 21:30:50

По моему опыту, подобные переживания лучше описываются четырьмя этапами: начало (страх), наработка опыта, оргазм, успокоение. Если не ошибаюсь - это из раннего Гештальта. Это достаточно близко к тому, что автор описал из теории Кюблер-Росс. Страх или боязнь нужны для резкого роста, набора психологической энергии (Нет! Не я, только не со мной! Это ошибка!). Дальше идёт наработка, человек ищет способы, пути как с этим справиться (А что же будет с этим и с тем. Как же теперь делать то-то и то-то). И когда опыт вырастет до уверенного управления проблемой - наступает удовольствие, оргазм от осознания, что я овладел ситуацией и могу справиться с обстоятельствами, с проблемой, заданием, потерей (Ну ничего, справимся, как-нибудь, не я один такой. Буду делать то-то и то-то). После чего наступает успокоение, возможно, анализ ситуации на будущее (Надо было сделать так-то и так-то, чтобы было проще-лучше-легче). Приблизительно такие же этапы предлагает автор в "Технике душевной страховки". Что говорит о верности подходов, если их используют разные профессионалы.

Наталия 7 мая 2013 14:05:50

Здравствуйте! Очень неоднозначный подход к проблеме горя. Я психолог и мать, потерявшая взрослую дочь чуть более двух лет назад. Точка зрения на проявления горя в статье затрагивает, по моему мнению, все же чисто внешнее содержание. Личностное переживание горя имеет не только социальные проявления, иначе все сводилось бы только к "актерству". Вы правы, что оставшийся в живых, плачет от собственных страхов, но еще и от боли, которая возникает в глубине его и он не способен в какой-то момент уцепиться за остатки разума, чтобы пересилить эту боль. Сумасшествие на почве перенесенного горя - это ведь тоже способ защиты. Упор на социальную подоплеку горя - шаткая позиция. Исключите эмоциональную подоплеку жизни человека и она утратит смысл. Не стоит путать внешние проявления чувств и их внутреннюю составляющую, у каждого она своя.

Развитие темы

Самые популярные материалы