Гражданский брак: психологические аспекты


Редакция Психологоса сочла возможным опубликовать эту статью, хотя мнение редакции по многим пунктам не совпадает с позицией автора. Сразу нужно отметить, название неточно: статья посвящена незарегистрированному, а не гражданскому браку. Статья интересна количеством гипотез, хотя и страдает их малой обоснованностью. Формулировка "можно предположить" действительно дает возможность много чего предположить, но обоснованием не является. Характерологические особенности партнеров, решивших жить вместе без регистрации, могут быть такими, какие описаны в статье, но оснований утверждать, что это как-то специфично и характерно именно для них в отличие от тех, кто официально регистрирует свои отношения - нет, тем более нельзя утверждать, что это является правдой для конкретной пары. При этом редакция поддерживает автора в его желании видеть семьи крепкими и вместе с ним полагает, что официальная регистрация отношений является не только разумным делом, но и выражением искренней любви.


Cоздать семью могут два любых человека, если только у них есть желание
и они не имеют выраженных физических и нравственных дефектов.
Козлов Н.И.

В некоторых странах детей с первого класса учат основам семейной жизни. В нашем государстве подобный опыт тоже есть: в общеобразовательных школах в 1980-х годах был курс «Этика и психология семейной жизни» [2]. Но сегодня систематической работы в этом направлении не ведётся. Школьные психологи могут хотя бы частично заполнить эту бреш на уроках психологии, классных часах, с помощью акций.

Нужно заметить, что в вопросах этики семейной жизни среди психологов нет единства. Так один квалифицированный психотерапевт заявил, что «изменять – это нормально». К таким выводам он пришёл исходя из статистически установленного факта измен многими супругами. Однако мы считаем, что в вопросах нравственности количественный подход не всегда уместен. Ещё Христос в Нагорной проповеди обратил на это внимание: «Входите тесными воротами, потому что широки ворота и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны ворота и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7:13-14).

Гражданский брак тоже вызывает много споров: некоторые называют гражданский брак развратом, некоторые — более продвинутой формой семейной жизни, нежели традиционный, заверенный печатью. В данной работе мы не претендуем на то, что наша позиция является единственно верной. Мы лишь пытаемся, сколько возможно обоснованно проанализировать рассматриваемое явление.

Под «гражданским браком» здесь мы понимаем сожительство, хотя это является не корректным, поскольку исторически гражданский брак – это брак, зарегистрированный в уполномоченном на то государством органе, и возник он как альтернатива церковному браку. То есть гражданский брак залючается у чиновника, а религиозный у священника. Но мы будем называть здесь гражданским браком сожительство не только потому, что это значение стало теперь преобладающим, но и потому что это эвфемизм, позволяющий не обидеть человека. Хотя иногда лучше называть вещи своими именами.

Неуверенность

Один из главных аргументов сторонников гражданского брака заключается в том, что такая форма совместной жизни позволяет попробовать взаимоотношения с человеком без официального их оформления. А это в случае неудачно сложившихся обстоятельств позволит прервать эти самые отношения без лишних юридических хлопот.

Вроде бы логично. Ведь люди встречаются, люди расходятся. Зачем осложнять себе жизнь? Чтобы взглянуть на эту ситуацию с другой стороны, представим себе боксёра, идущего на ринг с мыслью: «Если пропущу пару ударов — сразу сдамся». Есть у такого спортсмена шансы на победу? Нет: крайне редко бывает поединок в котором один из боксёров не получит ни одного удара. Боец с такой установкой обречён на поражение. Установка на гражданский брак аналогична: «Если наши отношения не сложатся — сразу разбежимся, даже госпошлину за развод платить не нужно». Причём если в боксе гладкие бои, наверное, бывают, то отношения мужчины и женщины безоблачными не бывают никогда. Конфликтов, сложностей взаимопонимания, усталости, финансовых проблем, болезней избежать нельзя, с чем-то из этого списка сталкиваются все пары. Таким образом, для личности сторонников гражданского брака характерна неуверенность в своих силах.

Мотивация избегания неудач

Фильм "Храброе сердце"

Уильям Уоллес призывает мужчин быть смелыми и готовными погибнуть, но остатья свободными. Его мотивация - мотивация достижения успеха, а не мотивация избегани неудач.

Вторая черта — это мотивация избегания неудач. Поведение людей определяется двумя противоположными типами мотивации: избегание неудач и достижение успеха. На первый взгляд фундаментальное различие этих видов мотивации не очевидно, ведь и то и другое хорошо. Но когда речь идёт о факторах, определяющих активность человека, его цели и способы их достижения, мотивация на успех или избегание неудач имеет решающее значение.

