Авторы: Давыдова Мария, Бударгин Александр,
преподаватели детского лагеря ​«Эскалибур-Кэмп»

Как через инициативу воспитывать разумное послушание

Мы – родители!
Поздравляем!

Друзья, здравствуйте!

В этой статье мы подводим итоги исследования, проведенного нами, преподавателями детских лагерей «Эскалибур-Кэмп». Вот уже несколько лет мы ведем смены в наших детских лагерях. Один из ключевых вопросов, который важен при общении и работе с детьми – как заинтересовать их делать какое-то дело? Как родителям и воспитателям создать у ребенка интерес, вовлеченность? Вот к чему мы, преподаватели, пришли на основании полученного за почти десяток смен опыта.

Как вы, наверное, уже догадались, в этой статье речь пойдет о различиях между такими понятиями о воспитании ребенка, как послушание и инициатива. С одной стороны, каждый родитель хочет видеть свою дочку или своего сына послушной, дисциплинированным. С другой стороны, для того, чтобы быть успешным в будущей жизни, было бы хорошо, чтобы ребенок был активным и инициативным. Под лежачий камень вода не течет, верно?

При беседах с родителями перед отправкой детей в лагерь приходилось выслушивать подобного рода пожелания очень часто: «Вы, главное, смотрите, чтобы он там у вас в лагере не баловался. И еще сделайте так, чтобы он не сидел в углу, а был лидером и заводилой среди сверстников».

Хм. На первый взгляд это действительно две разные стороны воспитания любого ребенка. Мало того, что разные – они часто противопоставляются друг другу. Или заводила в классе, группе, или послушный тихоня.

От нас, взрослых людей и серьезных родителей, все время требуют послушания. Мы должны соблюдать правила дорожного движения, правила поведения в метрополитене, стандарты продаж компании. В гипермаркете, выкладывая на ленту у кассы покупки перед оплатой, мы должны отделить свои покупки от прочих металлическим брусочком с надписью «следующий покупатель». Мы знаем, что так временами легче. Легче жить, если я еду по правой стороне дороги, легче, если я сохраняю в кармане билет на пригородную электричку до конца поездки. Ну да, те, кто платно ездят в электричках, меня поймут.

А если послушания требуют от нас, то мы тоже требуем его. У наших детей. «Слушай, что тебе говорю!» - наверное, самая популярная фраза всех времен и народов.

Обратите внимание, друзья, какой странный парадокс. Нам говорят, ты соблюдай, следи, слушайся. Мы это сообщаем нашим детям.

Вместе с тем мы слышим: бери от жизни все, будь победителем, побеждай всех. Детям мы говорим то же самое – дорогая, ты слушайся, и ты должна быть самая лучшая, придумай что-нибудь необычное, из ряда вон выходящее. Сынок, ты должен быть послушным, дисциплинированным, самым сильным, ловким, выделяться среди других, защищать девочек и не бегать на уроках физкультуры.

Когда мы начинали наши детские лагеря, мы задавались следующим вопросом – ребята должны идти в игровые бои, придумывать идеи для своих фильмов, собирать команду для ориентирования. Для этих дел нужна активность и настойчивость.

А вот построиться в строй, держать лук именно так, как надо, при выделывании кожаной сумки держать ножницы горизонтально – для этого нужно послушание и дисциплина. И мы провели вот какое исследование. Спросили ребят, что, по их же экспертному мнению, для них важнее. Ответы нас удивили: вы, воспитатели, дайте нам возможность проявить инициативу, а уж мы вам за это… будем слушаться. Поэтому, когда мы начинали, на пример, занятие по изготовлению глиняных фигурок, прежде чем строгим голосом объяснить, что и как мы будем делать, мы несколько минут опрашивали ребят. Кто где хочет сидеть? Какой цвет глины больше нравится? Кто будет старшим в группе? Кто будет резать, а кто сначала хочет лепить?

И странно. Точнее, ничего странного, дети хотели делать то, что сами же придумали. Особенно, когда мы их идеи дорабатывали по принципу: раз Петя хочет резать глину, то он будет лепить, и смотреть, как режут другие. Все же наши попытки сразу и всенепременно настоять на своих решениях очень часто проваливались, детей же больше))

Бесполезно говорить – будь послушным и будь бойцом. Лучше сказать – будь бойцом и слушай, что говорят. Сначала вовлечь, а потом форматировать, не наоборот!

Получается, что наша цель, задача как родителей на будущее – сделать так, чтобы наши дети стали и активными и послушными. И первый, пожалуй, самый главный шаг для этого важного дела – не торопиться форматировать ребенка, отбивать у него желание активничать, делать что-либо. Не спешите, он никуда от вас не убежит. Дайте ему возможность сделать что-либо, пусть неправильно, главное потом подробно объяснить ему, какие в этой игре правила. Какие действия ведут к победе, как их соблюдение позволит добиться результата, и как слушаться этих правил.

Попробуйте делать так совсем недолго, неделю-другую и вы заметите, что дети смотрят на вас совсем другими глазами. И становятся и активными и послушными. В наших лагерях «Эскалибур-Кэмп» так получается.

Давыдова Мария, Бударгин Александр
​​www.excalibur-camp.com
Статьи по теме:
Эффективные интонации: ваши требования будут выполнены!
Эффективные интонации: ваши требования будут выполнены!

Недавно сделал красивое открытие: удалось четко описать, на какие интонации родителей дети отзываютс...

11
Должен ли ребенок быть послушным? Умное послушание
Должен ли ребенок быть послушным? Умное послушание

Вы еще не забыли, что такое послушный ребенок? Это очень простые вещи: сказал ребенку помыть руки -...

2
Послушный или самостоятельный (Е.Яковлев)
Послушный или самостоятельный (Е.Яковлев)

Послушным я называю человека, который считает, что объективно(!) существует некая правильная мораль...

0
Категории: