Автор: Лихачева Ольга,
​​​​​​​Университет практической психологии

Как маме выжить в больничной палате с активным ребенком?

20+ способов из моего опыта и 1 лайфхак

​​​​​​​Эта статья о том,

  • как провести полезный досуг с ребенком, если вы оказались в замкнутом пространстве и привычная активность сведена к минимуму;
  • как увлечь ребенка, не имея с собой никаких подручных спасателей (например, игрушки);
  • как гаджет превратить в средство развития, а не трату времени.

​​​​​​​Информация пригодится как мамам, так и папам. Будет полезной для бабушек и дедушек, и всех людей, заинтересованных в развитии ребенка. Полагаю, что данные способы можно легко адаптировать под любые условия, в которых ребенок жаждет проявить свою активность, но в пространстве присутствуют физические затруднения.

От больничной палаты никто не застрахован. Но одно дело лежать самому (одному взрослому). И совсем другое – с ребенком. Одно дело лежать со спокойным, послушным, покорным ребенком. И совсем другое дело лежать с активным, любознательным, пытливым егозой. О последнем случае и пойдет сегодня речь. Интересно? Тогда вперед!

Прежде я лежала в больнице с новорожденным ребенком – сразу после роддома. Этот опыт был прекрасный: ребенок спит, кушает, периоды бодрствования маленькие, постепенно увеличивающиеся. Вопрос о время провождении вставал только для меня. И с этой задачей легко справлялась: рисовала, писала, читала, общалась. Этим летом состоялась ситуация нового вида: как обойти скукоту с ребенком, если собирались мы экстренно, неожиданно и ночью? Мысли о том, чтобы взять игрушки, в мою голову совсем не приходили!

Вот так мне и посчастливилось оказаться с ребенком в палате без всех подручных материалов, которые имеются дома.

Дети-соседи спят, кушают, + сопутствующие действия на горшок, поплачут и по новой круг. Мое дитя чрезвычайно активное. Болезнь никоим образом не нарушает активность и любознательность моего 2-летнего дитя. Да, можно включить мультики. Так поступала мама-соседка. Видео, вне всякого сомнения, завораживает ребенка. И вместе с тем тормозит умение воображать, представлять, думать, поглощает физическую активность. Мое задача вырастить дочь думающим, развитым человеком. Желание двигаться – это природное свойство ребенка. Во время движения развивается мозг. Именно движение помогло снять устрашающий диагноз ДЦП. Об этом опыте напишу в другой раз.

А сейчас о том, как спасло меня в очередной раз творческое мышление.

Вот список выбранных и придуманных действий:

​​​​​​​

Активно-двигательные помогают снизить физическую активность, так как затрачивается энергия:

  • переливать воду (нам носили бутылочки и стаканчики) – помогает развить ловкость и координацию;
  • попрыгать в кровати;
  • покатать кровать (если есть колеса у кровати). Можно покатать в кровати ребенка. Побочный эффект этого действия в том, что растрачивается сила только у родителя;
  • покружиться, приседать, кувыркаться, - делать зарядку на полу;
  • покатать/переместить стул по палате;
  • выполнять артикуляционную гимнастику. Если не знаете, как - делайте любое кривляние губами, щеками, языком, маски эмоций. У нас были ватные палочки. Поэтому гимнастика была с усложняющими приемами. Это дочь повеселило. Приятный бонус маме: помогает сохранить молодость лица;
  • постучать/похлопать/потопать N раз, попросить ребенка повторить. Дополнительно развивает слух, чувство ритма, внимательность, счет и плавно переходит в следующую группу упражнений.


Познавательно-развивающие помогают повысить внимательность, умение считать, анализировать, развивать речь:

  • посмотреть в окно вместе с ребенком и посчитать объекты, которые видны из окна. Можно организовать что-то вроде соревнования. Например, спросить, как ты думаешь, сколько сегодня пройдет мужчин/женщин мимо окна? Каждый выдвигает свою версию. В конце дня побеждает тот, кто наиболее близкое число назвал. У нас за окном было много разнообразных домов и машин, поэтому следующий пункт возник:
  • сравнить объекты: большие и маленькие дома, легковые и грузовые машины, маленькие и большие грузовики и пр. предметы/признаки;
  • рассматривать внимательно какой-нибудь объект, называть его признаки, придумывать про него истории. В этом помогают вариации вопросов: Что было до? Что будет после? Это развивает и речь, и мышление, и воображение.