Яркий пример подобной разницы есть в фильме «Храброе сердце». Перед первым крупным сражением с англичанами шотландцы выстроились на поле, но увидев огромную армию противника стали стихийно расходиться по домам. Пришедшему Уильяму Уоллесу они объяснили, что это позволит им избежать смерти (т. е. избежать неудачи). Уоллесу же удалось убедить их остаться, принять бой, возможно, погибнуть, но погибнуть свободными (т. е. добиться успеха). Шотландцы остались на поле, приняли бой и победили.

Вступление в брак — это, безусловно, одно из самых важных, стрессовых событий в жизни. И здесь, как и перед сражением, нужна решимость, готовность рискнуть, желание идти до конца, то есть мотивация достижения успеха. Чтобы отношения между мужчиной и женщиной завершились успешно, нужно верить в себя и своего избранника, верить, что всё получится, верить в свои способности конструктивно решать возникающие проблемы.

В 1985 году в журнале “Psychology Today” были опубликованы результаты исследования, в котором изучались успешные пары, прожившие в браке более 15 лет. Интересно отметить, что у мужчин и женщин семь наиболее важных причин продолжительности совместного проживания совпадают:

  1. Он(а) является моим лучшим другом.
  2. Он(а) мне нравится как личность.
  3. Брак — это долгосрочное обязательство.
  4. Брак священен.
  5. У нас общие цели и задачи.
  6. Он(а) со временем становится все интереснее.
  7. Я хочу, чтобы наши отношения развивались успешно [1].

Как видим, среди главных причин успешного брака три (3, 4 и 7) напрямую связаны с установкой на успех отношений, что прямо противоположно установке сторонников гражданского брака на избегание неудач.

Чтобы не отходить от боксёрской аналогии, вспомним слова Константина Цзю: «Я готов был умереть на ринге». Это созвучно словам клятвы, которую дают жених и невеста во время венчания в Соединённых Штатах Америки: «Мы будем вместе пока смерть не разлучит нас».

Конечно, не стоит эту идею доводить до абсурда. Люди, стремящиеся к пожизненным отношениям, имеют право на развод. Даже Иисус Христос признавал право на развод в случае сексуальной измены. Мы к этому можем добавить случаи, когда супруг или супруга пристрастились к алкоголю или наркотикам. Но это крайние случаи, в которых семья фактически распадается, а развод только оформляет этот распад. Тот же Костя Цзю, несмотря на свою готовность умереть на ринге, в одном из последних боёв сдался. Но прежде, чем сдаться, он бился за победу десять тяжелейших раундов и, только исчерпав все возможности и силы, признал своё поражение. Так и супруги, потратившие годы на создание, сохранение или возрождение счастливой семьи или просто приемлемой доброжелательной атмосферы в доме, исчерпав все возможности, имеют и моральное, и юридическое право расписаться в своём поражении.

Внешний локус контроля

Вероятно, в гражданский брак вступают преимущественно люди с внешним локусом контроля. Это понятие отражает склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам. С другой стороны, для людей с внутренним локусом контроля характерна склонность считать ответственным за результаты своей деятельности свои собственные способности и усилия.

Многочисленные исследования показали, что люди, обладающие внутренним локусом контроля, более уверенны в себе, последовательны и настойчивы в достижении поставленной цели, склонны к самоанализу, уравновешенны, общительны, доброжелательны и независимы.

Склонность к внешнему локусу контроля, напротив, связана с такими чертами, как неуверенность в своих способностях, неуравновешенность, стремление отложить реализацию своих намеренний на неопределённый срок, тревожность, подозрительность, конформность и агрессивность.

Внешними силами, несущими ответственность за происходящее с человеком могут быть самые разные явления: бог, звёзды, судьба, правительство, страна рождения и проживания, семья, экономическая ситуация и всё, на что фантазии хватит. Когда речь идёт о взаимоотношениях мужчины и женщины, такой внешней силой зачастую выступает любовь. Любовь в том понимании, в котором её представляют себе в современной западной цивилизации (в том числе и в России), как сильное чувство, страсть, неподконтрольную воли человека. Чрезвычайно широко распространено мнение, что любить очень легко, нужно лишь встретить достойного любви человека, и любовь будет бить мощным ключом безо всяких усилий. То есть проблема любви видится во внешних по отношению к человеку обстоятельствах, она зависит от объекта любви.

Однако это тупиковое представление о любви. Очевидно, что любовь требует интереса к объекту любви, уважение к нему и заботы о нём. Любовь подразумевает постоянную сосредоточенность, терпение и самодисциплину: если она зависит от настроения, спонтанных чувств и сиюминутных желаний, то это не любовь. Любовь — это в первую очередь акт воли, способность самого человека, это определённый вид деятельности, почти полностью зависящий от самого субъекта. Подробно этот взгляд на любовь описан в книге Эриха Фромма «Искусство любить» [4].

Легкомыслие и скупость

Другая характерная особенность людей, предпочитающих гражданский брак: легкомыслие. Это особенно очевидно, если вспомнить о праве наследования. Согласно существующим нормам права признаётся только брак, зарегистрированный в органах записи актов гражданского состояния (статья 1 Семейного кодекса РФ). Соответственно в случае смерти одного из гражданских супругов оставшийся партнёр не может претендовать на наследование собственности усопшего. И суду абсолютно не интересно насколько они были счастливы и как долго прожили вместе.

Хотя в большинстве случаев именно понимание того, что имущество, совместно нажитое в браке, является общей собственностью супругов и при разводе делится поровну, и является причиной избегания официального брака. В слух об этом, конечно, никто не скажет, но доходящая до скупости расчетливость является одним из важнейших мотивов гражданского брака.

Таким образом, для женщин здесь характерно легкомыслие, поскольку и в случае развода, и в случае смерти супруга они остаются ни с чем; для мужчин – доходящая до абсурда скупость.

Неуважение к своей фамилии

Ещё одна черта личности людей, живущих гражданским браком, связанная с легкомыслием: неуважение к своей фамилии, семье, роду. По закону ребёнок, родившийся у незамужней женщины, автоматически получает фамилию матери (статья 51 Семейного кодекса РФ). Есть, конечно, семьи, в которых и муж и дети осознанно берут фамилию матери, например, из эстетических соображений (Пупков становится Меньшиковым). Но сейчас не редкость отсутствие официального отца у ребёнка: мужчинам всё равно, какая фамилия будет у их детей. Молодёжь редко может рассказать о своей родословной дальше дедушки и бабушки. И им не интересно знать откуда они взялись, что перенесли их потомки, чтобы дать возможность жить им.

Я не сторонник традиционной родовой, клановой организации общества. Не стоит путать любовь к своей семье, роду, уважение и гордость за свою фамилию с корпоративизмом, выражающемся в готовности пренебречь интересами других коллективов ради выгод своей группы. Равно как не стоит путать патриотизм, являющийся любовью к родине, с национализмом, выражающим презрение и ненависть к другим народам.

Понимание себя как звена в цепи поколений позволяет человеку чувствовать себя уверенней. Это же делает нас более ответственными, потому что мы задумываемся, как нас будут вспоминать и оценивать потомки.

Любопытно, что в отношениях Анны Карениной и Алексея Вронского в первую очередь фамилия детей была камнем преткновения. В беседе с подругой Анны Вронский признался, что его беспокоит больше всего: «Моя дочь по закону — не моя дочь, а Каренина. Я не хочу этого обмана! ... И завтра родится сын, мой сын, и он по закону — Каренин, он не наследник ни моего имени, ни моего состояния, и как бы мы счастливы ни были в семье и сколько бы у нас ни было детей, между мною и ими нет связи. Они Каренины. Вы поймите тягость и ужас этого положения!» Любовник и гражданский муж Карениной не лишён недостатков, однако это достойный, благородный, честный мужчина, о котором может мечтать любая женщина. Ради Анны он пожертвовал карьерой, столичной жизнью, расположением семьи. Этим он доказал, что ребёнок и Анна являются для него самым главным. Но смириться с тем, что его дети, ради которых он готов на всё, будут носить фамилию другого мужчины, он, как и любой хоть сколько-нибудь уважающий себя человек, не мог.

В романе Марио Пьюзо «Крёстный отец» также есть яркий пример отношения настоящего мужчины к фамилии: дон Вито Карлионе, усыновив мальчика немецко-ирландского происхождения, который стал братом его родным сыновьям, сохранил ему прежнюю фамилию, объяснив своё решение, тем, что смена фамилии была бы несправедливостью по отношению к его родителям.

Отчуждённость от своей природы

Кроме того, фамилия является атрибутом, отражающим принадлежность человека к своему роду, своей семье. А потребность в принадлежности к определённой группе является одной из главных. Большим приоритетом обладают только физиологические потребности и потребность в безопасности. Все мы с детства ищем общества себе подобных. Когда один ребёнок хочет выразить своё недовольство другим, он говорит: «Я с тобой не играю». Этим самым лишая его своего общества, блокируя удовлетворение потребности в аффилиации. Собственно, взрослые делают аналогично: провинившегося заключённого сажают в одиночную камеру. Человеку жизненно важно принадлежать к каким-либо сообществам. Действительность предоставляет массу возможностей для принадлежности к группам: прежде всего в профессиональной и образовательной сфере. Если этого мало, можно обратиться к религиозным общинам, фанклубам или, на худой конец, записаться на курсы иностранного языка.

Очевидно, что лучшим способом удовлетворить потребность в принадлежности является создание крепкой семьи. Гражданский брак, в этом свете, противоречит человеческой природе и стремление к нему отражает отчуждение человека от самого себя и своей семьи. В нашей жизни всё больше фатического, бессодержательного общения и всё меньше близости, единства, любви.

Кто виноват?

Фильм "Москва слезам не верит"

- Как-то по-дурацки жизнь прошла. Всё пыжился чего-то. Всё казалось не живу, а так: черновик пишу, ещё успею набело. ... А сейчас оглянулся: ни жены, ни детей, да что там, друзей-то настоящих и то не нажил.

Чрезвычайно широко распространено убеждение, что мужчины более склонны к гражданскому браку, больше ценят свою свободу, нежели женщины. Однако имеющиеся данные заставляют в этом усомниться. Известно, что большая часть разводов совершается по инициативе женщин [1, 3]. В то же время разведенные мужчины вступают в повторный брак чаще, чем женщины [5], по некоторым данным в 3 раза [1]. Иначе говоря, мужчины более тяготеют к жизни в браке, чем женщины.

Психотерапевтическая и консультативная практика также показывает, что значительная часть женщин в глубине души боятся связывать себя серьёзными обязательствами. Такие девушки обычно заявляют, что больше всего на свете они хотели бы выйти замуж. Но на деле годами встречаются или живут с мужчинами, которые категорически против штампа в паспорте. В этом случае женщины с лёгкостью перекладывают ответственность на мужчин: «Я мечтаю выйти замуж, но он не хочет». Хотя на самом деле их партнёры делают то, чего хотят сами женщины.

Другой вариант психологической защиты и самооправдания состоит в том, что нет достойных мужчин: один зарабатывает мало, другой слишком старый, третий курит и т. д. и т. п. Встречаться и жить с такими мужчинами можно, но в мужья они не годятся. Поскольку с принцами действительно ситуация напряжённая, эта рационализация позволяет оправдывать свою позицию.

Женщины же, которым в ходе консультативной работы удаётся разобраться со своими скрытыми установками и выработать более реалистичное отношение к браку, с лёгкостью удаётся выйти замуж. Причём зачастую за своих же гражданских мужей, якобы категорически не желающих идти в ЗАГС. Но в ситуации ультиматума: расставание или штамп в паспорт, - они «неожиданно» соглашаются на официальное оформление отношений.

Таким образом, с гражданским браком связан целый комплекс отрицательных психологических свойств: неуверенность в себе, мотивация избегания неудач, внешний локус контроля, легкомыслие, скупость, неуважение к фамилии и отчуждённость от своей природы. Все эти черты могут отрицательно сказываться на душевном благополучии человека и на успешности в семейной жизни. Причём подобные установки характерны для женщин не менее, чем для мужчин. Носители таких качеств могут оказаться в такой же ситуации, как персонаж знаменитого фильма по имени Рудольф (а может, Родион: он так боялся неудачи, что отрекался даже от своего ребёнка и своего имени). Оглядываясь на прожитую жизнь, он признался, что как будто писал в черновик, надеясь потом переписать в чистовик. Половина жизненного пути пройдена, а переписывать на бело нечего. Нужно писать сразу в чистовик, может, с ошибками, помарками, невыполненным домашним заданием, но в чистовик, ведь жизнь коротка: второй шанс никто не обещает.

Литература:

1. Г. Крайг «Психология развития». – С.-Пб.: Питер, 2005.

2. Круглов Б. С. Правовое сознание как элемент психологической подготовки молодёжи к семейной жизни. - Вопросы психологии. - 1986, № 4.

3. http://www.tili-testo.ru/articles/cat30/205/ - Статистика разводов.

4. Фромм Э. Искусство любить. Исследование природы любви. - М.: Педагогика, 1990.

5. Психология человека от рождения до смерти. Под ред. Реан А. А. - С-Пб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.

Для отправки нажмите Ctrl+Enter, осталось символов для ввода: 1000

Комментарий принят на модерацию

Гость 1 июля 2016 12:53:22

Пропагандистская статья. Она навязывает аксиому, что, дескать, так называемое "семейное счастье"- это необходимая цель абсолютно для всех людей, и спор лишь о формах этого т.н. "счастья". Причём незадачливому обывателю дают понять, что без вмешательства государства (а лучше и церкви) никак, без кандалов, уз, никак. Свобода- это плохо, это опасно. Чем больше у тебя привязанностей, обязательств, штампов в паспорте, ответственностей, тем лучше. Любой власти выгодно загнать всех подопечных в семейные стойла по двое, чтобы особо не думали, не философствовали- так и до беды не далеко: слишком непредсказуемыми станут. А тут семья, личинки, кредит, работа, забот полон рот, обязанности, ответственности, да ещё и патриотизм из телевизора каждый день в голову. Идеальный подчинённый (читай, раб). И вот чтобы воспитать такого раба и нужны подобные психологи и их статейки.

Развитие темы

Самые популярные материалы