Как делать свое мышление четким и осмысленным?

24 января 2016 г. в 16:38

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

 

Логический анализ простенькой статьи может выглядеть так

Самый распространенный вид как бы мышления — внутренняя болтовня, относительно связное, иногда даже логичное, но нецелесообразное и часто негативное мышление. Такое « как бы мышление» лучше прекращать: внутренняя болтовня заполняет пустоту души, создает иллюзию, что жизнь чем-то наполнена. Внутренняя болтовня мешает концентрации на цели, является помехой в бизнесе и воинских искусствах, смотри статью →

Чтобы ваше мышление становилось более четким и происходило более осмысленно, рекомендуется свои мысли записывать и зарисовывать, рассказывать терпеливо слушающим и позитивно настроенным окружающим, учить себя эффективному мышлению. Итак, подробнее.

Записывайте и рисуйте

Начните свои мысли записывать и зарисовывать. Наверное, вы наблюдали: когда что-то вам рассказывает умный человек, он вам не только говорит, он еще и рисует то, что он вам говорит. Сейчас это — нарисовал, нам нужно то — нарисовал, к этому мы придем там — нарисовал. Да, так становится яснее обоим.

Привыкайте записывать не только свои обрывочные соображения, а свои размышления целиком, целые логические цепочки, где понятно из чего вы исходите и куда вы идете. Еще лучше эти схемы не просто записывать, а зарисовывать, оформлять в схемы и картинки. Как нарисуете — так и сами поймете, что хотите сказать.

Придумали — рассказывайте!

Исключительно полезно свои новые мысли рассказывать терпеливо слушающим и позитивно настроенным окружающим. Смысл такого рассказа в том же, как и « записывать», но у хорошего собеседника вы будете получать обратную связь и поддержку — уверенность, что вы с этим справляетесь. Эффект рассказа — большой. Пока объясняете, лучше начинаете понимать сами. По анекдоту: « Я ему раз расказываю — он не понял. Я ему второй раз рассказываю — он все равно не понимает. Я ему третий раз рассказываю, уже сам все понял, а он так и не въехал!»

Техника « Повтори, согласись, добавь»

Рассказывать полезно, а обсуждать — эффективнее. Однако, чтобы обсуждения не превращались в пустые споры, освойте и практикуйте упражнение « Повтори, согласись, добавь». Эта великолепная техника учит обосновывать свою позицию и излагать свои мысли связно. Разговор в таком формате является великолепной интеллектуальной гимнастикой и во многих парах является любимой вечерней игрой во время прогулки. См.

Следите за своей речью

Мышление неразрывно связано с речью: мышление не только воплощается в речи, но и строится речью. Нередко, чтобы начать по-другому думать, нужно приучить себя немного по-другому говорить, изменить свои привычки. Например, убрав из своего речевого лексикона слова « проблемы», « очень трудно», « ужас» и чаще используя слова « цель», « задача», « интересно», мы делаем свое мышление более конструктивным. А зачем нам знать, что мышление и речь связаны так плотно? А дело в том, что свое мышление отслеживать сложно, оно быстрое и неуловимое. Подумал — и ушло. Как только подумал, о чем же я подумал, мысли уже другие! А свою речь отслеживать проще. Поэтому: хотите строить свое мышление — начинайте следить за своей речью!

Следить за своей речью проще, чем за своим мышлением.

​Следите за чужой речью

За чужой речью следить легче, чем за своей: к своей речи внимание « замыливается», а чужая воспринимается « свежаком» и внимание к ней обострено. Не зря говорят: « Со стороны виднее». В чужой речи легче слышны логические сбои и проще заметить доказательные ошибки: о чужих ошибках в принципе проще говорить, чем об ошибках своих. Поэтому, если вы хотите сделать более четкой свою речь, вначале начинайте следить за чужой речью, это очень облегчит вам работу.

Чужую речь анализировать проще, чем свою.

 

Учитесь работать с текстами

И последний шаг: чтобы вам было легче анализировать речь (не важно, свою или чужую, устную или письменную), начните с анализа письменных текстов. Письменный текст анализировать еще проще, чем речь, поэтому именно с анализа текстов начинается максимально эффективная работа по « затачиванию» собственного мышления.

Письменную речь анализировать проще, чем устную.

Я учился думать, когда, будучи студентом, ходил на занятия Московского методологического кружка и там расшифровывал (переводил в текст) записи выступлений Г.П. Щедровицкого, О.И. Генисаретского, В.М. Розина и других заумных людей. Их устные выступления были для меня настолько сложны, что я их воспринимал скорее как эстетическое событие; а содержание я начинал понемногу понимать, только когда прочитывал каждый абзац неторопясь, по отдельности и несколько раз...

А как вам работать с текстами? Если вы хотите учиться думать, поставьте себе задачу написать качественную, серьезную статью (а лучше книгу) по важной для вас теме. Вначале прочитайте это, а потом беритесь за более объемную задачу. Начните для этого собирать материал, наводить в этом материале порядок, раскладывая материал по темам и ища разумную последовательность. Ищите формулировки для главных тезисов, ищите к ним обоснования и иллюстрации, отделяйте твердые факты от мифов и личных убеждений. Решите для себя, к каким выводам вы хотите подвести своих читателей, что у них должно остаться в голове по итогам чтения вашего текста... Такое умное писательство будет раз за разом строить ваше мышление, делая его более четким и эффективным.

 

Комментарии (11):

Гость, 25 ноября 2013 г. в 18:53
Кратко и по сути, спасибо))
Алексей, 28 января 2016 г. в 01:19
Привыкайте записывать только свои обрывочные соображения, а свои размышления целиком, целые логические цепочки, где понятно из чего вы исходите и куда вы идете. -Как будто пропущенны слова, нет?
1 ответ
Н.И. Козлов, 28 января 2016 г. в 08:24
Спасибо, Алексей! Поправил.
Эльшад, 20 февраля 2016 г. в 15:21
Спасибо за хорошую информацию.
Гость, 17 января 2017 г. в 15:14
Благодарю за статью, буду совершенствоваться.
Гость, 19 мая 2017 г. в 15:38

А что делать, если я уже привыкла разговаривать сама с собой и не могу с этим ничего поделать? Мне трудно выражать свои мысли окружающим. Даже тем, которых я хорошо знаю.

1 ответ
Козлов Николай Иванович, 21 мая 2017 г. в 08:25

Привычка - это только привычка, и любую привычку можно переделать. Раньше освоили глупые привычки - значит, пришла пора осваивать новые, более разумные привычки. А разговоры насчет "трудно" - детский сад. Быть сильнее трудностей - обязанность взрослого человека. А кто с этим не справляется - просто вымирает. Слушайте, становитесь взрослым человеком!

Гость, 30 сентября 2018 г. в 07:22

Думай на бумаге!.. Это один из главных навыков богатых людей, которому они обучают своих детей!..

Гость, 10 апреля 2019 г. в 05:17

Кто автор?

Гость, 12 апреля 2020 г. в 21:56

Очень полезная статья, спасибо.

Гость, 05 сентября 2021 г. в 19:18

Эффективно ли записывать и отображать все в электронном виде? Или же лучше отдавать предпочтение письменной форме?

Материалы по теме:

Картинка к "Как развивать ум и мышление ребенка?"
20 февр. 2020 г.
Игры, специально направленные на развитие мышления, оказываются полезными не только детям, но и взрослым.
0Подробнее →
Картинка к "Эффективное мышление"
01 окт. 2022 г.
Эффективное мышление - это конкретное, позитивное и рабочее мышление.
Картинка к "Как избавиться от назойливых мыслей?"
15 авг. 2019 г.
Вот у меня в голове - комбайн по переработке мыслей. Он всегда тихонько гудит, потому что всегда хочет работать, и он делает это красиво. А если мысль назойливая, все время появляется снова? Это значит, что он будет из нее делать все новые и новые вещи. Потому что он умеет думать?
Картинка к "Мышление"
01 янв. 2006 г.
Мышление нередко определяют как способность к решению новых, экстренно возникающих задач в ситуациях, где прежние, уже известные решения не срабатывают. Творческое и конструктивное, развитое мышление действительно способно справляться с такими задачами, но это не значит, что если кто-то не нашел творческого решения в новой для него ситуации, у него мышление отсутствовало. В своих простейших формах мышление, как процесс, это всего лишь переработка информации в потоке течения мыслей, образов и ощущений.
Картинка к "Осмысление, осмысленность"
01 окт. 2022 г.
Осмысление - окаймление (наполнение) смыслом сказанное, сделанное, существующее или происшедшее. Осмысленность - наличие смысла в сказанном или сделанном. Имеющее логику и служащее чему-то ценному, важному в качестве средства. Чем больше смысла в сказанное или сделанном, тем более осмысленными являются слова и действия, мышление и поведение в целом.
Картинка к "Развитие мышления"
01 окт. 2022 г.
Мышление можно развивать, увеличивая его скорость, осмысленность, глубину и свободу. Мышление можно делать более конкретным, позитивным и рабочим.
Картинка к "Смысл"
01 окт. 2022 г.
Смысл - разумная связь между ценностью и средством (путем движения к ней). «Какой смысл?» - это вопрос «Для чего? Во имя чего? Для какой ценности?» Если что-то чему-то служит, является средством - это осмысленно, в этом смысл есть. Если нечто средством для достижения ценностей и целей не является - это бессмысленно, в этом смысла нет.
Картинка к "Внутренняя болтовня"
01 окт. 2022 г.
Самый распространенный вид "мышления" - внутренняя болтовня, относительно связное, иногда даже логичное, но нецелесообразное мышление.