На следующий день у нас появились бумага и фломастеры, бусины. Это в разы увеличило досуг! И привело к появлению группы занятий, помогающих развивать мелкую моторику, координацию, воображение. Назвала ее художественно-эстетические действия:

  • рисовать что-либо просто так все, что приходит в голову, традиционными способами. Интерес к этому проходит быстро. Целесообразнее поощрить нетрадиционные способы рисования. Например, когда один из фломастеров оказался разобранным на части, то мы стали рисовать мягким стержнем с краской. Тыкали, мазали, выжимали, стучали. Получались следы разнообразного характера. В результате вышел рисунок "Рыбки над Землей":
  • рисовать рисунки-грифонажи. Это помогает развивать воображение, изобретать, снять барьеры в рисовании (информация для взрослых, кто жаждет рисовать, но есть вредная мысль «я не умею»). Данную технику практиковал Леонардо да Винчи, он же ее и придумал. У дочери вышла собака такая:
  • сфотографировать рисунки и обработать их в фоторедакторе или любом другом приложении для фотографий. Помогает развивать мышцы рук, если есть возможность рисовать по экрану пальцами. Такое занятие продлилось у нас около часа (самое длинное). Этот пункт показывает, как гаджет превращается в средство развития. Некоторые из наших вариантов такой затеи: ​​​​​​​
  • рвать бумагу. Можно всматриваться в кусочки и разгадывать на что они похожи. Можно кусочки сортировать по размеру. Тут идет перекличка с предыдущей группой;
  • резать бумагу (если есть ножницы), рисовать на бумаге что-либо и вырезать это;
  • нанизывать бусины на толстую нитку (нам их подарили, а пряжа у меня-рукодельницы нашлась).

Можно добавить познавательно-развивающий эффект и:

  • придумывать истории с героями рисунков;
  • делать самодельные книжки из листа бумаги, рассматривать их и читать.

Если к листу бумаги добавить активно-двигательную составляющую, то вариации следующие:

  • смять лист в комок и использовать его как мяч. Количество занятий будет больше. Поскольку все мы знаем немалое количество таких игр с мячом, упоминать их не буду;
  • сделать самолетик и пускать его, догонять. Если сделать два самолетика, то можно устраивать соревнования. Можно организовать мастер-класс для детей по сворачиванию любой фигурки оригами.

Этот список можно продолжать. Например, сейчас в мою голову пришли варианты игр с руками. Превратить руку в удава и разговаривать с ребенком. Можно изучить театр теней и сделать представление. Нарисовать животное, вырезать или вырвать его из листа, проделать отверстия для указательного и среднего пальцев и вот уже фигура может двигаться. С детьми постарше придумывать стихи. Перевоплощаться самим в животных, повторять их движения, имитировать их звуки. Играть в пантомиму. Список бесконечен.

Лайфхак. Для себя решила: хорошо иметь список важных вещей (памятку), если предстоит долгое нахождение с ребенком в замкнутом пространстве. Хорошо бы создать некий спасительный сундучок-сумку с вещицами, которые можно использовать разными способами. На случай экстренных сборов для госпитализации с ребенком этот сундучок будет прекрасным помощником.

Вот что бы я положила в такую сумку:

обязательно

  • листы бумаги А4 (тетрадь/альбом тоже подойдут, но из листа можно делать аккуратные книги без использования ножниц);
  • цветные карандаши и точилку (фломастеры подойдут тоже, но маленький ребенок может рисовать на стенах, постельном, столе. Карандаши минимизируют такие последствия);
  • ручку (можно нарисовать на пальце глазки, рот и уже не палец, а герой рассказа/сказки. Если брать простые фломастеры, то рожица быстро сотрется);

дополнительно

  • небольшие кубики/конструктор;
  • ножницы;
  • может быть несколько маленьких пластмассовых игрушек.

Этот список у вас будет другим. Моему ребенку 2 года, и данный список вполне актуален для него. Ориентируйтесь на возраст ребенка, его интересы и свои пожелания.

Случалось лежать в больнице? Тогда делитесь своей историей в комментариях о том, как проводили время с пользой.

Статьи по теме:
Занятия для ребенка
Занятия для ребенка

Чем больше у ребенка занятий, тем лучше. Ребенок в идеале должен быть занят всегда, и чем более перс...

0
Развивающие занятия для малышей: успешный опыт
Развивающие занятия для малышей: успешный опыт

Здесь – развивающие занятия на каждый день, которые я составляла для своей дочки Кати, когда ей было...

2
Методика раннего развития Марии Монтессори. От 6 месяцев до 6 лет (В. Дмитриева)
Методика раннего развития Марии Монтессори. От 6 месяцев до 6 лет (В. Дмитриева)

Все без исключения родители мечтают о том, чтобы их малыш стал успешным и уверенным в себе человеком...

1
Категории: